ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 19 страница
В итоге оказывается, что технический прогресс не экономит труд, а увеличение свободного времени как фактора личностного развития становится возможным лишь на основе интенсификации труда. Такого рода противоречия обнаруживают себя и по целому ряду иных параметров включения человека в технико-технологическую сферу общественной деятельности. Все это свидетельствует, что традиционные подходы к оценке роли техники и технологии в истории человечества, гуманизации общественных отношений нуждаются в серьезной коррекции. Это связано, прежде всего, с индустриальным периодом развития, где техника, технологические условия деятельности имеют явно выраженную тенденцию дегуманизации. Техника индустриального мира занята своим собственным самообеспечением, и лишь ее небольшая часть направлена непосредственно на удовлетворение потребностей человека. Возникла реальная проблема смены индустриальной технической основы, создания новых технико-технологических условий воспроизводства всей системы общественной жизни на принципах гуманизма. Эти изменения связывают сегодня с переходом на новый постиндустриальный этап развития, вхождением человечества в информационную цивилизацию. Но этот процесс не осуществляется самотеком, требуется подготовленность к нему со стороны субъективного фактора.
3. Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации
Современное общество находится на одном из самых крупных переломов в своей истории. Он соотносится со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития, связанного с переустройством всей общественной системы на информационной основе. Главный смысл вступления в эру антропогенной (информационной) цивилизации состоит в преодолении основных пороков и противоречий индустриальной цивилизации и в придании процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера. Его содержанием являются процессы, связанные с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни. Технической основой этих процессов выступает тотальная компьютеризация всех областей человеческой деятельности. При этом ключевое значение приобретает технологическое обеспечение. Применение информационных технологий становится определяющим условием преобразования всех новейших наукоемких видов деятельности, а информация превращается решающий фактор социального развития.
Идеи глобального переустройства общества на информационной основе были впервые предложены в 60 - 70-е гг. нашего столетия представителями западного технократического направления в философии. В обобщенном социальном значении концептуальный смысл этих идей в настоящее время может быть сведен к следующему:
1) особой ценностью становятся информация и информационная технология, которые качественным образом меняют техническую базу материального и духовного производства;
2) социальная структура общества лишается прежнего объективного смысла и уступает место двучленной элитарно-массовой структуре — технократическая элита и средний класс;
3) власть в обществе переходит в руки информационной элиты, которая обновляется на основе социальной стратификации;
4) подавляющая часть населения Земли переходит в сферу информационной деятельности и ее обслуживания;
5) следствием этих процессов является радикальная гуманизация всей системы культуры, социальных связей, семейно-бытовых отношений, отношений власти;
6) противоречия между новым «компьютерным» поколением и носителями старой «индустриальной» психологии, неизбежные издержки в виде образования большой массы избыточного населения и другие проблемы решаются на основе принципа социальной справедливости за счет перераспределения накопленного обществом богатства, научного управления общественными процессами;
7) информационное общество само по себе безотносительно и нейтрально к любой социальной системе. Оно реализует принцип гуманизма для всех на основе возрастания порога информированности, улучшения социальной заботы о членах сообщества, роста образования и здравоохранения, сокращения рабочего времени, повышения благосостояния посредством увеличения производительности труда, облегчения всех форм общения, устранения языковых и культурных барьеров.
Такого рода идеальная модель общественного мироустройства чрезвычайно привлекательна, но в основе ее лежит все тот же принцип технологического детерминизма, абсолютизация роли технико-технологических факторов в истории. Разумеется, многие аспекты этой доктрины имеют реальный смысл и актуальное для современного мира значение. Информация всегда играла большую роль в жизни общества, функционируя в структуре общественного и индивидуального сознания, профессиональной, культурной, религиозной, политической и бытовой деятельности. В современном обществе ее роль и ценность значительно возрастают благодаря возникновению информационной технологии, банков данных, технической базы, включающей в себя сверхмощные компьютеры последнего поколения, эффективные методы программирования, новейшие информационные и коммуникационные системы. Новая научная информация используется для обеспечения ресурсосберегающих технологий, качественного преобразования производственных структур на основе комплексной автоматизации, решения глобальных и многочисленных социальных проблем. Она оказывается единственным видом ресурсов, которые человечество не растрачивает, а создает и накапливает. В видимой исторической перспективе, несомненно, приоритетным и эффективно развивающимся будет то общество, которое обладает лучшей информацией, лучшим техническим информационным обеспечением, которое сможет быстрее осваивать накопленную информацию, доводить ее до уровня практической реализации в сфере производства, науки, культуры, управления.
