Возникновении альтернативной школы Германии
Основателем немецкой исторической школы является Фридрих Лист (1789 – 1846) – немецкий экономист, талантливый публицист, энергичный политик. Его основной труд “Национальная система политической экономии” - это своеобразная реакция на ортодоксальную теорию А.Смита и Д.Рикардо. Главная идея этой работы – призыв к экономическому объединению страны, которая была раздроблена в то время на множество отделенных частей.
Предшественниками неоклассического направления в политэкономии является историческая школа политэкономии в Германии и австрийская школа. Одним из основателей первой был Армак Мюллер (1779—1829), который подверг сомнению применимость классической теории для Германии. Каждая нация, отмечал он, это особенный организм со своими жизненными принципами, со своей индивидуальностью. Потому никаких универсальных экономических законов, о которых говорит классическая теория, нет и быть не может. Различают старую и молодую (новую) исторические школы.
Старую школу представляют В.Рошер (1817—1894), Б.Гильдебрандт (1812—1878) и К.Книс (1821—1898). Эта школа сформировалась в 1840—1860 г. Ее представители считали, что прежде чем переходить к обобщениям, стоит изучить, как возникли и развивались экономические и правовые институты. Рошер предлагал дополнить общую экономическую теорию историей экономического развития, которая явилась бы приложением к теоретическому разделу. Гильдебрандт считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития нации, и подвергал сомнению существование экономических законов. Карл Книс считал, что экономическая наука способна лишь описать возникновение и развитие экономических процессов, но не может дать им адекватные обобщения.
Представителями новой исторической школы являются Г.Шмоллер (1838—1917), А.Вагнер (1835—1917) и К.Бюхер (1847—1930). Они не пошли путем возражения естественным экономическим законам, а исходили из того, что законы экономики не могут быть открыты с помощью логических обоснований. Потому в центре их внимания находятся практические проблемы, описание экономического развития той или иной нации, что и является (по их мнению) единственной основой для каких-либо теоретических обобщений.
Таким образом, экономисты исторической школы убеждены, что народное хозяйство каждой страны имеет свои особенности, свои нормы и формы отношений. Содержание исторического подхода не просто в описании, а в объяснении и раскрытии экономических связей и зависимости.
Экономическая реальность противоречива и неоднозначна. Потому экономические рекомендации и экономическая политика должны быть выработаны относительно конкретных условий.
Вопросы к семинару:
1. Почему Великобритания потеряла статус лидера индустриального мира?
2. Промышленные монополии противоречат свободному рынку. Вместе с тем возникновение олигополии и монополий — закономерность индустриальной экономики. Можно ли оказывать сопротивление объективной закономерности?
3. Найдите в экономической истории периоды минимального вмешательства государства в экономическую жизнь стран с рыночной экономикой. Насколько они длительны во времени?
4. Предоставьте характеристику новой концепции маржинализма и его школ.
5. В чем заключается особенность марксистской теории. На чем она базируется.
6. Историческая школа Германии. Ее истоки и последствия.
Тема 8.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ
(вторая половина XIX– начало XX ст.)
План:
1. Особенности экономического развития России и Украины в пореформенный период.
2. Экономические идеи освободительного движения.