Лекция 13. БИБЛИЯ

Из «священных текстов» религий мира мы коснемся Библии. Биб- лия — самая известная и наиболее распространенная в мире «священная книга». К настоящему времени она переведена (полностью или частично) почти на 2000 языков. Это первая из напечатанных книг (Иоганн Гутенберг, 1452—1455 гг.). Она и поныне остается книгой, издаваемой наиболее часто и наибольшими тиражами. «Священная книга» иудаизма и христианства, она оказала громадное влияние и на светскую культуру всех стран мира.

Состав Библии. Библия в переводе с древнегреческого языка означает «книги». По своему объему она резко уступает «священным книгам» индуизма и буддизма ― Ведам и Типитаке, но это тоже очень солидный свод текстов, включающий в себя десятки книг. Библия делится на две неравные части. Ветхий Завет, почитаемый иудеями и христианами, состоит из 50 книг (39 канонических и 11 неканонических). Новый Завет, почитаемый только христианами, состоит из 27 книг. Разделы Библии в XIII в. кардиналом Стефаном Ленгтоном были поделены на главы, а в XVI в. парижским типографом Этьеном Робером главы библейских книг были разделены на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки.

Ветхий Завет(«завет» — договор, наказ, соглашение) — древнейшая часть Библии. Его 39 книг, дошедших до нас на древнееврейском языке, составляют для иудаистов всю Библию («Танах»). Христиане же именуют эти книги каноническими, то есть правильными, «богодухновенными». Остальные 11 книг Ветхого Завета дошли до нас на древнегреческом языке и игнорируются последователями иудаизма и протестантских течений в христианстве. Католицизм приравнял их к каноническим книгам и именует второканоническими, а православие, хотя и не включило эти книги в канон, тем не менее считает их полезными для спасения души. Более того, одно из мест неканонической второй книги Маккавейской (глава 12, стихи 39—45) является основой молитвенного культа об усопших: отпеваний, панихид, поминовений, справления сорокоустов, родительских суббот, радуницы и пр. В православных изданиях Библии неканонические книги помечаются особым значком, указывается, что они переведены с греческого.

Среди книг Ветхого Завета особенно почитаемы первые пять (Пятикнижие Моисея, в иудаизме — Тора) — Бытие, Исход, Левит, Числаи Второзаконие. Остальные канонические книги христианскими богословами делятся на две группы: исторические книги и писания. Среди исторических книг укажем на те, которые имеют особенно большое значение для истории: книга Иисуса Навина, книга Судей, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон (Хроник), первая книга Ездры и книга Неемии. В состав исторических книг включаются и книги пророков: 4 «больших пророка» (Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и 12 «малых пророков» (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия).

В писания включаются все остальные, весьма разнородные по своему содержанию книги. Это своего рода художественные произведения (книга Есфири, Песня песней Соломона), философские трактаты (книги Иова, Екклезиаста), сборник молитвенных песнопений ― Псалтырь, книга причита- ний — Плач Иеремии.

В 11 неканонических книг входят: вторая книга Ездры, Товита, Юдифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса (сына Сирахова), Послание Иеремии, пророка Варуха, три книги Маккавейские итретья книга Ездры. Все они по своему содержанию внутренне едины с книгами каноническими.

Новый Завет насчитывает 27 книг, переведенных с древнегреческого языка. Это четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния святых апостолов, Послания апостолов и Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Послания апостолов в свою очередь делятся на семь Соборных посланий апостолов (Иакова, два послания Петра, три послания Иоанна и послание Иуды, брата Иакова), а также на 14 посланий апостола Павла (к Римлянам, два послания к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два послания к Фессалоникийцам, два послания к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям).

Почти все страницы текста Ветхого и Нового Завета оснащены обильными сносками («параллельными местами»), призванными демонстрировать единство их содержания. При цитировании Библии принято вначале указывать сокращенное наименование соответствующей книги, затем номер главы, а за ним — номер стиха.

Происхождение Библии. Ветхий Завет создавался на протяжении более тысячелетия. Наиболее ранний текст, входящий в его состав, — победную песню пророчицы Деворы (Суд., 5) — религиоведы относят к XIII в. до н.э., а наиболее поздние книги — к III—II вв. до н.э. Долгие века ветхозаветные сказания бытовали в устной форме и по памяти передавались от поколения к поколению. Их первые записи, по преданию, относятся к VIII—VII вв. до н.э. (книги Исайи, Притч, Песни песней и Екклезиаста). Около 444 г. до н.э. был составлен письменный канон Пятикнижия, и оно приобрело силу непререкаемого закона. Это событие связывают с именем священника Ездры. Канонизация остальных ветхозаветных книг продолжалась до III—II вв. до н.э.

