Примеры выполнения заданий

 

Задания:

1 Решить задачу симплекс-методом, т.е. определить mах Z = 3х1 + 2х2.

х1+3х2<=270,

1+6х2<=600,

1 + х2<=240,

х1>= 0, х2 >= 0.

Решение. Введение дополнительных неотрицательных переменных х1, х2, х3 приведем задачу к каноническому виду:

max Z = 3х1 + 2х2 + 0х3 + 0х4+ 0х5 ;

х1 +3х2 + х3 = 270,

1 + 6х2 + x4 =600,

1 + х2 + x5 = 240

х1>= 0, х2 >= 0, х3>= 0, x4>= 0, x5 >= 0.

Дополнительные переменные х3, х4, х5 являются базисными, а х12 - свободными. Дополнительные переменные по своему экономическому смыслу представляют предполагаемый избыточный объем ресурсов соответственно первого, второго и третьего видов.

Занесем коэффициенты целевой функции и ограничений задачи в таблицу 32.

 

Таблица 32 — Допустимое базисное решение

 

 

Поскольку базисные переменные х3, х4, х5 входят в целевую функцию с коэффициентами 0, естественно, что начальное базисное решение х3 = 270, х4 = 600, х5 = 240 с нулевым значением целевой функции. Отрицательные значения Z1 = -3, Z2 = -2 свободных переменных в оценочной строке указывают, что данное базисное решение может быть улучшено.

Выполняя шаг 2 алгоритма устанавливаем, что наименьшее отрицательное значение в оценочной строке равное 3, находится в первом столбце таблицы 32, который, становится ключевым.

Для увеличения целевой функции надо ввести в базис свободную переменную х1, и вывести из базиса одну из базисных переменных х3, х4, х5. На шаге 3 находим отношение 270/1, 600/4, 250/3 элементов вектора b к положительным элементам ключевого столбца и по наименьшему из этих отношений выбираем ключевую строку и ключевой элемент а31, = 3, взятый в рамку.

В соответствии с шагом 4 по формулам выполняем преобразование элементов таблицы, включая и оценочную строку Z . Этим заканчивается первая итерация симплекс-метода, в результате чего из базиса выведена переменная х5 и введена переменная х1.

 

Новое базисное решение х3 =190, х4 =280, х5= 80, связанное со значением целевой функции Z = 240, и преобразованные элементы приведены в таблице 33.

 

Таблица 33 — Новое базисное решение

 

В этой таблице имеется единственный отрицательный элемент Z 2 = -1

Выполняя вторую операцию с ключевым элементом а22= 14/3, получаем таблицу 34, в которой все коэффициенты оценочной строки неотрицательны.

 

Таблица 34 — Оптимальное решение

 

Оптимальное решение (х1, х2, х3) = (60, 60, 30), Z = 300 показывает, что при одинаковых объемах производства первого и второго изделий, равных 60 единиц будет получен доход в 300 денежных единиц. При этом первый ресурс имеется в избытке х3=30 единиц, а второй и третий используются полностью х45 =0.

 

 

2 Решить задачу:

max Z = 8х1 + 2х2 - 2х3 - 5х4 - 6х5 ;

х12 - х3 - x4= 16,

1 - 2х2 + 2х3 - x5 =20,

х1>= 0, х2 >= 0, х3>= 0, x4>= 0, x5 >= 0.

 

Решение. Система ограничений задачи не содержит базисных переменных, поэтому введем в уравнение искусственные переменные х6, х7, включив их в целевую функцию с коэффициентом - М, значение которого заранее не фиксируется. Получим следующую задачу:

max Z = 8х1 + 2х2 - 2х3 - 5х4 - 6х5 – Мх6 – Мх7 ;

х12 - х3 - x4 + х6 = 16,

1 - 2х2 + 2х3 - x5 + х7 =20,

xj >0, j=1,…,7 ,

решение которой приведено в таблице 35. Отметим, что после того, как искусственная переменная была выведена из базисных переменных, в силу выбора коэффициента - М она уже не может больше попасть в число базисных переменных, поэтому в последующих симплекс-таблицах столбец, соответствующий этой переменной, можно исключить.

 

Таблица 35 — Решение

 

Оптимальное решение задачи: х1 = 26/3, х2 =22/3, х345 = х6 = х7 = 0, Z = 84.

 

3 Решить задачу:

min Z = х1 + 2х2.

12>=3,

1-7х2<=1,

1 + 3х2>=6,

х1>= 0, х2 >= 0.

 

Решение. Перейдем к эквивалентной задаче максимизации.