Становление нового информационного общества дает перспективу социального развития, раздвигает горизонты познания. В то же время представления о универсальной способности этого общества решать любые социальные проблемы с помощью столь же универсальных технических и технологических инструментов по меньшей мере ошибочны и иллюзорны. Какой бы сверхмощной, совершенной и социально нейтральной ни была информационная техника и технология, она не в состоянии, в силу своей социальной ограниченности, автоматически обеспечить гуманизацию всех общественных отношений, создание достойных условий жизни для всех. Технократическая иллюзорность многих представлений о перспективах будущего человечества очевидна и, прежде всего, потому, что Д. Белл, О. Тоффлер, А. Кинг и другие авторы этой концепции унифицируют, космополитизируют самого человека, лишают его естественных природных качеств. Их идеальная модель информационного общества принципиально ничем не отличается от идеального государства Платона, «Города солнца» Т. Кампанеллы, учений социалистов-утопистов. Никакой уровень экономического и технического развития не обеспечивает автоматически, сам по себе, реализацию общественных идеалов.
Реальная практика, накопленный опыт становления новых общественных отношений — необходимый ориентир в определении динамики и содержания этого процесса. Важный материал для разработки модели постиндустриального общества дают экономически развитые страны мира, давно использующие современные информационные технологии, имеющие современную техническую базу. Их реальные достижения в социальном переустройстве, решении многих общественных проблем несомненны. Это проявляется в резком снижении порога социальной дифференциации и возникновении устойчивых структур представителей среднего класса. Уровень благосостояния, социального обеспечения, образования, здравоохранения в большинстве этих стран находится на достаточной высоте, что можно определить с помощью объективных критериев норм потребления, жилищного обеспечения, продолжительности жизни и др. Применение новейших знаний, техники, технологий позволило радикально изменить структуру производства, его техническую оснащенность, минимизировать число занятых непосредственно в производственной сфере. Осязаемые результаты получены и в решении других социальных проблем.
В то же время большинство развитых стран мира продолжают оставаться своеобразной «вещью в себе», а центральная идея планетарной заданности информационной цивилизации остается невостребованной. Новейшие достижения науки и техники, информационные новации используются ими преимущественно с государственно-эгоистических позиций для обеспечения своего технологического приоритета. При этом продолжается колоссальная растрата научных достижений, материальных средств и ресурсов с целью создания новейших систем вооружения, средств уничтожения людей. Ни одна из этих стран не стремится радикально решать вопрос о мировом перераспределении общественного богатства для устранения сложнейших социальных и иных проблем. В то же время порог отличия в благосостоянии жителей этих стран и других стран мира не снижается, а неуклонно растет. Вопросы оптимизации природной среды, экологического равновесия, имеющие значение для всего человеческого сообщества, также остаются в подчинении узкоутилитарных соображений собственного национального благополучия. Улучшение экологической обстановки в большинстве этих стран достигается не столько за счет повышения экологической культуры населения, сколько вследствие усиления роли правовых и иных социальных регуляторов. Причем эти проблемы нередко решаются за счет третьих стран, в том числе и России.
Использование новейшей техники и технологии в качестве средства оптимизации общественных процессов далеко не всегда дает ожидаемый результат. Опыт развитых стран показывает, что автоматизация производства, использование информационной технологии не способствуют снижению индустриальной нагрузки, так как продолжается искусственное стимулирование потребностей, увеличение потребления, конкурентная борьба производителей. Противоречивость этого процесса проявляется и в том, что наряду с увеличением творческих параметров деятельности доля рутинного труда в рамках накопления, хранения, переработки информации увеличивается еще более высокими темпами. Характерно и то, что практическое воплощение одной из центральных идей информационного общества о социально справедливых формах перераспределения общественного богатства не принесло ожидаемого эффекта. Создание приемлемых условий благосостояния для всех породило, с одной стороны, усиление тенденций социального иждивенчества, а с другой — снизило трудовую и предпринимательскую активность, привело к массовому недовольству социально активной доли населения.
При оценке тенденций становления информационного общества нельзя сбрасывать со счетов и сформированные веками национальные, культурные ценности, психологические особенности различных социальных групп. Опыт многолетней интеграции развитых стран Европейского сообщества, например, показывает всю сложность этого процесса, отсутствие массовых космополитических настроений, приверженность людей к устоявшемуся укладу жизни, приоритетность национальных и государственных традиций в структуре ценностей массового сознания.
