В маркетинге

Этика и социальная ответственность

 

Последние 20 лет охарактеризовались формированием в развитых странах цивилизованной правовой и культурной среды предпринимательской деятельности. Реагируя на активизацию организованного движения потребителей по отстаиванию своих прав (консюмеризм) компании, общественные, профессиональные и отраслевые объединения расширили работу по формированию пропаганды этических норм и кодекса поведения на рынке. Корпорации стали четче определять и декларировать свою социальную ответственность в качестве корпоративных граждан. Эта ответственность нашла свое закрепление в различного рода профессиональных кодексах (рекламный кодекс РФ, кодекс российских маркетологов).

Существует формальный и неформальный кодексы. Основное различие – степень юридической закрепленности санкций за их нарушение. Так, например, нарушение УК ведет за собой судебное разбирательство, нарушение же профессионального кодекса ведет к моральным санкциям: бойкоту, исключению из профессиональной ассоциации, занесению в «черный список» и следовательно к потере репутации и авторитета в деловых и общественных кругах.

Параллельное существование формальных и неформальных кодексов объясняется тем, что многие человеческие поступки и их следствия не могут быть строго формализованы и юридически закреплены. Они переходят в сферу морального долга личности, остаются на совести человека, и отсюда большинство подобных кодексов называют этическими. Отличительная черта современного развития общества - возрастание роли этических кодексов в сфере экономики, начиная с профессиональных (корпоративных кодексов), и заканчивая кодексами национальными и международными.

«7 принципов ведения дел в России» (1912 г.)

1. Уважай власть.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право честной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен своему слову.

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремлен.

«12 принципов ведения дел в России» (1997 г.)

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайтесь от насилия или угрозы применения насилия, как способов достижения деловых целей.

4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.

5. Оправдывай доверие – в нем основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно, не доводи деловых разногласий до суда, самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки.

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных прав.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. На требуй за него непременного общественного признания.

10. При создании и ведении дела как минимум не нанеси ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствовать тому, чтобы они стали невыгодными всем.

12. Проявляй терпимость к представителям других культур, они не хуже и не лучше нас, они просто другие.

В РФ в настоящее время идет интенсивный процесс формирования этический норм в бизнесе. 4 направления этого процесса:

· Принятие кодексов, инициируемое ассоциациями и общественными некоммерческими организациями. («Национальный Фонд Российская Деловая Культура»)

· Стихийное гражданское движение, формирование так называемой сети предпринимателей и компаний, придерживающихся согласованных этических норм.

· Принятие компаниями и фирмами собственных корпоративных кодексов.

· Принятие и согласование кодексов деловыми кругами на двусторонней основе. («Основы кодекса делового поведения», разработанные для американских и российских корпораций совместными усилиями торгово-промышленной палаты РФ, Национальным Фондом Российская Деловая Культура и российско-американского комитета по развитию делового сотрудничества)