Ветхий Завет отразил многие события истории древнееврейского народа, одного из кочевых семитских племен, вторгшегося в середине ІІ тыс. до н.э. на территорию Палестины, а в период около 1000 г. до н.э. образовавшего Израильское царство. Правда, действительные события истории здесь излагаются сквозь сакральную призму — как история сложных взаимоотношений еврейского народа с Богом. Но в руках профессионала-историка эти данные приобретают ценнейшее значение.

В Ветхом Завете собрано много данных и об истории других ближневосточных народов. Религиоведы указывают на то, что нашедшие в нем отражение верования, сказания и легенды несут следы влияния культуры шумеров, вавилонян, ассирийцев, персов, египтян и др. Но в наибольшей мере содержание Ветхого Завета обусловлено реалиями судьбы древних евреев.

По преданию, Израильское царство объединило 12 колен (племен) еврейского народа. В этом объединении главную роль сыграло племя Иуды, божество которого — Яхве — было провозглашено единым Богом всего народа и государства. Культ Яхве, как это хорошо прослеживается по Библии, со временем вытеснил почитание других родовых и племенных божеств. В период царствования Соломона (965—928 гг. до н.э.) сооружен храм Яхве в Иерусалиме, централизован культ. Стали вестись летописи, записи религиозных сказаний, поучений и предписаний. Эти древнейшие книги не дошли до нас, но именно они лежат в основе упомянутых выше собственно библейских записей более позднего времени.

Около 900 г. до н.э. Израильское царство раскололось: от него отделилась Иудея со столицей в Иерусалиме. Столицей Израиля стала Самария. Иудея и Израиль нередко вели между собой ожесточенные войны, лишь изредка объединяясь для борьбы против нашествия соседей. Разделение царства поколебало и единый культ Яхве: в наиболее ранних текстах Ветхого Завета прослеживаются проявления многобожия.

Около 722 г. до н.э. Израиль был покорен ассирийцами, население смешалось с пришельцами, утратив свое этническое своеобразие. Жителей страны стали именовать самаритянами. Хотя они и почитали Яхве, но коренные евреи не считали их единоверцами.

Однако и Иудея недолго оставалась самостоятельной. В 587 г. до н.э. ее покорили вавилоняне, уведя в плен знать и жрецов. Примерно через полстолетие персидский царь Кир, разгромивший вавилонскую державу, отпустил иудеев из плена. На родине они получили от новых покорителей разрешение на строительство вместо разрушенного вавилонянами нового Иерусалимского храма. Однако государственную самостоятельность евреи так и не обрели, за исключением очень короткого времени (167—163 гг. до н.э.): над ними последовательно властвовали более могущественные захватчики — греки, египтяне, сирийцы и, наконец, римляне. В 70 г. н.э. Иерусалимский храм и сам город римляне разрушили до основания. В 132—135 гг. евреи под руководством Бар-Кохбы подняли восстание, оно было подавлено, и император Адриан под страхом смерти запретил евреям входить в Иерусалим. На месте иудейского храма возвели храм Юпитера, а сам город римляне переименовали в Элию Капитолину. Еще раньше значительная часть иудеев была изгнана из своей страны, и с этого времени народ в целом оказался рассеян (диаспора).

Трагическая судьба этого небольшого народа определила перипетии создания Ветхого Завета и многие его эпизоды. Особенно большую работу над текстом провели иудейские жрецы в вавилонском плену. Формирование новых книг (в том числе пророческих) продолжалось до II в. до н.э. Пессимистическое мироощущение находящихся под иноземным гнетом иудеев нашло здесь свое отчетливое выражение. Ожидание помощи с небес становится одним из ведущих мотивов наиболее поздних книг Ветхого Завета.

Толкователи Библии — талмудисты (Талмуд ― свод религиозно-правовых и традиционных установлений древних евреев, составлен в период с IV в. до н.э. по IV в. н.э.) в самом конце I в. н.э. объявили о завершении свода Танаха. И все же еврейские богословы продолжали исправлять и редактировать Ветхий Завет. Окончательная его канонизация осуществилась лишь в конце IX в. Ветхий Завет был уложен в 39 книг, строжайшим образом была определена структура каждой из них и даже исчислено точное число всех знаков Танаха — 1 152 207.

