Генезис европейского феодализма

Феодализм — это такая социально-экономическая система, которая базируется:

· на условном землевладении;

· иерархической системе сюзеренитета (господство) и вассалитета (подчиненность), экономической основой которой являются рентные отношения;

· прикреплении непосредственных производителей - общинников крестьян или отдельных крестьянских семей к земле или лицу-землевладельцу;

· законодательном оформлении феодальной зависимости в нормах крепостничества;

· преимущественно натуральном типе феодального хозяйства на микроуровне;

· крайне медленному развитию производительных сил и, соответственно, низкой эффективности труда непосредственных производителей.

Естественно, что феодальная система намного более сложная и многомерная. Для относительной полноты картины вспомним еще, что политическому строю феодального общества отвечает сословная монархия или, реже, олигархическая республика.

Мы уже говорили, что в III и IV ст. н.э. европейское рабовладельческое хозяйство испытывает системный кризис. Большое переселение народов, начавшееся в V веке, привело к тому, что «варварские» соседи Рима не только совершали военные набеги на территорию империи, но и осуществляли своеобразную «обратную колонизацию» окраинных провинций. В V—VI ст. масса свободных «варваров», прежде всего немецких, оседала на землях Галии (современная Франция). Немецкие племена, среди которых выделяются франки, возродили в Галии общественный строй. Германцы владели землями не лично, а через семейные союзов (единокровные). Но кровно-родственные союзы находятся к этому периоду в состоянии уничтожения: в письменных источниках уже вспоминаются «товарищи» и «соседи». Между прочим, свободные общинники франков называются в источниках конца V века до боли знакомым словом «people» — «люди»!

Окончательное падение Западной Римской империи в 476 г. привело к быстрым изменениям хозяйственной жизни. Немецкие завоеватели не интересовались городской жизнью римлян. С точки зрения развития производительных сил период «варварских» завоеваний можно назвать временами упадка. Развитые формы товарно-денежных отношений, характерные для античной экономики, заменялись натурализацией хозяйственной жизни, преимущественно сельской. Но одновременно — это период большого исторического синтеза римской экономической культуры и привнесенного извне общественного строя.

В истории ничего не проходит бесследно. Немецкие и славянские завоеватели раннего средневековья (конец V - середина XI века) оказались весьма восприимчивыми к культуре покоренных народов. Рисовать этот период темными тонами разрушений цивилизации и культуры — исторически несправедливо. Такого рода отношение к периодам подчинения иноплеменниками — это традиция завоеванных народов. Германцы и славяне в действительности привнесли в Западную Европу «свежую кровь», энергию свободы и своеобразную общественную демократию.

Завоеватели превратились в новую земельную аристократию, их вожди стали королями новых государств и империй, а жители завоеванных территорий — подневольными, зависимыми, а часто и бесправными членами новых содружеств. Так было и в королевстве франков на территории Галии, так было и в Британии, завоеванной в середине V в. немецкими племенами англов и саксов. Новое властвующее сословие, таким образом, было преимущественно иностранного происхождения. «Лучшие семьи» будущей Франции — это потомки немецких завоевателей, которые говорят на испорченной латыни, что не помешало их языку превратиться позже в прекрасный и богатый французский язык. Между прочим, «лучшие семьи» аристократической Англии — это потомки уже французских и нормандских завоевателей, которые пришли сюда вместе с Вильгельмом, герцогом Нормандским, в 1066 г., конфисковали земли англосакских обладателей, присвоили их, а заодно ввели в обычай и в британскую культуру французский язык.

Франкское государство образовалось и оформилось как королевство на территории Галии в 481 г. Король франков Хлодвиг Меровинг, правящий с 481 по 511 г., сразу стал крупным землевладельцем. Часть завоеванных земель пришлось отдать церкви, поскольку в 496 г. франки приняли христианство в католической форме.

