МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

1. Концепция теоретической части дисциплины «Теория организации».

Дисциплина «Теория организации» является базовой при освоении всех управленческих дисциплин. Ее освоение ориентировано на углубленное изучение сущности, устройства и функционирования высокоорганизованных социально-экономических систем, на развитие способностей студентов к сравнительному анализу и самостоятельной оценке возможностей и недостатков различных организационных структур.

Особенностью программы является интегрированный подход к изложению материала, объединяющий, как концептуальные установки и принципы, так и зарекомендовавшие себя на практике экономические методы и механизмы.

Программа дисциплины«Теория организации» состоит из 18 тем, включая введение и заключение.

1. Введение. Предмет и метод теории организации

2. Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

3. Тема 2. Природа и сущность организации

4. Тема 3. Классификация организаций

5. Тема 4. Организация как открытая система

6. Тема 5. Социальная организация

7. Тема 6. Хозяйственная организация

8. Тема 7. Государственные и муниципальные организации

9. Тема 8. Законы организации: история познания и значение для управления

10. Тема 9. Принципы организации

11. Тема 10. Организация и управление

12. Тема 11. Коммуникации в организациях

13. Тема 12. Организационные структуры управления

14. Тема 13. Проектирование организационных систем

15. Тема 14. Реструктуризация предприятий (компаний)

16. Тема 15. Оценка эффективности организационных систем

17. Тема 16. Культура организации

18. Тема 17. Тенденции развития организации

19. Тема 18. Организационные изменения

20. Заключение.

Преподавание лекционной части курса ведется согласно этим разделам.

Изучение дисциплины студентами осуществляется в процессе лекционных занятий, самостоятельного изучения ряда тем, выполнения домашних заданий, проверки знаний решением тестов.

Методика преподавания дисциплины основана на диалектическом подходе, непрерывности и системности развития теории организации и практике ее реализации в деятельности конкретных организаций.

Лекции предпочтительнее строить в форме диалога, т. к. данный курс должен способствовать не только овладению новыми знаниями, но и «припоминанию» массива сведений (данных) по управленческим и экономическим дисциплинам, полученных в школе, колледже, вузе и т.д.

Подача материала лекционной части курса должна строиться на основе сочетания обзорных и тематических лекций.

В ходе вводной лекции «Введение. Предмет и метод теории организации»:

– приводятся основные источники и литература по курсу, методическая обеспеченность дисциплины;

– раскрываются структура курса и особенности его изучения;

– указывается назначение курса и его место в подготовке специалистов;

– определяются предмет, объект и задачи курса;

– дается основной понятийный аппарат.

 

Тема 1. «Теория организации и ее место в системе научных знаний»

Цель лекции – дать представление о функциях теории организации, рассмотреть место теории организации в системе научных знаний. Ознакомиться с ролью, которою играют организации в обществе.

 

Тема 2. Природа и сущность организации

Цель лекции – рассмотреть сущность понятия «организация», ознакомиться с историей становления теории организации как научной дисциплины, обратив особое внимание на такие основополагающие работы в области теории организации как «Тектология. Всеобщая организационная наука» А.А. Богданова и «Общая теория систем» Л. фон Берталанфи», выявить отличия между механистическими и органическими организациями. Самостоятельно студенты должны изучить этапы развития организационно-управленческой мысли, основные концепции организации и управления (классическая теория организации, неоклассическая теория организации, теория организационного потенциала, институциональная теория фирмы, эволюционная теория фирмы, предпринимательская теория фирмы, теория выживания).

Тема 3. Классификация организаций

Цель лекции – дать представление о классификации организационных систем по различным критериям, рассмотреть организационно-правовые и организационно-экономические формы организаций.