Для этого поменяем знаки коэффициентов целевой функции умножим на -1 первое и третье неравенства и введем дополнительные переменные х3, х4, х5. В результате получаем задачу:

max Z = -х1 - 2х2 + 0х3 + 0х4+ 0х5 ,

-2х12 + х3 = -3,

1 - 7х2 + х4 =1,

-2х1 -3х2 + х5 = -6,

xj >=0, j=1,…,5.

В исходной симплекс - таблице все элементы оценочной строки отрицательны. В Соответствии с шагами 1, 2 двойственного симплекс - метода выбираем ключевую строку, соответствующую наименьшему отрицательному элементу -6 в столбце свободных членов и, выполняя шаг 4, находим отношения коэффициентов оценочной строки к отрицательным элементам, ключевой строки, равные 1/(-2) и 2/(-3).

Большее из этих чисел указывает ключевой элемент а31 = -2. Выполнив требуемые преобразования, на следующей итерации по тем же правилам находим ключевой элемент

а22 = -10. После двух итераций двойственного симплекс - метода получаем оптимальный план:

х = (9/4, 1/2, 2, 0, 0), Z max = -13/4 (таблица 36).

 

Таблица 36 — Решение

 

 

Это дает решение исходной задачи в виде х = (9/4, 1/2), Z= 13/4.

 

4 Решить задачу:

max Z = 8х1 + 2х2 - 5х3 ,

1 +2х2 + х3 >= 6,

х1 - 2х2 + 2х3 > =3,

1 + х2 - х3 < =2,

х1>= 0, х2 >= 0, х3>= 0.

Решение.С помощью дополнительных переменных х4, х5, х6 >= 0 переходим от ограничений неравенств к ограничениям - равенствам, и после умножения первого и второго ограничений на -1 окончательно получаем:

max Z = 8х1 + 2х2 - 5х3 ,

х1 -2х2 - х3 + x4 = -6,

1 + 2х2 - 2х3 + x5 =-3,

1 + х2 - х3 + x6 =2,

xj >=0, j=1,…,6.

Заполняем симплекс - таблицу и в соответствии с шагами 1и 2 двойственного алгоритма выбираем ключевую строку, соответствующую наименьшему отрицательному числу в столбце свободных членов. Сравниваем отношения (-6)/(-2) и (-6)/(-1) и поскольку второе из них большее, то ему соответствует ключевой столбец. Выполняя преобразования с ключевым элементом а13 = -1, получаем эквивалентную задачу с неотрицательными значениями bi. Проведя еще две итерации по правилам обычного симплекс - метода получаем оптимальный план: х = (7/5, 11/5, 3, 0, 0, 0), Z шах = 3/5 (таблица 37).

 

Таблица 37 — Решение

 

1 Решить симплекс-методом задачу 1 первого задания.

2 Решить симплекс-методом задачу 3 первого задания.

3 Решить симплекс-методом задачу 4 первого задания.

4Решить симплекс-методом задачу 5 первого задания.

5 Решить симплекс-методом задачу б первого задания.

6 Решить симплекс-методом задачу 7 первого задания.

7 Решить симплекс-методом задачу 9 первого задания.

8Решить симплекс-методом задачу 10 первого задания.

9 Решить симплекс-методом задачу 11 первого задания.

10Решить симплекс-методом задачу 12 первого задания.

11Решить симплекс-методом задачу 13 первого задания.

12Решить симплекс-методом задачу 14 первого задания.

13Решить симплекс-методом задачу 15 первого задания.

14Решить симплекс-методом задачу 16 первого задания.

15Решить симплекс-методом задачу 17 первого задания.

16Решить симплекс-методом задачу 18 первого задания.

17Решить симплекс-методом задачу 19 первого задания.

18Решить симплекс-методом задачу 20 первого задания.

19Решить симплекс-методом задачу 21 первого задания.

20Решить симплекс-методом задачу 23 первого задания.

21 Решить симплекс-методом задачу 24 первого задания.

22 Решить симплекс-методом задачу 25 первого задания.

23 Решить симплекс-методом задачу 27 первого задания.

24 Решить симплекс-методом задачу 28 первого задания.

25 Решить симплекс-методом задачу 29 первого задания.

26 Решить симплекс-методом задачу 30 первого задания

27 Решить симплекс-методом задачу 31 первого задания

28 Решить симплекс-методом задачу 33 первого задания

29 Решить симплекс-методом задачу 34 первого задания

30 Решить симплекс-методом задачу 35 первого задания