Формы землевладения и социальную структуру франкского общества отображает один из первых немецких судебников — «Салическая правда» датирована исследователями началом VI ст., которая отображает отношения раннего периода. Исходя из содержания этого документа, дополненного франкскими королями в VI—IX ст., общество всего этого периода тяжело назвать феодальным в буквальном смысле этого слова. В лучшем случае это раннефеодальное общество, а более корректно — переходное к феодальному. Основная масса франкского населения — свободные общинники с общественной формой землевладения. Частная собственность – аллод - распространяется на дом, усадьбу, огород, но не на основной массив пахотной земли. Сила общественных традиций оказывается в том, что наследование аллода осуществляется только по мужской линии, чтобы родовое имущество не переходило к другому роду. Женское потомство исключалось из наследования земли; в случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение соседей. Таким образом, формировалось крупное землевладение за счет королевских земельных подарков и разорения селян-аллодистов, вынужденных отдаваться под заместительство крупных сеньоров землевладельцев.

Крупным землевладельцем во Франкском государстве становилась церковь. Церковные учреждения получали землю разными способами. Именно на церковных землях раньше, чем на землях светских владельцев, появились разные формы условного землевладения, то есть сущностные формы феодальных отношений.

Католические церковные учреждения, прежде всего монастыри, отдавали земли прекаристам. Прекарий — временное и условное владение церковной землей. Прекаристом могли быть: лицо церковного клира, получая землю вместо дарования; лица, которые вложили свою землю в церковное учреждение и получили ее назад в виде прекария, за что платили оброк преимущественно в натуральной форме; лица, которые продали землю церкви и остались на ней как оброчник; наконец, по приказу короля, что часто оспаривалось церковью. Прекарист владел определенными правами, закрепленными в законах, он мог оспорить в суде свои права, если владелец нарушал договор. Например, в 567 г. церковный собор в Лионе запретил епископам отнимать прекарий, данные их предшественниками членам церковного клира.

В результате именно католическая церковь начала формировать в Европе собственно феодальные отношения, основанные на условном землевладении.

Повсеместное утверждение феодальных отношений состоялось позже. В VIII ст. в государстве франков реальными обладателями земли становились так называемые майордомы. Раздача земель Хлодвигом и его преемниками, бесконечные раздоры между наследниками и их соперниками ослабили королевскую власть. Воспользовались этим крупные дворцовые правительственные чиновники и одновременно крупные землевладельцы и военачальники.

Период расцвета собственно феодального землевладения пришелся на XI—XII ст. Как же формировался земельный фонд?

Сначала, еще при короле Франкской державы Карле Мартелле (в переводе - молот) (714-751), раздавались земли, которые конфисковали у политических противников, мятежных аристократов и частично за счет секуляризации церковных земель (обращение церковной собственности в мирскую, светскую). Но дальше, при империи Карла Великого (768—814), сложилась несколько другая система формирования земельного фонда. Эта система возникла в связи со сложной иерархической структурой сюзеренитета и вассалитета. Теперь не только король мог раздавать земли, которые принадлежат государству или лично королю, но и его челядь. Крупные королевские вассалы со своим феодалом даровали земли своим вассалам, а те в свою очередь своим. В результате создавалась пирамидоподобная система вассальной зависимости. С известной долей условности ее можно изобразить в виде иерархии: король — герцоги — графы — маркизы — бароны — шевалье. При этом нижестоящий вассал получал вместе с землей значительный, а иногда и полный иммунитет от вмешательства королевских должностных лиц в дела земельной аристократии. Судебные, административные, полицейские и фискальные функции передавались крупным вассалам и их администрациям. Иерархия закрепилась достаточно быстро и превратилась в обычай. Вообще-то феодальные отношения были не такими простыми, как это выглядит в пирамидальном построении. Скажем, каждый субъект иерархии кроме условного держания, бенефиция или феода, мог иметь и собственный аллод. За особенные заслуги сюзерен мог даровать землю не только в условное, но и в безусловное владение. Таким образом, военный или правительственный чиновник мог иметь аллод, а мог и не иметь его, а бенефиций или феод, как правило, имел. Иначе он не мог бы служить, ведь денежные вознаграждения за службу были более быстрыми премиями, чем регулярными платежами. Такие запутанные отношения часто приводили к конфликтам и столкновениям, потому не даром феодальная эпоха считается периодом беззакония и жестокости.

