Тема 6. Центральные банки

Перечень рекомендуемой литературы

1. Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. – М: ИНФРА – М, 2000. – XXIV. 856 c.

2. Мышкин, Фредерик С. Економіка грошей, банківської справи і фінансових ринків / Пер. з англ. С. Панчишин, А. Стасишин, Г. Стеблій. – К.: Основи, 1999. – 963 с.

3. Коробов И. и др. Банковский портфель -1, 2, 3, М: СОМИНТЭК – 1994.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник./под.ред. Е.С. Стояновой. - М: Изд-во Перспектива – 1998

5. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. -М., 1996. – 448 с.

6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ. 2000. – 622 с.

7. Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг: Закон України від 12.07.01 № 2664 – ІІІ - Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

 

  1. Формы организации и функции центральных банков
  2. Операции центральных банков
  3. Денежно-кредитная политика центральных банков.
  4. Национальный банк Украины

 

1. Формы организации и функции центральных банков

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно исполнять роль всеобщего кредитного орудия обращения.

Пути создания центральных банков:

1) национализация коммерческих банков, которые выполняли функции эмиссионных банков (Великобритания, Франция).

2) непосредственное создание (учреждение) центрального банка (Германия, Россия).

Выделяют следующие формы организации центральных банков:

- государственный (Великобритания, Украина, Россия, Германия, Франция) – капитал банка полностью принадлежит государству;

- акционерный (США);

- смешанные – часть капитала принадлежит государству, но формально оно не осуществляет полный контроль над акционерным обществом (Япония, Бельгия, Швейцария).

Существенная степень независимости центрального банка – это необходимое условие эффективности его деятельности как основы кредитной и эмиссионной системы страны. Степень зависимость центральных банков от государства определяется следующими факторами:

- доля государства в капитале банка;

- порядок назначения или выбора руководства банка;

- степень подробности законодательной регламентации деятельности центрального банка;

- законодательное обеспечение права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

- наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Практика функционирования центральных банков показывает, что ни один из них не является доминирующим. Значительную роль в этом отношении играют традиции кредитной системы и системы управления государством.

Функции центрального банка:

1. Эмиссионная деятельность. Центральный банк страны имеют монополию на выпуск банкнот, что закрепляется законодательно. Монеты обычно выпускаются казначейством. Основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги.

2. Аккумуляция и хранение кассовых резервов кредитных учреждений. Коммерческие банки и другие субъекты кредитной системы хранят свои свободные средства (кассовые резервы) на беспроцентном счете в центральном банке.

3. Кредитование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений в качестве кредитора последней инстанции. Процентные ставки по таким кредитам более высокие, чем рыночные. Поэтому банки обращаются в центральный за займами в случае острого дефицита ресурсов, который не может быть ликвидирован за счет средств денежного рынка. Кредитование осуществляется путем переучета векселей или перезалога их ценных бумаг.

4. Осуществление расчетов между кредитными учреждениями. Через счета коммерческих банков, открытые в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними.

5. Кредитно-расчетное обслуживание государства, обслуживание государственного долга. В центральном банке страны открыты счета правительства, с которых осуществляются платежи по исполнению государственного бюджета. Казначейства (министерства финансов) многих стран осуществляют платежи путем выписки чеков на центральный банк. Банк зачисляет налоговые и другие платежи на счета правительства. При недостатке средств банк осуществляет кредитование. Под обслуживанием государственного долга подразумевается осуществление размещения ценных бумаг правительства, выплат процентов, погашения облигаций, проведение реструктуризации займов.

6. Денежно-кредитное регулирование экономики. Центральный банк обеспечивает поддержание определенных монетарных пропорций в экономике, организует денежное обращение, проводит монетарные мероприятия государственной экономической политики.

7. Контроль за деятельностью субъектов финансового рынка - коммерческих банков и других институтов - для обеспечения выполнения ими своих обязательств и соблюдением правил денежного обращения, установленных законодательно.

8. Хранение и обслуживание золотовалютных резервов страны. Центральный банк покупает и продает золото и иностранную валюту в целях стабилизации денежного обращения.

9. Валютное регулирование. Центральный банк регулирует платежный баланс и валютный курс страны путем проведения учетной политики и операций с золотовалютными резервами.

10. Представительская. Центральный банк обычно представляет страну в международных финансовых организациях.

2. Операции центральных банков.

Свои функции центральный банк осуществляет путем проведения банковских операций, которые делятся на:

- пассивные – это операции, с помощью которых мобилизуются банковские ресурсы;

- активные – операции по размещению банковских ресурсов.

