Продавцы финансовых ресурсов.

1) Население. Главная цель населения, реализуемая на финансовом рынке – получение доходов на сбережения в целях будущего потребления. Объект предложения – личные сбережения. Формы сбережений: банковские депозиты, государственные и частные облигации, сертификаты пенсионных фондов, страховые полисы и т.д.

2) Предприятия. Объект их предложения – временно свободные денежные средства. Их источниками являются: нераспределенная прибыль, амортизационный фонд, кредиторская задолженность. Цель данных субъектов – получение дополнительных доходов.

3) Государство. Источники средств – средства внебюджетных фондов, доходы от собственности, коммерческой и финансовой деятельности правительства, положительное сальдо центральных и местных бюджетов.

Потребители денежных средств предъявляют спрос на ресурсы и обеспечивают предложение финансовых инструментов получения дохода:

1) Предприятия. Цель привлечения ресурсов – инвестиции в основные фонды (приобретение новых технологий, расширение или реконструкция производственных мощностей) или в товарно-материальные запасы. Они выступают основными потребителями ресурсов.

2) Государство. Цель – финансирование дефицита государственного бюджета или конкретных государственных расходов.

1) Население. Цель – приобретение жилья или товаров длительного пользователя.

Перелив сбережений в инвестиции может осуществляться непосредственно путем приобретения финансовых инструментов (ценных бумаг) у продавца или посредника или же путем приобретения определенных финансовых услуг – сберегательных, страховых, доверительного управления имуществом и т.д. Первый способ называется прямым инвестированием, второй – косвенным.

Посредниками на финансовом рынке выступают финансово-кредитные институты: банки, биржи, инвестиционные фонды и компании и другие. Целью посредников является получение прибыли в виде комиссионного вознаграждения за оказываемые услуги или курсовой разницы – разницы между ценой покупки ресурсов или инструментов и ценой продажи. Их функция на рынке – обслуживание интересов участников купли-продажи финансовых ресурсов, и, прежде всего снижение издержек обращения (обмена).

 

3. Структура финансового рынка.

Финансовый рынок имеет сложную внутреннюю структуру.

Исходя из экономической природы финансового рынка, он имеет две принципиально отличающихся составляющих:

1) Денежный рынок, обслуживающий обращение различных видов денег, перевод платежных средств из одной формы существования в другую. Он характеризуется тем, что на нем обращаются высоколиквидные инструменты, риск потери реальной стоимости или неполучения платежа по которым незначителен. Данный рынок включает в себя межбанковский рынок, учетный рынок и валютный рынок.

2) Рынок капиталов - обеспечивает собственно мобилизацию денежных средств, превращение их в финансовые ресурсы и предоставление их потребителям. Здесь фиктивный капитал более обособлен от реального и возможно значительное изменение его рыночной стоимости.

В свою очередь, рынок капиталов состоит из:

а) рынка ссудного капитала, обслуживающего отношения по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанных с оформлением специальных документов, которые могут самостоятельно обращаться или погашаться.

б) рынка ценных бумаг, обслуживающего как кредитные отношения, так и отношения совладения, залога и другие имущественные или производные от них отношения, выражающиеся через выпуск специальных документов – ценных бумаг, которые имеют самостоятельную стоимость и могут продаваться, покупаться, погашаться, служить объектом залога и другое.

Структура финансового рынка, исходя из конкретных инструментов, представлена на рисунке 1.

Основным элементом инфраструктуры финансового рынка является кредитная система - совокупность различных финансово-кредитных институтов, действующих на финансовом рынке и осуществляющих аккумуляцию и перераспределение денежных средств в форме кредита.

 

Рис.1. Структура финансового рынка

 

Современная кредитная система развитых стран имеет четырёхуровневую структуру:

1-й уровень – центральный банк или система государственных и полугосударственных банков, выполняющих функцию центрального банка. Термин «центральный» подчеркивает исключительную роль данного банка в экономике страны. На него возложены специфические функции эмиссии государственных денег, организации денежного обращения, регулирование финансового рынка.

2-й уровень – банковский сектор. Он охватывает совокупность коммерческих банков, различных по направлению деятельности (инвестиционные, сберегательные, коммерческие, ипотечные и т.д.), которые аккумулируют кредитные ресурсы, осуществляют кредитование экономики и эмиссию кредитных платежных средств (не банкнот).

3-й уровень – страховой сектор – страховые компании и пенсионные фонды. Эти субъекты мобилизуют средства путем предоставления особых финансовых услуг – страхования.

