Этапы становления маркетинга
Маркетинг (Marketing)
По дисциплине
Конспект лекций
«Основы маркетинга»
Маркетинг – это освоение рынка, обретение рынка, овладение рынка. Возникло в США в 1902 г. как название теоретической дисциплины, которая изучала организацию и методику сбытовых операций.
Под маркетингом понимают предпринимательскую деятельность в сфере сбыта или системы взглядов на продажу.
Маркетингом является:
Ø отрасль науки, изучающая рынок;
Ø практическая деятельность по продвижению продукции на рынок;
Ø философия бизнеса;
Ø система управления производством и сбытом (вид менеджмента).
(концепция управления маркетингом)
1.Концепция совершенствования производства. Строится на утверждении: «Потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене». Данная концепция строилась на наращивании масштабов производства и снижении себестоимости продукции. Концепция в настоящее время эпизодически применяется для товаров первой необходимости (хлеб, овощи), а также если себестоимость слишком высока, а также в сфере бюджетных организаций и социальных услуг.
2.Концепция совершенствования товара. Строится на утверждении: «Потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством (наилучшими эксплуатационными характеристиками). Данная концепция целесообразна при отсутствии инновационных возможностей или если основные потребители консерваторы.
3.Концепция интенсификации коммерческих усилий (агрессивная продажа). Базируется на утверждении: «Потребители не будут покупать товар фирм в достаточных количествах, если фирма не предпримет усилия по сбыту ее стимулирования. Конечная цель фирмы – получение прибыли. Основной объект маркетинга – процесс продажи. В настоящее время данная концепция применяется преимущественно в условиях пассивного спроса (учебники, страховки, лекарства, похоронные принадлежности). В этом случае широко используется метод персональных продаж.
4.Концепция классического или общего маркетинга. Девиз: «Производить то, что можно сбыть, а не пытаться сбыть то, что произведено». Базируется на анализе рынка и исследовании запросов потребителя.
5.Концепция социально-этического маркетинга (70-е гг. ХХ в). Данная концепция сформирована на базе стратегического маркетинга и рассматривает маркетинговую деятельность в жесткой увязке с новыми глобальными проблемами человека (экологическими, этическими и т.д.). Согласно данной концепции задача фирмы - определение нужд потребителей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителя более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Таким образом, данная концепция строится на сбалансированном учете 3 факторов:
ü прибыли фирмы;
ü удовлетворение потребителей;
ü благополучие общества.
6.Концепция индивидуального маркетинга. Индивидуальный маркетинг – это непрерывное использование на практике знаний об индивидуальном потребителе, получаемых с помощью интерактивной коммуникации и помогающих продавать и продвигать продукцию и услуги с целью обеспечения непрерывных и долгосрочных отношений с конечным потребителем. Индивидуальный маркетинг состоит в восприятии или реакции конкретного покупателя во взаимодействии с ним, предполагает определенные предпочтения покупателя и ответную реакции на них (консюмеризм – покупатель организовывает движение потребителей: общество защиты прав потребителей, экспертиза потребителями новых товаров и услуг).
Маркетинг – это вид экономической деятельности, состоящих в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг – это изучение рынков и воздействие на них с целью облегчения задач, стоящих перед экономическими субъектами.
Маркетинг – это комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка, т.е. это современная рыночная концепция управления производством и сбытом.
Маркетинг – это социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги через из разработку продвижения и реализацию.
Маркетинг – это важнейшая функция администрации фирмы, состоящая в организации и управлении всем комплексом деловой деятельности, связанной с выявлением покупной способности потребителя и превращением ее в реальный спрос на определенный товар или услугу.
Девизы маркетинга:
1. Любите клиента, а не товар.
2. Отыщите потребителей и удовлетворите их.
3. Червяк должен нравится рыбе, а не рыбаку.
Маркетинг включает:
1. исследования рынка, рекламу;
2. продвижение продукции;
3. ассортиментную политику;
4. ценовую политику;
5. выбор каналов товародвижения;
6. стимулирование сбыта;
7. определение дизайна изделия;
8. сервисное обслуживание.