Ясно, что на самом нижнем этаже иерархического здания находились те, кто непосредственно производил общественное богатство, содержал феодалов всех мастей, королевский двор и самого императора, церковь и монастыри.

Несмотря на определенную сложность социальных отношений, все общественные функции в феодальных королевствах оказываются достаточно четко размежеванными: светские феодалы (дворяне) дерутся, священники молятся, а крестьяне работают. Хотя категории работников тоже разнообразные и усложненные, но и среди крестьян легко различить две макрокатегории — свободных и зависимых.

В огромный период с VI по XII ст. в государстве франков (и во Франции) различаются три вида наделов: мансовые - непосредственных сельских производителей; литские (лит – зависимый, несвободный), потомки преимущественно галло-римского населения и свободных держателей с разными по тяжести повинностями. Свободных держателей еще называли колонами. В VI—X ст. колонов было, по некоторым экспертным оценкам, раз в десять больше, чем несвободных. Несвободные — серви, анциллы, манципии — уже в этот период были самыми настоящими крепостными на надельных землях, которые не имели свободы передвижения.

Личная зависимость производителей оформлялась законодательно. В VIII—IX ст. король лично принимает участие в установлении крепостной зависимости своими капитуляриями (указами), устанавливая развитую систему штрафов и наказаний за невыполнение феодальных повинностей. Карл Великий постановил: каждый свободный обязан искать покровителей и заместителей. Но отношения коменданта и патрона могли быть прерваны в случаях насилия второго или после смерти одной из сторон. Именно при Карле за патроном утвердилось название сеньора, а за комендантом — вассала. Об этом свидетельствует важнейший документ эпохи — «Капитулярий о виллах», который описывает хозяйственную жизнь в земельных владениях самого Карла.

Франкское королевство и империя являются классическим примером того обстоятельства, что феодальные отношения основаны на личной зависимости не только крестьян от феодалов, но и феодальных вассалов от своих сюзеренов сеньоров.

К XI ст. практически во всей Западной Европе действовал принцип «нет земли без сеньора». Община не исчезла, а превратилась в общину крепостных крестьян. Политические проблемы и бесконечные войны (чего стоит только Столетняя война 1337—1453 гг.), эпидемии (например, чума 1348—1350 гг.) выливались в могучие социальные движения, народные выступления, самой крупной из которых была Жакерия в 1358 году (жак – презрительная кличка для крестьян). В результате уже к концу XIV столетия 2/3 крестьян стали лично свободными держателями, преимущественно на правах наследственной аренды с фиксированной платой за землю. И такое положение сохранялось вплоть до Великой революции XVIII столетия.

 

2. «Неклассический» феодализм

Раскрывая содержание феодальных отношений, мы проанализировали «классический образец» — Франкское государство и Францию. Этого достаточно, чтобы понять суть проблемы. Большинство стран Западной Европы с большей или меньшей модификацией прошли тот же путь развития. Впрочем, некоторые характерные отличия отметим, чтобы показать: закономерность — всего лишь тенденция, которая пробивается через множество отклонений от какого-то исторического вектора.

