Позиционирование товара на рынке

Специфика сегментирования на российском потребительском рынке

Позиционирование товара на рынке.

Отбор базовых сегментов рынка

Дифференцированный подход.

Агрегированный подход.

Он ориентирован на охват рынка в целом путем выпуска большого количества разнообразных товаров (одежда, продукты питания, медикаменты). Этот подход целесообразен для товаров массового спроса, в условиях рынка продавца, а также на ограниченных или территориально-обособленных рынках с однородной структурой потребителя.

Он учитывает различные покупательские предпочтения. Основную роль в дифференцированном подходе играет сегментирование.

В соответствии с этими подходами выделяют 5 способов охвата рынка.

Количество сегментов, на которые нужно стремиться выйти, определяется возможностями фирмы и дифференциацией сегментирующих признаков. Существует пять способов охвата рынка.

 

      Товары 1 2 3       Товары 1 2 3       Товары 1 2 3       Товары 1 2 3      
                             
                             
1 2 3 Рынки   1 2 3 Рынки   1 2 3 Рынки   1 2 3 Рынки   1 2 3 Рынки
                 

1. Концентрация на единственном сегменте.

2. Рыночное сегментирование (один вид продукта на нескольких рынках).

3. Товарное сегментирование (Концентрация на 1 рынке, но с разными видами товаров).

4. Избирательное сегментирование – обслуживание не связанных между собой сегментов рынка.

5. Охват рынка в целом (агрегированный подход).

 

Позиционирование товара на рынке – это обеспечение товаром, не вызывающим сомнений четко отличного от других, желаемого места на рынке и создание необходимого образа товара в сознании целевых потребителей.

В состав главных оснований для позиционирования товара входит 6 характеристик:

а) цена;

б) качество;

в) особый способ использования товаров;

г) отличительные свойства;

д) дизайн;

е) ориентация на определенную группу покупателей.

1. Возрастающее значение географических параметров сегментирования.

2. Отсутствие достоверных данных о доходах населения.

3. Сложность сегментирования по стилю жизни (малочисленный, средний класс в России; неосознанность среди большинства населения понятия среднего класса).

 

Позиционирование товаров на рынке – это обеспечение товара, не вызывающего сомнений четко отличного от других, желаемого места на рынке и создание необходимого образа товара в создании целевых потребителей.

В состав главных оснований для позиционирования товара входят 6 характеристик:

1. цена;

2. качество;

3. особый способ использования товара;

4. отличительные свойства;

5. дизайн;

6. ориентация на определенную группу покупателей

Позиционирование направлено на выбранный целевой сегмент.

Позиционирование товаров – это логическое продолжение процесса нахождения целевых рынков, которые включают место товаров фирмы на выбранном сегменте и оценку конкурентоспособности товара.

Цель позиционирования – занять определенную позицию в каждом целевом сегменте как по отношению к ожиданию потенциальных потребителей, так и по отношению к позициям конкурентов.

При выборе позиций товаров на рынке необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы отличительные свойства или выгоды, действительные или мнимые, на которые благоприятно реагируют покупатели?

2. Как воспринимается потребителями позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств и выгод?

3. какую ценовую политику выбрать с учетом ожидания потенциальных покупателей и позиций уже занятых конкурентами?

4. Какие маркетинговые каналы лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?

 

Варианты качественно-ценового позиционирования

    цена
    высокая средняя низкая
качество высокое 1.Стратегия премиальных наценок "мечта всей жизни" 2.Стратегия глубокого проникновения на рынок "жемчужина" 3.Стратегия повышенной ценностной ориентации
среднее 4.Стратегия завышенной цены "ловушка для дураков" 5.Стратегия среднего уровня "тарелка с кашей" 6.Стратегия добро-качественности "распускающиеся почки"
низкое 7.Стратегия ограбления "сон разума" 8.Стратегия показного блеска "и эту дуру я любил" 9.Стратегия низкой ценностной ориентации "купил, выбросил, забыл"

 

Схема реализации идеи нового товара

Этап 1. Определяются наиболее важные характеристики, существующие на целевом рынке аналогичных товаров, которые представлены затем в систематизированном виде.

Этап 2. Составляют схему потребительских предпочтений на основе опросов покупателей, выдвигается целевой сегмент.

Этап 3. Совмещаются две схемы, и анализируется на сколько, существующие на данном рынке товары отвечают запросам потребителей целевого сегмента и можно ли создать товар, обладающий предпочтительными свойствами для выбранной группы потребителей на данном рынке.