Экономические причины падения античных цивилизаций

 

Элементы классового общества формируются на островах Эгейского моря еще в XXI-XVII ст. до н.э. Государства, которые возникли в этом бассейне во II тысячелетии до н.э. имеют более выраженные черты классовых обществ. Сама природа здесь давала возможность производить материальные блага на базе кооперации количественно небольших групп людей, даже отдельных семей. Субтропический климат и благоприятные условия для садоводства, пастбищного скотоводства, рыболовства, наличие многообразных полезных ископаемых приводили к раннему образованию частной собственности отдельных семей и расслоения общественных связей. Тысячелетия с XVIII по IX до н.э. ознаменовалось переходным характером экономики в островной и материковой Греции. Здесь постепенно развивается домашнее рабство и аренда земли (частными лицами у общин и государств-городов). Появляются и факты применения наемного труда, разные формы которого практически всегда существовали в европейских цивилизациях.

На территории Греции рано стало развиваться товарное хозяйство и, соответственно, торговля. Когда последняя из миграционных волн индоевропейцев на запад привела в XII ст. до н.э. к заселению Эллады племенами дорийцев, они быстро поняли, что эта земля малопригодная для зернового хозяйства. «Средиземноморская триада» — ячмень, виноград и олива - вот что можно было выращивать здесь интенсивнее всего. Отсюда появление весьма выгодных экспортных продуктов — вина, пива, оливкового масла. Новоявленные греки объективно вынуждены колонизировать окружающий мир Средиземно-морья, активно развивать торговлю и мореплавание. Понятно, что в отличие от восточной специфики такого рода деятельность не требовала больших объемов труда.

Интересно, что у греков слишком рано появились цивилизационные и культурные амбиции, которые доходили до своеобразного грекоцентризма. Письменные источники XI-VII ст. до н.э. свидетельствуют о том, что в сознании греков человечество делилось на эллинов и варваров. А в VII-VI ст. до н.э. греки чувствовали и уже фиксировали варварский Восток и эллинский (культурный, цивилизованный) Запад. Между тем колониальные увлечения греков сыграли значительную позитивную роль для самой эллинской культуры. Греки именно у «варваров» многому научились: у ассирийцев - архитектурному и скульптурному искусству, у финикийцев - азбуке, у египтян – геометрии.

В XI-IX ст. до н.э. в греческих общинах еще немного рабов, но среди свободных общинников выделяются многонадельные и малонадельные граждане. В Греции интенсивно развивается ремесло. До X ст. до н.э. в греческих государствах-городах земельные участки уже крепко закрепились за отдельными семьями на правах частной собственности. Правда, в IX ст. до н.э. в Спарте была осуществлена попытка равного деления земли между семьями во временное владение, однако процесс приватизации общественных земель невозможно стало остановить.

Уже в VIII ст. до н.э. во всей Греции существовало классическое рабство, хотя основными производителями сельскохозяйственной продукций оставались свободные греческие семьи. VIII-VI ст. до н.э. - это время окончательного формирования социально-экономической системы античной Греции: частновладельческие отношения, частное товарное производство, эксплуатация частных рабов, отсутствие сильной централизованной власти, самоуправление общины полиса - вот характерные результаты этого процесса. В 621 г. до н.э. в Афинах архонт (высшее должностное лицо в полисе) Драконт составил свод законов, который юридически оформлял право частной собственности. Причем всякие посягательства на частную собственность карались с крайней жестокостью, преимущественно смертной казнью. Уже тогда грекам (европейцам) становилось ясно, что есть один способ приобретения чужой собственности - купить. Уточним: речь шла не только о частной собственности, а о чужой собственности вообще.

В 594 г. до н.э. выдающийся греческий государственный деятель - афинский архонт Солон - провел ряд глубоких экономических реформ, одна из которых была практически революционной. Солон уничтожил долговую кабалу. С этого момента афиняне не могли быть проданы в рабство. Следовательно, с VI в. до н.э. все греческие рабы были иностранцами, рабство единоплеменников было запрещено. И если до реформ Солона в Аттике преобладала эксплуатация закабаленных крестьян, то после реформ - эксплуатация иностранцев-рабов и отработочная рента греков-должников. Решить проблему источников рабского труда грекам долгое время удавалось за счет колониальных увлечений. Впрочем, хотя рабы и были абсолютно бесправными, их эксплуатация не была так жестока, как позже в Римской империи. Во всяком случае, история античной Греции не знает крупных восстаний рабов. И еще одна особенность: даже в самый блестящий период греческой истории - при Александре Македонском и его преемниках (IV ст. до н.э.) - значение труда самих греков не уменьшалось. Греческий полис оставался коллективом равноправных граждан, чье имущество и достоинство охранялись государством, а частная инициатива и обогащение поощрялись. В Афинах рабы никогда (до римского завоевания) не превышали 35% населения, хотя и работали в производственной сфере, в частности в крупных ремесленных мастерских - эргастериях. Есть свидетельства тому, что в Аттике зажиточные крестьяне, которые имели рабов, работали вместе с ними.

