Экономическая мысль периода средневековья

 

Феодализм — понятие сугубо европейское. Все попытки определить период перехода восточных стран с «азиатским» способом производства к феодальным производственным отношениям не имели успеха.

На Востоке, от Египта к Китаю, из I тысячелетия до н.э., общественные формы хозяйства достаточно гармонично соединялись с государственными формами. Поскольку и в реальной жизни, и правосознании государственная собственность на землю и воду крепилась как естественно-исторический феномен, то и все другие, кроме верховного правителя, участники экономических отношений рассматривали эти важнейшие факторы производства как объекты условного пользования, а не частного присвоения. А все попытки частного присвоения земли, удачные и неудачные, с остальными оказывались отклонениями от общественной нормы. История полная примеров решительной охраны государственной собственности от посягательств отдельных частных личностей — пользователей земли. Знаменитые Законы Хаммурапи, созданные в Древнем Вавилоне еще в XVIII столетии до н.э., уже фиксировали условное держание земли за службу и ограничивали продажу земельных наделов воинами. В Древнем Израиле царь Соломон (965—928 до н.э.) скупал земли, увеличивал царский домен и раздавал большую его часть во временное условное владение. В 350 г. до н.э. выдающийся китайский реформатор Шан Ян развернул могучую политическую и общественную кампанию против «стяжателей», которые намеривались присвоить общественные и государственные земли. Шан Ян протестировал против превращения общинников крестьян у рабов, запрещал выход крестьян из общины и ввел круговую поруку именно как гарантию против долгового рабства. И таких примеров на Востоке можно найти большое количество.

Экономическая мысль эпохи Средневековья представлена трактатом Ли Гоу (XI в.). Немало экономических идей содержится в трудах видного арабского мыслителя Ибн-Хальдуна (1332—1406).

В Западной Европе после падения Римской империи средневековое общество формировалось на основе своеобразного синтеза римских порядков с обычаями и традициями “варварских народов”, которые завоевывали эти земли и создали на них свои государственные образования. Этим во многом и объясняется то, что какие-либо осознанные попытки осмысления экономических процессов и явлений появляются лишь в период классического христианства. Общественное мнение средневековья имело религиозное окрашивание, что было обусловлено властвующей ролью христианства. Христианская система ценностей осуждала частную собственность, богатство и эксплуатацию людей.

Характерные представления об экономических идеях раннего христианства дают труды Августина Блаженного (1353—1430). Становление канонической доктрины связано с именем болонского монаха Грациана, который составил в XIII веке “Свод канонического права”. Систематическое толкование канонической доктрины дано в трактате Фомы Аквинского (1225/26-1274) “Сумма теологии”.

В развитии экономической мысли средних веков, важное место занимают учения утопистов-социалистов. Томас Мор (1478—1535) автор книги “Золотая книга, настолько же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” и Томмазо Кампанелла (1568—1639) его произведение “Город Солнца” создан под воздействием “Утопии” Томаса Мора.

На Востоке не было потребности перехода к феодализму, поскольку здесь экономическая жизнь развивалась другим путем. Восток — это другая цивилизация, и формационные степени просто не могут быть методологическим основанием для анализа производственных отношений «азиатского» типа. Исследователь, не опытный в экономической истории Востока, может сказать, что «на Востоке феодализм существовал всегда», — и будет прав.

 

Это был не феодализм в европейском понимании, не общество, которое формационно изменило рабовладельческий строй. Это был восточный тип экономики, который своеобразно эволюционирует в рамках единственной доиндустриальной цивилизации и хранит глубинные основы, которые к эпохе Нового времени можно, как и ранее, характеризовать как систему огосударствленных общин.

 

       
   
 
 

 


 

 

Вопросы к семинару:

1. Почему феодализм был сугубо европейским феноменом, если производственные отношения, свойственные феодализму, оказываются и на Востоке?

2. Происходил ли в период Средневековья технический и технологический прогресс в сельском хозяйстве?

3. Может ли быть экономически эффективным хозяйство, основанное на условном землевладении?

4. Превращение условного землевладения в безусловную частную собственность на землю является признаком расцвета феодализма или его кризиса?


Тема 5.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (XVI – первая половина XVII ст.)

 

План:

1. Закономерность возникновения товарно-денежных отношений.

2. Характеристика средневекового города.

3.Экономическая политика меркантилизма.