Однако и поныне не прекращаются споры относительно датировки, авторства, состава и текста ветхозаветных книг. Явление это в исторической науке обычное, затронувшее практически все памятники древнейшей истории и культуры.

Несколько проще историяНового Завета, хотя и она вызывает немало дискуссий. Новозаветные тексты — канонизированные свидетельства становления христианства и в то же время освященные Церковью источники вероучения этой мировой религии. Книги Нового Завета, как уже сказано, написаны по-древнегречески.

Четыре Евангелия (гр. «евангелие» — благая весть) — это отобранные среди множества других записей (апокрифов) сказания о посланце и сыне Божьем Иисусе Христе. Сложились они к середине II в. н.э. Историки считают древнейшим Евангелие от Марка, по преданию, ученика апостола Петра. Остальные Евангелия богословы относят к апостолам Матфею (по канону, это Евангелие — первое), Иоанну и ученику апостола Павла Луке.

Следующее, по канону, сочинение Нового Завета — Деяния апосто- лов — богословы приписывают евангелисту Луке и датируют 63 г. Историки считают авторство анонимным и относят Деяния к концу II в., полагая, что эта книга самая поздняя в Новом Завете.

Послания апостолов, по мнению богословов, написаны в период 40―90-х гг. I в. Историки выражают сомнение относительно авторства некоторых посланий. Время их написания датируют концом I в. — 40-ми гг. II в. Послание к Евреям некоторые историки относят к безымянному автору II в. до н.э., а адресатом Послания считают секту, связанную с эссеями, одними из вероятных предшественников христианства.

Последняя в каноне Нового Завета книга — Апокалипсис приписывается апостолу и евангелисту Иоанну и относится к 68 г. Место написа- ния — остров Патмос, у берегов Малой Азии. Историки считают эти данные вполне вероятными.

По преданию, египетский царь Птолемей II в середине III в. до н.э. приказал перевести ветхозаветные книги на греческий язык. 70 (или 72, по шести от каждого из 12 «колен Израилевых») переводчиков были заперты по отдельным кельям. За 70 дней (отсюда по-гречески — Септуагинта) они выполнили эту работу таким чудесным образом, что все переводы совпали слово в слово. Помимо канонических книг, в Септуагинту вошли и книги неканонические.

На латинский язык Библию начали переводить в конце II в. В конце IV—начале V в. она была заново переведена на латынь Иеронимом Бла-женным под названием «Вульгата». Этот перевод канонизирован в католицизме. На славянский язык Библию в IX в. перевели великие просветители Кирилл и Мефодий. Первый официальный перевод ее на русский язык осуществлен сравнительно недавно — в 1876 г. Он именуется «синодальным», поскольку был разрешен Синодом. В последние десятилетия изданы несколько новых переводов на русский язык. Таковы, в частности:

Библия. Современный перевод библейских текстов / Всемирный Библейский Переводческий Центр. М., 1993;

Священное писание / Перевод архимандрита Макария, 1860―1867 гг. Издано «Свидетелями Иеговы». Рим, 1998;

Новый Завет. Восстановительный перевод. Живой поток.Анахайм, 1998;

Библия. Издано «Свидетелями Иеговы». Рим; 1998;

Радостная весть. Новый Завет. Перевод с древнегреческого / Российское Библейское общество. М., 2005.

Немаловажное научное значение имеют упомянутые нами апокри- фы — книги, не включенные в христианский канон, но поначалу, в ранних общинах, не менее почитавшиеся. Многие из них изданы на русском языке. Таковы, в частности: Апокрифы древних христиан. М., 1989; Книга Еноха. Апокрифы. СПб., 2000.

Религиозное и культурное значение Библии. Ветхий Завет у иудеев, а у христиан Ветхий и Новый Завет являются источником вероучения и культа. Все догматы, установления веры и правила исповедания этих религий, само иудейское и христианское миросозерцание, молитвы, церемонии, празднества и обряды основаны на Библии. Она и сама — непременная принадлежность богослужений. Чтение Торы — самый важный момент молений в синагоге. Чтение и пение библейских текстов — обязательный ритуал христианских церковнослужений.