Даже некоторые характеристики влияния информационно организованного общества на решение социальных проблем указывают на преждевременность и ошибочность однозначных оценок его основных параметров. Решение сложных общественных проблем не может быть подчинено идее однопорядковой детерминации. Это комплексная задача, требующая серьезного изучения и создания необходимых социально-экономических, правовых, нравственных и иных предпосылок своего разрешения. Практика экономически развитых стран, утверждающих себя на путях информационной цивилизации, свидетельствует, что возрастающее в этих условиях усложнение всей системы общественной жизни требует усиления государственного регулирования социальными процессами, научно обоснованного прогнозирования их результатов и последствий, разработки целевых программ реализации задач тактического уровня и стратегического масштаба в становлении постиндустриального общества.
Литература
Вазюлин В. А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: Изд-во МГУ,1988.
Воронин А. А. Техника как коммуникационная система // Вопр. философии. 1997. № 5.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1991.
Зотов В. А., Шевченко В. Н. Очерки социальной философии. М., 1994.
Иноземцев В. Проблемы постсоциалистических экономик // Своб. мысль. 1997.№ 6.
Каширин В. П. Философские проблемы технологии. Томск, 1988.
Моисеев Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Своб. мысль. 1996. № 1.
Романовская Т. Б. Наука XIX -XX веков в контексте культуры. М., 1995.
Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Своб. мысль. 1992. №2.
Философия техники // Вопр. философии. 1993. № 10.
Философия техники: история и современность / Отв. ред. В. М. Розин. М., 1996.
Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы // Вопр. философии. 1997. № 1.
XI. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
1. Понятие социальное структуры. Виды социальных общностей
2. Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества
3. Социальная дифференциация в информационном обществе
1. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей
Любое общество является не суммой отдельных индивидов, а представляет собой систему социальных связей и отношений между различными общностями, в которые объединены люди.
К социальным общностям относятся классы, страты, профессиональные и отраслевые группы, народности, нации, интернациональные и региональные сообщества, демографические группы, городские и сельские формы жизнедеятельности людей, трудовые, семейные и другие образования. Социальная сфера общества — это сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей, а социальные отношения — их связи на основе объективно существующих имущественных, профессиональных, демографических, этнонациональных и других различий. Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними и представляет собой содержание понятия социальной структуры общества.
Объединяя людей на основе отношений собственности, положения в системе общественного разделения труда, фактора власти, демографических и иных критериев, социальные общности характеризуются определенными специфическими признаками как материального, так и духовного порядка. В таблице приведены основные виды социальных общностей, их критерии и признаки.
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Классы (страты) | Место в системе общественного производства | Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др. |
Профессиональные общности | Положение в системе разделения труда | Характер трудовой деятельности |
Отраслевые общности | Сфера приложения труда | Направленность производственной деятельности |
Этнонациональные общности | Этническая и национальная принадлежность | Общность происхождения, языка, территории, экономической жизни, особенности культуры и психологии |
Региональные образования | Межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи | Различные уровни интернациональных связей во всех областях общественной жизни |
Демографические общности | Половозрастные характеристики индивидов | Молодежь, женщины, пенсионеры и другие социальные группы |
Территориальные общности | Место проживания (город, деревня, район, область и т.д.) | Государственно- административные бразования |
Расовые группы | Морфологические и физические особенности | Цвет кожи, рост, объем черепа и т. д. |
Производственные коллективы | Решение производственных проблем | Организационные формы трудовой деятельности |
Семья | Родственные отношения | Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность и т. д. |
Социальные общности обладают сложной организацией, состоят из разнообразных социальных групп и слоев, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. В процессе развития меняется их качественный и количественный состав, происходит формирование новых общностей, растет социальная мобильность. Направленность этих изменений во многом определяет развитие общества. Образуя совокупности людей на основе различных критериев и признаков, социальные общности в зависимости от их численности подразделяются на большие (классы, нации, профессиональные и отраслевые группы и др.), средние (территориальные общности, производственные коллективы и др.) и малые (семья и др.).
Социальная структура общества — понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определенной социальной структурой. Так первобытнообщинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одновременно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности. В рабовладельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общности, утверждается моногамная семья и т. д. В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, которые по мере трансформации экономических отношений уступают свое место новым социальным общностям: при капитализме — классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме — рабочему классу, крестьянству и интеллигенции. На этапе индустриального общества происходит формирование и развитие наций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей.