Первое глобальное столкновение западной и восточной цивилизаций состоялось в Х ст. н.е.: Греция столкнулась с Персией, огромной восточной деспотией, и победила ее, впервые показав преимущества западной экономики и западного политического строя, хотя и рабовладельческой, но все-таки демократии.

Постепенное рабовладение и производительное применение труда рабов стали привычным явлением в греко-римском мире. И хотя в Риме такого рода процессы происходили со значительным опозданием, именно здесь, в Римской республике (VI-II ст. до н.э.), а с I ст. до н.э. - в Римской империи классическое рабовладение приобрело свои завершенные формы. Кстати, и здесь, в Римской республике, слишком рано, в Х ст. до н.э., исчезло долговое рабство римских граждан, в IV ст. до н.э. запрещение долгового рабства граждан Рима было оформлено законодательно. И здесь было принятое законодательство (так называемые законы XII таблицы, датированы 451-450 гг. до н.э.), что карает преступления против собственности построже, чем против физического лица.

Рабовладение Рима носило жестокие формы. Здесь в отличие от Греции были запрещенные браки между рабами. Однако в период со II ст. до н.э. и до II ст. н.э. рабский труд стал преобладать в римской метрополии (центре). Нетрудно догадаться, что единственными источниками рабского труда были войны и работорговля. Одновременно происходила пауперизация свободных крестьян Рима. Уже с III ст. до н.э. в Риме появляются хлебные раздачи, игры и зрелища за счет казны. Чрезвычайно быстро развиваются ростовщичество и торговля. В Риме происходит сдвиг акцентов: свободные все меньше занимаются производственной деятельностью, а все больше - спекулятивными операциями. Римский же плебс (простолюдины) просто начинал баклушничать. Да и незачем было работать: только в Италии насчитывалось 10-12 млн. рабов, которые работали и в сельском хозяйстве (латифундиях и виллах), и в ремесленной промышленности, и в строительстве. Римляне настолько вдохновились своими победами, что иногда отменяли налоги со свободных римских граждан. Попытка римского реформатора Тиберия Гракха (в 134 г. до н.э.) возобновить старое римское крестьянство и муниципальный строй ни к чему не привела: паразитизм свободных разъедал римскую экономику. Свободных, что нанимались на работу, презирали, считали близкими к рабам. Наемника можно было получить в наследство, в приданое, сдать по контракту и даже купить.

Эти обстоятельства и привели большую античную империю к гибели. Пока территория римского государства расширялась, пока в метрополию беспрестанно поступала рабская рабочая сила, экономические проблемы так или иначе решались. Но уже в самом конце II ст. положение стало меняться. Участились набеги кельтов и германцев на северные провинции Римского государства. Средиземноморские пираты стали сильным ограничителем для римского судоходства и работорговли. Пока империя не была богата и могуча, на это никто не обращал особенного внимания. Но потребность в рабах заострялась настолько, что землевладельцы стали похищать их друг в друга, хватали и обращали в рабство дезертиров, путешественников и бродяг.

Первые века новой эры ознаменовались сокращением масштабов и прекращением военных действий Рима, спадом экономической жизни и натурализацией сельского хозяйства. Разорение итальянского крестьянства, что не выдерживает конкуренции с рабовладельческими хозяйствами, привело и к упадку римской армии (фаланги). Она становилась наемной, что требовало значительных расходов. Соответственно, увеличивались налоги, которые вызывали недовольство граждан Рима.

Не менее пагубно отразилась на экономике Рима внутренняя смута. Наемные солдаты не раз захватывали императорский трон и торговали им. В III ст. Риму все тяжелее стало отбивать вторжение франков, готов, славян, самозваных императоров Галии и Сирии. Внутри империи начались религиозные раздоры в связи с быстрым распространением христианства.

В 330 г. император Константин перенес столицу империи к востоку, в Византию (Константинополь). Наконец, в 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную. А в 476 г. под ударами «варварских» племен Римская империя пала. Так завершился блестящий мир античного рабовладения.