4-й уровень – специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: трастовые компании (они же доверительные общества), инвестиционные компании и инвестиционные фонды, кредитные союзы (общества взаимного кредита), различные финансовые компании, ссудно-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды. Они занимаются также мобилизацией ресурсов, которые затем превращаются в кредитные или инвестиционные.

Совокупность учреждений 1-го и 2-го уровней составляют банковскую систему страны. Институты третьего и четвертого уровня, хотя обычно не занимаются предоставлением кредитов, являются институциональными инвесторами коммерческих банков.

Каждая страна имеет свою специфическую кредитную систему, которая во многом несет в себе отпечатки традиций. Так в Германии значительную роль в экономике играют ипотечные банки, а, например, в США – инвестиционные. Развивающиеся страны имеют более упрощенную структуру. Чаще всего ее можно описать как трехуровневую, в которой 3-й уровень представлен всеми небанковскими финансовыми институтами. Данная структура кредитной системы характерна и для Украины.

Развитие кредитной системы страны чаще всего обеспечивается конкурентной борьбой банков за имеющиеся финансовые ресурсы в рамках существующих законодательных ограничений деятельности финансовых институтов. На практике учредителями многих субъектов 3-го и 4-го уровня выступают коммерческие банки либо по причинам целесообразности разделения управления диверсифицированной деятельностью, либо по причине невозможности привлекать дополнительные ресурсы на имеющихся условиях.

 

4. Государственное регулирование финансового рынка.

Эффективность функционирования финансового рынка в современных условиях во многом определяется организацией его государственного регулирования. Основными задачами государственного регулирования финансового рынка являются:

- создание правового и организационного механизма гарантий возврата средств инвесторов;

- обеспечение стабильности функционирования финансовой сферы;

- создание условий для эффективной мобилизации и размещения ресурсов с учетом интересов общества;

- обеспечение получения всеми участниками рынка достаточного объема информации для принятия решений;

- обеспечение равных возможностей доступа на рынок всех субъектов;

- защита прав участников рынка;

- контроль над соблюдением участниками рынка требований законодательства;

- обеспечение интеграции национальных рынков в международные;

- предотвращение монополизации рынка;

- проведение антикризисной экономической политики и другое.

Методы государственного регулирования финансового рынка:

1) Законодательные ограничения – формирование правового поля деятельности субъектов кредитной системы, лицензирование видов деятельности, требования к величине уставного фонда; установление определенных организационно-правовых норм предприятий для определения видов деятельности.

2) Налоговая политика.

3) Участие в деятельности кредитно-финансовых учреждений;

- долевое участие – государство выступает совладельцем финансового института;

- организация кредитно-финансовых учреждений самим государством;

- национализация.

4) Политика центрального банка: учетная политика; установление лимитов по кредитным операциям для коммерческих банков; установление норм обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг.

5) В случае финансовых трудностей у отдельных субъектов кредитной системы, способных повлечь дестабилизацию самой системы, государство может взять на себя функцию управления данным субъектом.

 

5. Формирование финансового рынка в Украине.

Во времена Советского Союза финансовый рынок как таковой практически не существовал, поскольку отсутствовали рыночные механизмы распределения ресурсов. Формирование рынка на территории СССР началось в конце 80-х годов, когда начали появляться негосударственные предпринимательские структуры. Формирование финансового рынка Украины началось после провозглашения независимости.

В наибольшей степени развитыми сегодня в Украине являются денежный рынок и рынок ссудного капитала, обслуживаемые системой коммерческих банков и Национальным банком Украины.

Кредитная система Украины начала строится на основе созданных в 80-е годы специализированных банков, кредитующих отдельные отрасли экономики: Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. С 1991 года бывшие специализированные государственные банки были акционированы. На их базе созданы, например, АК Проминвестбанк, Украинский социальный банк, государственный акционерный Сберегательный банк, АКБ Агропромбанк "Украина". Эти банки за счет имевшихся значительных ресурсов, а также опыта работы довольно быстро заняли господствующее положение на рынке. Другим путем создания банков стало их учреждение негосударственными структурами. Так очень быстро на ведущее место выдвинулся АКБ "Приватбанк". С течением времени многие бывшие государственные банки утратили свои ведущие позиции, а некоторые (АКБ "Украина") прекратили свое существование.

Во второй половине 90-х годов в результате проведения денежно-кредитной НБУ направленной на снижение процентных ставок межбанковских кредитов и депозитов, учётной ставки НБУ и темпов инфляции, кредитные вложения коммерческих банков в реальный сектор экономики значительно увеличились, выросли и объёмы денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, денежной массы в стране.