Однако к концу XX столетия становится очевидным, что индустриальное общество, которому схематично соответствовали капиталистическая и социалистическая формации, исчерпало возможности дальнейшего развития. В последние десятилетия происходят существенные изменения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования.
История общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. Социальная структура в определяющей степени зависит от экономической основы общества, но она обладает относительной самостоятельностью и различным образом влияет на экономические отношения, политическую, духовную и другие сферы общественной жизни.
2. Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества
Классы как большие социальные общности являются наиболее представительным звеном социальной структуры. Каждому типу общества в зависимости от характера и технико-технологического уровня производства соответствуют свои определенные классы. Причиной возникновения классов явился объективный процесс разделения труда, в ходе которого формировалось и закреплялось отношение определенных групп людей к собственности, определялись их положение и социальный статус. Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отношение к собственности (владение, пользование, распоряжение), выступающие как «фундаментальная точка отсчета для анализа социальной структуры».* В каждом обществе классы являются «продуктом отношения производства и обмена, словом, экономических отношений своей эпохи ».**
* Clegg S., Boreham P., Dow G. Class, Politics and Economy. London, 1986. P.299.
** Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 26.
Впервые классы возникают в период становления рабовладельческого общества, когда в результате роста производительных сил стало возможным получение прибавочного продукта, становление частной собственности и системы экономического неравенства между людьми. При переходе от одной общественно-экономической формации к другой происходила трансформация классовых образований и характера противоречий между ними, основанных на различных формах частной собственности (полной собственности рабовладельца на средства производства и на работника — раба, полной собственности феодала на средства производства и неполной на крепостного крестьянина, полной собственности буржуа на средства производства и отсутствии ее на работника — рабочего). Класс, владевший средствами производства и большей долей национального богатства, занимавший монопольное положение в системе организации и управления обществом и производством, являлся не только экономически, но и политически господствующим классом. Общность интересов и корпоративная солидарность классов всегда относительны и наиболее широко проявляют себя в критические периоды истории (войны, революции и т. д.).
Вторая половина XX столетия вносит свои коррективы и в систему критериев определения социального состава классов. Происходящие сдвиги в технологических и организационных основах информационного общества вызывают и соответствующие изменения структуры собственности. Если ранее, как правило, отношения владения, пользования и распоряжения средствами производства характеризовали социальный статус одного лица, то в настоящее время происходит разделение этих правомочий собственника между различными индивидами. Это является одной из причин того, что фактор собственности определяется как необходимое, но еще недостаточное условие для идентификации классовых границ.
Все большее значение приобретают факторы власти и контроля, профессиональной принадлежности, уровня доходов, положения индивидов на рынке труда, специфики их политической и культурной ориентации и др. Так, например, в экономически развитых странах высший слой менеджеров формально хотя и не является собственником средств производства, но по своему профессиональному статусу и уровню доходов эта социальная группа рассматривается как неотъемлемая часть современного правящего класса. С другой стороны, многие рабочие в настоящее время имеют высшее образование, владеют определенным количеством капитала в форме акций, облигаций и т. д., но это, однако, не служит основанием для зачисления их в другие классы. Это свидетельствует о необходимости наряду с фактором собственности использовать и другие критерии классовой идентификации. Среди них определяющее значение имеют факторы власти и контроля. Только комплексное использование вышеназванных критериев позволяет правильно определить социальный состав современных классов.
Классы как большие социальные общности не являются однородными, а включают в себя множество социально и функционально сложных и взаимосвязанных между собой групп людей, занимающих определенное место в исторически сложившейся системе общественного производства. Это означает, что социально-классовая дифференциация в современном обществе включает в себя его деление не только на классы, но и внутриклассовые слои, а также межклассовые группы, выделяемые в соответствии с социально-экономическими, культурологическими, поведенческими и другими характеристиками. Многообразие элементов, образующих социальную структуру современного общества, позволяет говорить о ее сложности, сравнительной динамичности и новизне по сравнению с социальной структурой предшествующего общественного строя.
Именно многообразие структурных элементов, образующих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества ее теоретических моделей, авторы которых используют для обозначения классов самые разнообразные категории. Наиболее известными являются следующие модели социальной дифференциации:
— Классово-статусная модель М. Вебера: класс собственников, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция и беловоротничковые служащие, причем классами именуются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни.*
* Weber М. Selections from Economy and Society / Classes, Power and Conflict. Classical and Contemporary Debates. Ed. by A. Giddens and D. Held. University of California Press. 1982. P. 61 - 77.