Верующий видит в Библии не столько книгу, сколько богоданную святыню, заслуживающую благоговейного поклонения. Неверующему человеку надо обязательно иметь это в виду: даже не разделяя мысли о божественном происхождении Библии. Не следует, особенно в присутствии верующего, неуважительно высказываться о ней.

Для служителя религии идеи и сюжеты Библии являются почти исключительным источником проповедей и темой собеседований с верующими.

На Библии построены все остальные вероучительные и богослужебные книги иудаизма и христианства. Талмуд — свод религиозной иудейской литературы прямо или опосредованно опирается на Танах, а в особеннос- ти — на Тору. Из Ветхого и Нового Завета вытекают постановления христианских соборов, писания «святых отцов», катехизисы, пособия для учащихся по «Закону Божию», богослужебные книги. На Библии основаны разнообразнейшие богословские труды и многочисленные сочинения еврейских и христианских религиозных философов.

Преклонение перед Библией — характерный момент религиозного быта. Так, Тору в синагоге хранят в самом почетном месте, перед началом чтения целуют ее футляр. Особый ритуал предписывает, как готовить пергамент для ее написания, строжайше регламентирован и порядок написания. Когда от длительного употребления свиток Торы ветшает, его погребают в землю, как умершего человека. Кусочки пергамента с ветхозаветным текстом, помещенные в особые ящички, во время утренней молитвы надеваются на лоб и левую руку (они именуются филактерии). Свиточек пергамента с отрывком из Второзакония (мезуза) в деревянном или металлическом футляре правоверный иудей должен закрепить к косяку двери своего дома в качестве амулета. Почитание Библии (в особенности Нового Завета) пронизывает и быт христиан.

В Библии немало «темных мест», чрезвычайно много противоречий, вызванных полуторатысячелетним периодом ее формирования, многочисленностью авторов, ошибками переписчиков текста, ограниченностью знаний. Понимание Библии требует особой подготовки, в прошлом недоступной большинству. Видимо, на этой основе сложилась поговорка: «Кто Библию прочтет, тот с ума сойдет».

Христианские церкви в большей или меньшей степени ограничивают мирянам самостоятельное чтение Библии, опасаясь их невольного впадения в ересь под влиянием ее противоречий. Это одна из причин, по которой длительное время не разрешались ее переводы на «живые» языки. Особенно строги эти запреты в католицизме. В 1199 г. папа Иннокентий III разрешил чтение Библии только духовенству. Спустя три десятилетия папа Григорий IX повторил этот запрет мирянам. Таррагонский собор (1242 г.) прокомментировал этот запрет так: «Опасно давать детям в руки нож, чтобы самим себе отрезать хлеба, потому что могут поранить себя». Даже в XIX в. папы называли чтение мирянами Библии «чумой, заражающей Европу ересями». И сейчас католическая Церковь не поощряет изучение Библии без опеки священника. Православная Церковь, следуя мнению «отцов Церкви», полагает, что чтение «Книги книг» должно быть разрешено каждому, но неопытный в Библии должен иметь сведущего наставника.

Благоговение перед Библией породило обычай гадания на ней. С этим же связана вера в силу ее пророчеств. Как уже отмечено, пророческие книги обильно представлены в Ветхом Завете. Пророческой является и последняя книга Нового Завета — Апокалипсис. Анализу пророчеств посвящена научная литература. В ней показано, что многие пророчества Библии (например, о грозящих военных поражениях) — это действительно разумный прогноз ближайшего хода событий. В то же время ученые критически высказываются относительно дальних прогнозов Библии. Многие верующие ищут в ней предсказания современных событий. А так как, разумеется, прямых и конкретных описаний фактов сегодняшней жизни там нет, они предлагают толковать эти пророчества аллегорически, иносказательно. Приведем характерное высказывание много размышляющего над ней верующего: «Библию надо читать, как кроссворд: подставлять под старые слова новые, наши».

Но иносказательные толкования — очень зыбкий путь. Из любого текста при этом можно вывести все, что угодно. Глубоко верующий Ф.М. Достоевский категорически отвергал аллегорическое истолкование Библии: «Принесите мне, что хотите: “Записки сумасшедшего”, оду “Бог”, “Юрия Милославского”, стихи Фета, что хотите — и я берусь вывести из первых же десяти строк, вами указанных, что тут именно аллегория о франко-прусской войне».