Пассивные операции центрального банка:

1) Эмиссия банкнот. Данный вид деятельности обеспечивает основной источник дохода центрального банка. Эмиссия банкнот осуществляется в порядке кредитования коммерческих банков, государства и при увеличении золотовалютных резервов.

2) Обслуживание счетов коммерческих банков и их обязательных резервов.

3) Обслуживание средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

4)Капитал и резервы. Операции по мобилизации собственного капитала проводятся при учреждении банка за счет основателей и в процессе деятельности за счет текущих доходов. Часть текущих доходов в обязательном порядке направляется на формирование резервов для покрытия возможных в будущем убытков и потерь.

Кроме вышеперечисленных, источниками ресурсов центральных банков могут быть средства иностранных субъектов, международных финансовых организаций и, в некоторых странах, частных лиц.

Активные операции центрального банка:

1) Учетно-ссудные операции – охватывают:

а) учетные операции, т.е. покупка центральным банком у государства и коммерческих банков их векселей, либо векселей других лиц – переучет. Ставка процентов, которая отражает разницу между ценой покупки и номинальной стоимостью векселя, т.е. доходность операции, называется учетной ставкой центрального банка или просто учетной ставкой. Она является важным индикатором состояния финансового рынка.

б) ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, акцептованных солидными банками; казначейских векселей и государственных облигаций, прочих финансовых активов.

2) Инвестиционные операции – покупка центральным банком ценных бумаг, обычно государственных облигаций с целью регулирования денежной массы и финансового рынка. Данные операции во многих странах служат единственной формой кредитования государства. Совокупность ценных бумаг, приобретенных центральным банком, принято называть банком инвестиций.

3) Девизные операции - операции с иностранной валютой, преследующие цель регулирования платежного баланса, валютного курса или пополнение валютных резервов.

4) Операции с золотом служат средством пополнения официальных резервов.

 

3. Денежно-кредитная политика центральных банков.

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Методы регулирования центрального банка можно разделить на:

1. Общие методы - используются инструменты, применение которых затрагивает деятельность всех субъектов кредитного рынка и весь рынок в целом. Они проводятся с использованием следующих инструментов:

1) Нормы обязательных резервов фиксируют часть обязательств коммерческих банков, ресурсы, для выполнения которых должны храниться на счете в центральном банке и не использоваться для текущих операций. Нормы обычно дифференцируются по видам вкладов (обязательств). Обязательные резервы – это часть общих ресурсов банка, внесенных по требованию центрального банка на беспроцентный счет.

2) Официальная учетная ставка.

3) Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

4) Моральное воздействие. Здесь подразумевается воздействие на субъектов рынка в ходе переговоров, в виде заявлений, рекомендаций и т. д. Требования центрального банка не отражаются в официальных документах. В некоторых странах, несмотря на неофициальный характер, такие меры воздействия считаются весьма эффективными, например, в Великобритании. Такое воздействие может носить как общий, так и избирательный (селективный) характер.

5) Разумный банковский надзор – объединяет методы контроля над функционированием банков и других финансово-кредитных учреждений с точки зрения обеспечения их безопасности и ликвидности.

6) Контроль над рынком капиталов - установление порядка выпуска акций и облигаций субъектами экономики, официального предела внешних заимствований для них.

7) Допуск к рынкам – центральный банк традиционно устанавливает порядок открытия новых банков и контролирует его соблюдение.

8) Управление золотовалютными резервами – проведение валютных интервенций – операций по купле-продаже валютных ценностей на валютных ранках для воздействия на курс национальной валюты и на общий спрос и предложение денег в стране.

9) Управление государственным долгом.

10) Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы. Фактически данный инструмент реализуется при помощи других. Но само объявление ориентиров роста агрегатов денежной массы подталкивает в частности коммерческие банки к определенным действиям до принятия каких-либо мер прямого действия.

2. Селективные методы используют инструменты, позволяющие регулировать отдельные сегменты кредитного рынка или отдельные отрасли экономики. Инструментарий данного метода:

1) Количественные ограничения – совокупность мер центрального банка по прямому регулированию деятельности субъектов финансово-кредитной системы, например, установление предельной маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

2) Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и других инвестиционных институтов.

 

4. Национальный банк Украины.

Национальный банк Украины (НБУ) создан в 1991 году на базе республиканской конторы государственного банка СССР. Деятельность Национального банка Украины регламентируется Законом Украины "О национальном банке Украины".

Национальный банк является юридическим лицом, центральным банком Украины, ее эмиссионным центром и находится в собственности украинского государства. НБУ – экономически самостоятельное учреждение, подотчетное Верховной Раде. Его учредителем является государство. Устав утверждает Президиум Верховной Рады. Уставный фонд, величину которого определяет Верховная Рада, формируется за счет государственных средств. Так в 2004 году величина Уставного фонда составляла 10 миллионов гривен.

В то же время НБУ не отвечает по обязательствам государства, как и государство не отвечает по обязательствам банка, кроме случаев, когда стороны берут на себя такие обязательства.

На НБУ возложены следующие функции:

- обеспечение стабильности денежной единицы Украины (основная функция);

- определение и проведение денежно-кредитной политики, согласованной с государственными органами;

- монопольное осуществление эмиссии национальной валюты Украины и организация ее обращения;

- кредитование банков в качестве кредитора последней инстанции;

- установление для банков и других финансово-кредитных учреждений правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества;

- обслуживание государственного долга;

- организация создания и методологическое обеспечение системы денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса;

- определение системы и форм платежей;

- осуществление банковского регулирования и надзора;

- осуществление лицензирования банковской деятельности и операций;

- другие функции в соответствии с Законом.

Высшим органом управления Национального банка является Совет Национального банка. Его члены назначаются Президентом Украины (7 чел.) и Верховной Радой Украины (7 чел.) на срок 7 лет. Заседания Совета Национального банка проводятся не реже 1 раза в квартал. Председатель Совета выбирается самим Советом на срок 3 года.

Руководящим органом Национального банка является Правление. Правление НБУ возглавляет Председатель, который назначается Верховной Радой по представлению Президента Украины. В Правление входят заместители Председателя и члены Правления, которые назначаются Верховной Радой по представлению Председателя Правления. Заседания Правления проводятся не реже одного раза в месяц. Председатель Правления руководит всей деятельностью Национального банка, входит в состав Совета и несет персональную ответственность перед Верховной Радой и Президентом Украины за выполнение возложенных на НБУ функций.

Структура НБУ создается по принципу централизации с вертикальным подчинением. В систему Национального банка входят: центральный аппарат в г. Киеве, расчетные палаты, Банкнотно-монетный двор, фабрика банкнотной бумаги, Государственная сокровищница Украины, специализированные предприятия, банковские учебные учреждения и другие структуры, необходимые для осуществления деятельности.

Национальный банк по итогам года в случае превышения сметных доходов над расходами, вносит в Государственный бюджет Украины следующего года положительную разницу для покрытия дефицита бюджета; а превышение расходов над доходами возмещаются за счет Государственного бюджета Украины следующего за отчетным годом.

Основными экономическими методами денежно-кредитной политики НБУ являются:

- определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений;

- процентная политика;

- рефинансирование коммерческих банков;

- управление золотовалютными резервами;

- операции с ценными бумагами на открытом рынке;

- регулирование импорта и экспорта капитала;

- эмиссия собственных долговых обязательств и операции с ними.

Государственное регулирование деятельности банков осуществляется национальным банком Украины в таких формах:

1) Административное регулирование:

- регистрация банков и лицензирование их деятельности;

- установление требований и ограничений в отношении деятельности банков;

- использование санкций административного и финансового характера;

- надзор за деятельностью банков;

- предоставление рекомендаций.

2) Индикативное регулирование:

- установление обязательных экономических нормативов;

- определение норм обязательных резервов для банков;

- установление норм отчислений в резервы для покрытия рисков активных банковских операций;

- определение процентной политики;

- рефинансирование банков;

- корреспондентские отношения;

- управление золотовалютными резервами, включая валютные интервенции;

- операции с ценными бумагами на открытом рынке;

- импорт и экспорт капитала.

Для реализации надзора за соблюдение банками и другими финансово-кредитными учреждениями действующего законодательства НБУ устанавливает нормативы. Последние позволяют защитить интересы вкладчиков и кредиторов и обеспечить финансовую устойчивость коммерческих банков.

Контрольные вопросы

1. Почему в ходе исторического развития эмиссионная функция сосредоточилась в отдельных банках?

2. Почему центральный банк страны должен быть максимально независим от правительства? Каковы могут быть последствия обратной ситуации?

3. Перечислите функции центрального банка и покажите их необходимость.

4. Назовите инструменты проведения денежно-кредитной политики центрального банка. Чем вызвана такая широта перечня?

5. Приведите примеры (из открытых источников информации) использования НБУ инструментов регулирования кредитной системы.

6. Как Вы оцениваете деятельность НБУ в течение последнего года?

7. Как Вы оцениваете эффективность государственного регулирования деятельности НБУ в течение последнего года?