—Дихотомная классовая модель К. Маркса: буржуазия — пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство, интеллигенция, причем эволюция классовой структуры идет по направлению усиления антагонизма между двумя основными классами и в конечном итоге приводит к социалистической революции, уничтожающей деление общества на классы.*
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 91; Т. 16. С. 67 и др.
—Классовая модель Р. Дарендорфа: господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти. Классовые отношения неизменно включают в себя конфликтующие интересы.*
* Dahrendorff R. Class and Class Conflict in an Industrial Society. London: Routledge and Regal Paul, 1959.
—Классовая модель Э. Гидденса: высший класс, средний класс, низший или рабочий класс. Критерии дифференциации — различия рыночных возможностей индивидов, определяемые отношениями собственности, образовательной и технической квалификацией, положением во властных структурах.*
* См.: Giddens A. The Class Structure of the Advanced Societies. London: Hutchinson, 1973.
—Классовая модель Э. Райта: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, дифференцированные на основе отношений собственности, обмена и власти. Наряду с классами Э. Райт выделяет так называемые противоречивые социальные образования, занимающие промежуточное положение в социальной структуре, а именно мелкие предприниматели, полусамостоятельные работники, менеджеры и контролирующие лица.*
* См.: Wright E. 0; Martin B. The Transformation of American Class Structure, 1960 - 1980 // American Journal of Sociology. 1987. Vol. 93. №1.
—Классовая идентификация Дж. Голдорпа: класс услуг, объединяющий профессионалов, менеджеров и административных работников; рабочий класс, в состав которого входят работники физического труда различной квалификации; промежуточный класс, включающий служащих, мелких предпринимателей и самостоятельных работников, а также технический персонал.*
* См.: Goldthorpe J.H., Payne C. Trends in Intergenerational Class Mobility in England and Wales 1972 - 1983 // Sociology. 1986. Vol. 20. №1.
— Классовая модель Д. Дэвиса: высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс, критериями идентификации которых служат уровень образования, профессиональный престиж, собственность и доход.*
* Davis N.G., Uchida G.D. Class Identification of Men and Women in 1970-s and 1980-s // American Sociological Review. 1988. Vol. 33. № 1.
Хотя современная социология и представлена многочисленными теоретическими школами, ведущим направлением исследований классов все более становится комплексное использование всех критериев социальной идентификации и соответственно сближение различных методологий. В настоящее время социальная принадлежность индивидов определяется как их имущественным положением, так и позицией на рынке труда, факторами контроля, власти, доходов и т. д. Рассматривая классы как большие социальные группы, выделенные на основе данных критериев, можно предложить их определение и сравнительную характеристику применительно к современным условиям.
3. Социальная дифференциация в информационном обществе
В условиях постиндустриального общества в процессе глубоких внутриформационных изменений, происходящих в конце XX в. в экономически развитых странах мирового сообщества, определились следующие основные классы: высший или правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников (наемная рабочая сила) и средний класс. Именно они в своей совокупности составляют главное содержание в системе социально-классовой дифференциации, определяя социальную структуру и облик ведущих стран мира.
Высший или правящий класс включает в себя собственников основных средств производства и капитала, а также лиц, занимающих ведущее положение в управлении фирмами, государственными структурами и т. д. Ранее общепринятым обозначением этой группы служил термин «буржуазия», под которым понималась группа собственников средств производства, применяющих наемную рабочую силу. Включение в ее состав группы менеджеров высшего звена обусловило употребление категории «правящий класс», под которым подразумевается классовая общность, объединяющая как крупных собственников, так и лиц наемного труда, выполняющих административно-управленческие функции. В 70 - 90-е гг. развитие данной общности характеризовалось дальнейшим укреплением позиций крупных собственников, занимающих ведущее положение в экономике постиндустриальных стран и функционирующих в различных сферах материального и нематериального производства, существенным возрастанием роли высших служащих и менеджеров, чей социальный статус определяется их положением в сфере управления и соответствующим уровнем дохода, интенсивным обогащением правящего класса в целом при сверхвысоких доходах его высших слоев. Так в начале 90-х гг. удельный вес доходов 5% самых богатых американцев превышал долю доходов 40% малоимущих и неимущих граждан. Для правящего класса характерен высокий уровень политической активности. В президентских выборах 1996 г. в США приняло участие до 77% группы администраторов и менеджеров; 57,6% лиц с годовым доходом свыше 50000 долларов. Представители правящего класса преобладают в верхних эшелонах власти и в сфере большой политики.