Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.

Для получения многосторонней информации относительно обследуемой личности испытуемого часто применяются методы ассоциаций. Помимо этого, могут изучаться разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т.д.

Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент -анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.

В методическом аспекте контент - анализ находит применение в трёх качествах:

1. как основной метод или процедура обработки данных, полученных при других

исследованиях. В этом качестве контент - анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.

2. как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими.

3. как вспомогательный метод или процедура обработки данных

В психологии метод, близкий к контент - анализу, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование контент - анализа в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особое достоинство контент - анализа в том, что он нередко позволяет выявить и объекгивизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объёмных массивах эмпирических данных. Конкретные направления применения контент - анализа включают:

1). Анализ результатов проективных методик исследования личности.

2). Изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого.

3). Анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании.

4). Изучение психологических особенностей личности по качественным

характеристикам, развёрнутым экспертным оценкам.

5). Анализ об'ективной информации о личности.

6). Анализ высказываний при диагностике особенностей групповой

коммуникации.

 

Вопросы:

1 Что такое контент- анализ.

2 Назовите основные области применения контент- анализа.

 


[i] В основу данного конспекта лекций легли в основном работы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психологической диагностике.

3. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина.

4. Психологическая диагностика. Под ред. К.М.Гуревича.