В Британии условное феодальное владение зародилось даже раньше, чем во Франкском государстве, в VII—VIII ст. Именно с того времени известны бокленды — земли, доходы от которых передавались приближенным короля, но крестьяне при этом хранили личную свободу. Процесс закрепощения крестьян осуществлялся очень медленно, но так и не был завершен окончательно. Свободная марка и после англосакского завоевания продолжала существовать вплоть до XII в. Крестьянские семьи наследственно владели землей. Естественно, что рабы тоже продолжали существовать достаточно долго, но были исключительно из местного кельтского населения. Лишь в IX веке в Англии появляется крупная вотчина — манор, но одновременно возникла и мелкая (до 10 акров) индивидуальная частная собственность общинников с правом отчуждения. Привычным явлением в английском селе был и безземельный «свободный» батрак, хотя его социальное положение мало чем отличалось от рабского. В X—XI ст. зависимость свободных общинников-керлов, возникшая как результат задолженности, приводила к личной зависимости и системе коммендаций (от латинского – вверяю, передаю).

При короле Ательстани (924 - 940) коммендация становится обязательной для всех свободных, но еще не превращается в вассалитет. Еще можно переходить к другому патрону или гнать клиента. В XI в. сложилось крупное имение с землей сеньора и землей, занятой зависимыми крестьянами и свободными держателями. Классические образцы феодальных отношений принесли в Англию французы после завоевания страны в 1066 г. герцогом Вильгельмом Нормандским. Тогда только внедрилось в сознание субъектов производственных отношений феодальное понимание: земля — номинальная собственность короля, а бароны, лорды, монастыри и крестьяне — только условные держатели.

В XIII—XIV веках в английском селе происходят значительные изменения, связанные прежде всего с тем, что континентальной Европе (Фландрии) понадобилась английская шерсть для развития текстильного производства. До производства и торговли шерстью привлекались и феодалы, и крестьянские хозяйства. Теперь для торговых операций на континенте нужны деньги, потому натуральные оброки стали заменяться денежной рентой. Еще в 1136 г. в нарушение привычного права, которое складывалось веками, король Генрих III впервые позволил так называемые «огораживания», с помощью которых крупные владельцы — лорды превращали свои владения в пастбища для овец. В XIII ст. изгнания крестьян из земли и превращения земельных наделов в пастбища стали привычным явлением. Появились безземельные крестьяне, а здесь еще в середине XIV ст. в Англии разразилась чума. Население резко уменьшилось, и лордам «пришлось» снова закрепощать батраков. В завершение ко всем бедам разгоралась Столетняя война с Францией.

Все это привело к грандиозному восстанию крестьян под руководством Уота Тайлера. Характерно, что во время мятежа восставшие убивали не только своих землевладельцев, но и ремесленников фламандцев — мастеров шерстяной мануфактуры. В результате в XIV ст. барская система повсеместно была ликвидирована, крестьяне массово откупались от личной зависимости и становились свободными копигольдерами (которые имели на руках копии договоров с землевладельцами об аренде) или полными владельцами - фригольдерами. Уже в XV ст. появилось и «новое дворянство», которое предпочитало войне торговлю шерстью. Есть все основания считать, что на этом завершается история феодализма в Англии.

В Германии процесс феодализации проходил несколько иначе, чем в завоеванной франками Галии. Здесь не крестьяне получали землю от землевладельца завоевателя, а, напротив, немецкая племенная аристократия постепенно закабаляла свободное село. Аллоды крестьян сохранялись до XI века. Еще в X веке среди немецких народов существовал обычай снаряжать одного воина от 10 крестьянских дворов без посредничества какого-либо крупного земельного обладателя, которых судя по всему тогда просто не существовало. Войдя же в состав Франкской империи, Германия попала в общую для всего этого государства колею развития. Политическая раздробленность здесь наступила позже, чем во Франции, в XI ст. Наоборот, во второй половине X ст. (в 962 г.) немецкий король Оттон I Великий после подчинения Северной и Средней Италии учредил Священную Римскую империю, первым императором которой он и стал. И именно тогда начался реальный процесс закрепощения крестьян, который растянулся до XVI столетия.

Но в период расцвета крепостничества в Западной Германии (XI—XII ст.) крепостные могли, оставаясь несвободными, входить в состав рыцарей, которые составляли низший слой дворянства. Это тяжело объяснимый документальный факт, показывающий лишний раз, как нелегко описывать средневековую экономику.

