Этапы становления маркетинга

Маркетинг (Marketing)

По дисциплине

Конспект лекций

«Основы маркетинга»


 

Маркетинг – это освоение рынка, обретение рынка, овладение рынка. Возникло в США в 1902 г. как название теоретической дисциплины, которая изучала организацию и методику сбытовых операций.

Под маркетингом понимают предпринимательскую деятельность в сфере сбыта или системы взглядов на продажу.

Маркетингом является:

Ø отрасль науки, изучающая рынок;

Ø практическая деятельность по продвижению продукции на рынок;

Ø философия бизнеса;

Ø система управления производством и сбытом (вид менеджмента).

 

 

(концепция управления маркетингом)

 

1.Концепция совершенствования производства. Строится на утверждении: «Потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене». Данная концепция строилась на наращивании масштабов производства и снижении себестоимости продукции. Концепция в настоящее время эпизодически применяется для товаров первой необходимости (хлеб, овощи), а также если себестоимость слишком высока, а также в сфере бюджетных организаций и социальных услуг.

2.Концепция совершенствования товара. Строится на утверждении: «Потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством (наилучшими эксплуатационными характеристиками). Данная концепция целесообразна при отсутствии инновационных возможностей или если основные потребители консерваторы.

3.Концепция интенсификации коммерческих усилий (агрессивная продажа). Базируется на утверждении: «Потребители не будут покупать товар фирм в достаточных количествах, если фирма не предпримет усилия по сбыту ее стимулирования. Конечная цель фирмы – получение прибыли. Основной объект маркетинга – процесс продажи. В настоящее время данная концепция применяется преимущественно в условиях пассивного спроса (учебники, страховки, лекарства, похоронные принадлежности). В этом случае широко используется метод персональных продаж.

4.Концепция классического или общего маркетинга. Девиз: «Производить то, что можно сбыть, а не пытаться сбыть то, что произведено». Базируется на анализе рынка и исследовании запросов потребителя.

5.Концепция социально-этического маркетинга (70-е гг. ХХ в). Данная концепция сформирована на базе стратегического маркетинга и рассматривает маркетинговую деятельность в жесткой увязке с новыми глобальными проблемами человека (экологическими, этическими и т.д.). Согласно данной концепции задача фирмы - определение нужд потребителей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителя более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Таким образом, данная концепция строится на сбалансированном учете 3 факторов:

ü прибыли фирмы;

ü удовлетворение потребителей;

ü благополучие общества.

6.Концепция индивидуального маркетинга. Индивидуальный маркетинг – это непрерывное использование на практике знаний об индивидуальном потребителе, получаемых с помощью интерактивной коммуникации и помогающих продавать и продвигать продукцию и услуги с целью обеспечения непрерывных и долгосрочных отношений с конечным потребителем. Индивидуальный маркетинг состоит в восприятии или реакции конкретного покупателя во взаимодействии с ним, предполагает определенные предпочтения покупателя и ответную реакции на них (консюмеризм – покупатель организовывает движение потребителей: общество защиты прав потребителей, экспертиза потребителями новых товаров и услуг).

Маркетинг – это вид экономической деятельности, состоящих в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю.

Маркетинг – это изучение рынков и воздействие на них с целью облегчения задач, стоящих перед экономическими субъектами.

Маркетинг – это комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка, т.е. это современная рыночная концепция управления производством и сбытом.

Маркетинг – это социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги через из разработку продвижения и реализацию.

Маркетинг – это важнейшая функция администрации фирмы, состоящая в организации и управлении всем комплексом деловой деятельности, связанной с выявлением покупной способности потребителя и превращением ее в реальный спрос на определенный товар или услугу.

 

Девизы маркетинга:

1. Любите клиента, а не товар.

2. Отыщите потребителей и удовлетворите их.

3. Червяк должен нравится рыбе, а не рыбаку.

 

Маркетинг включает:

1. исследования рынка, рекламу;

2. продвижение продукции;

3. ассортиментную политику;

4. ценовую политику;

5. выбор каналов товародвижения;

6. стимулирование сбыта;

7. определение дизайна изделия;

8. сервисное обслуживание.