Обращение к иносказаниям и аналогиям позволяет видеть в случайных совпадениях, во внешнем сходстве не связанных между собой событий действительности кажущееся подтверждение того или иного пророчества Библии. Так, широкую известность получило утверждение, что чернобыльская трагедия якобы была предсказана в Апокалипсисе. На самом деле там, в главе 8 (стихи 10-11) говорится: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому, что они стали горьки». Вместе с тем, единственным действительным совпадением с реальностью здесь является слово «полынь», по-украински «чернобыль». Все остальное же не совпадает (не падение звезды, но грубое нарушение правил эксплуатации атомной электростанции; не вселенское, а местное, хотя и больших масштабов событие) или же совпадает очень условно (горечь вод и радиоактивное заражение окружающей среды).

Еще более критично ученые оценивают пророчества о «конце света». Ожидания «конца света», апокалиптических ужасов уже два тысячелетия сопровождают историю христианской цивилизации. Слухи о близком «светопреставлении» время от времени возникали у разных народов, в особенности в кризисные моменты их жизни. Признаки наступающего «конца света» видели в стихийных бедствиях, в необычных явлениях природы, в социальных потрясениях и войнах. Суеверные слухи такого рода ― непременная принадлежность переломного момента эпох, столетий и тысячелетий. В самозванных «провидцах» недостатка не было. Как уже говорилось в лекции о новых религиях, «Свидетели Иеговы» назначали светопреставление на 1914 г., затем на 1925 г., потом на 1975 г. … «Белое братство» «конец света» определило на 24 ноября 1993 г. Пророчества завершились конфузом, точно так же, как и тысячи предсказаний «светопреставления» иными конфессиями и «провидцами» в других местах, в другое время. Однако такие конфузы ничему не учат суеверных людей.

Донаучная библейская картина мироздания безнадежно устарела. Сложившиеся тысячелетия тому назад многие ее представления о мире сегодня неприемлемы, и это не стоит вуалировать. Наивны попытки «обновить» эти представления, толкуя их аллегорически или же «по принципу кроссворда». Библия ― дитя своего времени. И не стоит приукрашивать и идеализировать ее. Незачем приписывать Библии то, чего в ней нет и не может быть, выискивать современные идеи и взгляды. На наш взгляд, это неуважительно по отношению к великой сокровищнице мировой культуры.

Библия и поныне остается «Книгой книг». Главное в ней не то, что оказалось исторически преходящим, что подлежит критике естествоиспытателей и не соответствует мировоззрению наступившего ІІІ тысячелетия. И мы не будем здесь следовать давней антирелигиозной традиции — предвзято и придирчиво констатировать архаичное, устарелое и противоречивое в библейском тексте. Не забудем, что для верующего человека в Библии свято каждое слово. С уважением отнесемся к этому, но заметим, что «Книга книг» — достояние всего человечества. А потому люди неверующие вправе выделить в Библии не только религиозно-культовое, но именно общечеловеческое достояние.

Для культуры человечества Библия, прежде всего, ценна как важнейший источник знаний о древности, как документ громадной ценности для исторической науки. Это энциклопедическая летопись жизни наших праотцов, а следовательно, один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле следует понимать высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д.С. Лихачева: «Библия — это код культуры». Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты культуры минувших тысячелетий, немалое в образе жизни, да и в стиле мышления доброй половины человечества, определяло прошлое и вошло в настоящее.

Идеи, сюжеты и образы Библии вплелись в ткань повседневного языка народов, в их фольклор, легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок, расхожих до сего времени. Приведем только некоторые обиходные изречения: «кто не работает, тот не ест», «не судите, не судимы будете», «нет пророка в своем отечестве», «время жить и время умирать», «зарыть талант в землю», «взявший меч от меча и погибнет», «перековать мечи на орала», «не хлебом единым», «кесарю — кесарево». Или такие, например, выразительные определения и красочные аллегории: «хлеб насущный», «соль земли», «заблудшая овца», «суета сует», «мерзость запустения», «Соломоново решение», «30 сребреников», «иудин поцелуй», «манна небесная», «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «блудный сын». Многие великие писатели предваряли свои произведения ключевыми эпиграфами из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»); «Мне отмщение, и Аз воздам» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина») и др.

У разных народов по мере их христианизации, благодаря церковной проповеди Библии, ее сказания и легенды сплелись с преданиями собственной старины и пересказывались неграмотным людом, заменяя ему писаную историю и литературу. Еще более велико воздействие Библии на письменную культуру человечества. Переписывание (а затем и печатание) Библии и ее активное распространение стимулировали развитие письменности в разных странах. В течение тысячелетий она оставалась главной книгой для чтения, да и сам навык чтения наши деды приобретали, обучаясь по Псалтырю.