Процесс становления банковской системы в Украине имел определенные негативные стороны. Последние связаны, прежде всего, с желанием банков заработать на спекулятивных операциях, инфляции. Этому в немалой степени способствовало несовершенство законодательной базы, что актуально по сегодняшний день. Так, например, основной документ, регулирующий функционирование банковской системы, - Закон Украины "О банках и банковской деятельности" был принят только 07.12.2000 г. В таких условиях многие участники экономики остерегались использовать банковские операции, чтобы избежать налогообложения, с одной стороны, а с другой, – чтобы обеспечить большую надежность сохранности сбережений.

В конце ХХ - начале XXI веков в результате, с одной стороны политики Национального банка Украины и усиления конкуренции, с другой, наблюдается концентрация банковского капитала: увеличение уставных фондов банков, создание сетей филиалов, слияния и поглощения банков и т.д. К началу 2004 года в результате экономического роста уровень жизни населения заметно повысился, что, в свою очередь, обусловило увеличение доходности коммерческих банков. При чем в основном за счет кредитной деятельности. Так превышение кредитного спроса над возможностями коммерческих банков привело к снижению кредитной ставки за 2003 год в среднем на 4%. Необходимо отметить и рост доверия населения к банковской системе, что проявлялось, например, в росте объема срочных депозитов.

Рынок ценных бумаг в Украине менее развит. Это связано в основном с особенностями проведения приватизации государственных предприятий и появление в начале 90-х годов значительного числа финансовых пирамид, которые обещаниями баснословных доходов привлекли значительные суммы ресурсов, а потом "исчезли". В результате было подорвано доверие к рынку со стороны мелких частных инвесторов. Приватизация государственных предприятий автоматически не обеспечивает ликвидности выпускаемых ценных бумаг, поскольку она не всегда связана с процессами реального инвестирования.

Основная проблема становления данного сегмента финансового рынка – слабая связь рынка ценных бумаг с реальным сектором экономики.

Таким образом, основными проблемами в развитии финансового рынка являются:

- нестабильное правовое поле;

- жесткий налоговый и правовой режим функционирования финансовых институтов;

- отсутствие правового регулирования отдельных операций;

- отсутствие объективных условий формирования устойчивого рынка ценных бумаг.

Тем не менее, именно активное формирование финансового рынка является одним из основных путей преодоления экономического кризиса. Потребности в капитале промышленности и других отраслей в экономике можно удовлетворить лишь путем мобилизации ресурсов на рыночных принципах. Это можно обеспечить лишь при надежном функционировании всех элементов рынка.

В этом направлении в настоящее время ведется активная работа соответствующих государственных структур: Верховной Рады, Кабинета Министров, Министерства финансов, Национального банка, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже и других.

Так решением ГКЦБФР предусмотрено предоставление финансовой отчетности предприятиями-эмитентами ценных бумаг, в соответствии с требованиями международных стандартов бухгалтерского учета. Это позволит сделать более прозрачной и объективной информацию о финансовом состоянии отечественных предприятий, что крайне необходимо для привлечения внешних инвесторов.

Успешной следует признать деятельность Национального банка Украины по регулированию финансового рынка. Жесткая политика НБУ позволила повысить ответственность коммерческих банков, снизить объем проводимых ими высокорисковых операций, что позволило в мере вернуть доверие определенной части частных вкладчиков.

Дальнейшее развитие финансового рынка во многом будет зависеть 1) от темпов роста потребностей финансирования реального сектора экономики и реформирования налогового законодательства; 2) эффективного регулирования деятельности субъектов финансового рынка.

Контрольные вопросы

1. Назовите историко-экономические предпосылки возникновения финансового рынка.

2. Приведите конкретные примеры реализации функций финансового рынка.

3. Что такое фиктивный капитал?

4. Проанализируете соотношение интересов участников финансового рынка. Могут ли между ними быть конфликты?

5. Почему финансовый рынок в Украине с самого начала формирования имеет сложную структуру?

6. Приведите примеры деятельности посредников на финансовом рынке.

7. Дайте определение кредитной системы.

8. Почему современная кредитная система имеет многоуровневую структуру?

9. Приведите примеры знакомых Вам институтов, относящихся к "нижним" уровням кредитной системы.

10. Для достижения каких целей могут применяться различные методы регулирования?

11. Приведите примеры использования инструментов регулирования кредитной системы.

12. Проанализируете изменения на финансовом рынке Украины за последний год.