Император Конрад II (1024—1039) создал класс рыцарей — непосредственных вассалов, путем раздачи небольших земельных участков в 3 гуфа (гуф – мера площади). Этим и привлекались за особенные заслуги крепостные крестьяне. Это было тем более необходимо, что светские князья добились от Конрада II полного признания наследственности их большого состояния. Длительность и опоздание процесса закрепощения не значит более мягкого характера феодализма. Напротив, тот факт, что в Германии в 1525 г. состоялось восстание крестьян и городского плебса, которое по своему размаху превзошло подобные выступления во Франции и Англии, говорит само за себя. Раздробленность и бесконечные конфликты немецких феодальных обладателей стали характерной особенностью этой страны к середине XIX столетия.

В Италии в X—XI ст. преобладала колонатная аренда земли, унаследованная от Римской империи. Крепостничество здесь осталось недоразвитым. А в XI ст. постепенно сокращается, затем и прекращается применение труда крепостных, учащаются случаи освобождения от крепостной зависимости и побега крестьян в относительно свободные города.

В Испании процессы феодализации были прерваны арабским завоеванием VIII столетия (711 г.). Из этого периода большая часть зависимых крестьян становилась арендаторами на государственной земле (по мусульманскому законодательству из '/5 или '/3 урожая). Исчез и колонат. Раб, принимая ислам, здесь же становился свободным.

Особенная страна — Византия, олицетворение промежуточной системы между Западом и Востоком. С тех пор, как в 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную (собственно Византию), на Востоке стал формироваться общепризнанный центр цивилизации того времени — «второй Рим». В Византии рано начался процесс кодификации законов. Уже при императоре Феодосии II (408—450) созданная первая византийская сводка законов, а в 528—534 гг. появилась всемирно-известная Сводка гражданского права Юстиниана Великого. Это не только памятник юридической мысли, но и прекрасный источник для исследования социально-экономических отношений. Именно из этой Сводки становится ясным, что Византия была государством с жестко централизованной властью императора, развитой торговлей с рыночной инфраструктурой и господством крупного частного безусловного землевладения. Налоговый гнет в стране был настолько тяжелым, что иногда маломощные владельцы даже отказывались через него от земли. Когда в 554 г. Юстиниан завоевал Италию и положил конец там Остготскому королевству, он и в Италии установил такие налоги, что мелкие владельцы предпочитали уступать свои земли крупным владельцам и превращаться в арендаторов. Юстиниан сделал героическую попытку ослабить влияние крупных земельных аристократов, «по-восточному» увеличивая размеры государственного землевладения.

Но в VII ст. начинается ослабление византийского «самодержавного централизма», появляются относительно самостоятельные области — феми — во главе со стратегами. В IX ст. и здесь появляется аналог бенефиция — стратиотское (военное) условное владение землей. К Х и XI ст. относятся массовые раздачи (и просто увлечение) императорских и церковных земель в условное владение — иронии, правда, европейской многоступенчатой пирамиды здесь не вышло. В отношениях условного землевладения принимали участие всего два субъекта: император и бенефициарий. Не было здесь и системы иммунитета. При императоре Константине VII (913—959) рыцарские участки были признаны наследственными, но неотчуждаемыми, то есть фактически превратились в аналог феода.

С XIII ст. начинается закономерный процесс распада Византийской империи на враждующие феодальные владения. В 1204 г. Византию захватили европейские войска четвертого крестового похода, ведь для европейских католиков православная Византия была пристанищем еретиков. Но заняться здесь «земельным вопросом» им не удалось, потому что в 1261 г. Византийская империя все же была возобновлена Михаилом Палеологом. Новая императорская династия Палеологов ввела-таки иммунные права крупных землевладельцев. Но дальше начинается уже сугубо «восточная» история византийских территорий, завоеванных в 1453 г. турками-османами.