Проповедь Евангелия сопровождалась у многих христианизированных народов становлением национальной письменности. Так, например, было у древних коми, которым Стефан Пермский (XIV в.) составил первую азбуку и перевел ряд библейских текстов. Еще шесть веков спустя Библию перевели на коми-пермяцкий язык. Вряд ли есть теперь в России народность, не имеющая Библии на своем языке. Уже сам по себе перевод энциклопедического свода Библии вел к обогащению национального языка, давал мощный толчок просвещению многих и многих народов, приобщал их к миру сложившейся христианской цивилизации и тем самим способствовал лучшему взаимопониманию и единению человечества на основе общих гуманистических ценностей и идеалов.

Прикосновение к Библии высвечивает в национальном самосознании его общность с судьбами, страданиями и надеждами других народов Земли, а значит, сдерживают проявления национального эгоизма и отчуждения. Общи и приемлемы для всех народов в качестве правил поведения знаменитые заповеди Моисея (особенно от пятой до десятой). Чрезвычайно актуальны для современного мира с его глобальными проблемами (военными, экологическими, демографическими, продовольственными и пр.) евангельские призывы к ненасилию, миротворчеству и милосердию. Казалось бы, предельно абстрактны оптимистические и гуманистические принципы Нового Завета о самоценности человека, о любви к ближнему (и к дальнему). Но сколь необходимы и насущны они для нашего времени — времени сокрушительного краха особенно привлекательных социально-нравственных идеалов, надежд и естественной веры в лучшее будущее. Названные новозаветные принципы — всеобщий моральный ориентир для всех народов, всех людей — верующих и неверующих.

Размышляя далее о культурной роли Библии, вспомним приведенные в лекции «Религия и культура» данные о доминировании религиозного начала в творчестве художников Запада. Можно констатировать, что вплоть до раннего Нового времени искусство являло собой своеобразную библиаду. Столь всепроникающим было воздействие Библии на мироощущение и вдохновение художников, скульпторов, композиторов и писателей, что без знания ее текста понять что-либо в классическом искусстве крайне трудно.

Да и сама по себе Библия составляет собрание таких, например, художественных шедевров, как Песня песней и псалмы. Шедеврами являются также многие рукописные и печатные издания Библии. Нередко они оснащены изумительными по выразительности иллюстрациями. Особенно выдающимися, в частности, нам кажутся творения великого французского графика Гюстава Доре. Нескончаема галерея художественных образов, навеянных Библией. «Литературной Вселенной» назвал ее наш известнейший деятель культуры С.С. Аверинцев. Во вселенском многоголосии культуры мелодия и тема Библии — один из ведущих его рефренов.

 

К студенту и преподавателю

Знакомство со структурой Библии, историей создания, с основными моментами содержания «Книги книг» совершенно необходимо каждому студенту. Но ее самостоятельное чтение иногда затруднено: слишком далеки от него — географически и исторически — события Библии, непривычны язык и стиль, необозрим круг персонажей и сюжетов, озадачивает обилие повторов, наличие «темных мест» и противоречий. Ему должны помочь препода-

 

ватель религиоведения и рекомендуемая нами литература. Без знакомства с «Книгой книг» ограничен культурный мир личности.

Контрольные вопросы

1. Какова структура Библии?

2. Назовите основные моменты формирования Ветхого и Нового Завета.

3. Каково значение Библии для иудаизма и христианства?

4. Расшифруйте высказывание Д.С. Лихачева: «Библия — это код культуры».

 

Рекомендуемая литература

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Разные издания Московской патриархии.

2. Библейские мотивы: Рис. Г. Доре. Вып. 1 и 2. М., 1991—1992.

3. Библия и национальная культура: Межвуз. сб. науч. статей и сообщений / Под ред. Н.С. Бочкаревой. Пермь, 2004.

4. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М., 1993.

5. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.

6. Гече Г. Библейские истории. М., 1988.

7. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов: Пер. с польск. М., 1968.

8. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.

9. Библейские имена: люди, мифы, история / И.Н. Лосева, Н.С. Капустин, О.Т. Кирсанова, В.Т. Тахтамышев. — Ростов н/Д, 1997.

10. Павловский А. Популярный библейский словарь. М., 1994.

 

Лекция 14. КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ: