Лекция 12. НОВЫЕ РЕЛИГИИ

Историками более других исследована эволюция мировых религий (буддизма, христианства, ислама), оказавших наибольшее влияние на культуру человечества. Этапы становления каждой из этих религий явились глубокими прорывами традиций в культуре Запада и Востока и одновременно особыми этапами «осевых времен» в мировой истории. На ранних ступенях этого становления мировые религии тоже были «новыми религиями» и воспринимались окружающими как нечто чуждое и даже враждебное тысячелетним традициям этносов, их верованиям и ценностям. Но все эти религии выдержали испытание историей и, в свою очередь, весьма заметно окрасили весь ее ход.

Пока нельзя предсказать, как повлияет на ход истории и эволюцию культуры религиозно-экзотичный феномен современности. Недостаточно изученный, он еще не имеет даже устоявшегося названия. Именуют его по-разному: «религиями нового века», «новыми религиозными движениями», «новыми культами», «новыми сектами». Из-за преобладания молодежи в новых религиях некоторые исследователи используют термин «молодежные культы». Довольно часто применяют термин «новые религиозные движения». Мы тоже будем его применять, наряду с понятием «новые религии»[16]. Точнее говоря, и этот термин, и это понятие также не строги. Отдельные из таких исповеданий, проникшие к нам из-за рубежа, уже давно укоренились там в качестве вполне традиционных конфессий. К новым религиям также относят недавно возродившиеся старые верования россиян.

Примем во внимание, что во многом похожие на современные нетрадиционные религии, своеобразные синкретические культы появились столетия тому назад у туземцев колонизируемых стран Африки, Океании, Меланезии, у северо-американских индейцев, у аборигенов Южной Америки. Многие исследователи относят к нетрадиционным исповеданиям мистические сообщества спиритов и теософов, возникшие в конце XIX в. в США, европейских странах и России.

Массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось с конца 40-х гг. прошлого века в оккупированной американцами Японии. А с конца 60-х―начала 70-х гг. ХХ в. волна «новых религий» захлестнула США и Западную Европу. «Железный занавес» на время оградил СССР и другие социалистические государства от появления «новых религий», но с падением «занавеса» они появились и в этих странах.

Их значительная часть в наше отечество привнесена миссионерской экспансией из-за рубежа (из США, Канады, Скандинавских стран, Южной Кореи и др.). Но немалое число новых религий возникли или, как уже сказано, возродились на российской почве. Словарь «Религии народов современной России» (М., 2002) перечисляет 41 новую религию. Но в «Словарь» не вошли десятки почти неизвестных исследователям иных религиозных новообразований. Если же сюда добавить также недавно появившиеся многочисленные религиоподобные мистические новообразования, то совокупная номенклатура новых религиозно-мистических движений современной России перевалит за сотню. На наш взгляд, к настоящему времени общая численность приверженцев этих новых движений в стране приближается к полумиллиону.

Условно, новые религии России по их вероисповедным истокам можно объединить в три группы ― неохристианские, неоориенталистские (лат. orientalis ― восточный) и новоязыческие. Особняком от них находятся никак не вписывающиеся в эти группы «Церковь сайентологии» и «сатанисты» (дьяволомания).

* * *

 

Среди неохристианских конфессий зарубежного происхождения преобладают протестантские исповедания. Как известно, лютеранство и кальвинизм исповедовали в России поселившиеся здесь иностранцы еще с XVII в. Позднее приглашенные Екатериной II немцы и голландцы завезли меннонитство (оно принадлежит к раннему протестантизму и сложилось в 30-х гг. XVII в.). А со второй половины XIX ― начала XX в. в Россию проникли с Запада баптисты(тоже ветвь раннего протестантизма, сложившаяся в Англии в первое-второе десятилетие XVII в.) и представители позднего протестантизма: евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты, мормоны и«Армия спасения». С начала 90-х гг. минувшего века в Россию приходят: «Христианская наука»(сложилась в США во второй половине XIX в.), Новоапостольская церковь(возникла в Германии в те же годы).

Вероисповедные и культовые особенности различных течений протестантизма трудноотличимы. К тому же, новые для России конфессии часто присваивают себе вновь придуманные названия. Все это чрезвычайно осложняет их идентификацию. Поэтому так непросто установить точное число новоявленных протестантских конфессий в России. Имеет место и иной казус. Так, под общим названием «Церковь Христа» у нас действуют более 50 мало различающихся между собой по вероучению новопротестантских объединений, главным образом, харизматического направления. Зарубежные религиоведы пишут о своеобразном «харизматическом взрыве» последних десятилетий, который охватил в мире десятки (по некоторым данным, сотни) миллионов протестантов и даже католиков. Во главе этих конфессий стоят новоявленные харизматические лидеры, возомнившие себя миссиями, пророками, апостолами. Эти экзальтированные лица, как правило, вносят в свое вероучение и обрядовую практику новации, далекие от христианских истоков (собственный культ, эзотерику и пр.).

В последние годы официальный статус у нас недавно получили зарубежные объединения христиан-экуменов, призывающих к союзу всех христианских исповеданий. Юридическую регистрацию обрело и своеобразное объединение «Евреи за Христа», сформировавшееся около трех десятилетий тому назад в США. Его приверженцы следуют христианству и почитают некоторые традиции иудаизма. В России это объединение отнесло себя к исповеданию евангельских христиан-баптистов.

Более подробный рассказ о неохристианских конфессиях в России стоит начать со «Свидетелей Иеговы» ― первой по времени появления в России новой религии. Конфессии, наиболее крупной среди этих новообразований и наиболее интенсивно растущей. На начало 2004 г. она насчитывала 386 своих объединений в стране, с приблизительным числом приверженцев около 100 000. У нас эта конфессия была официально признана в 1990 г., но ее современная история в России началась еще в конце XIX в., когда здесь появились ее первые приверженцы. Возникновение конфессии исследователи относят к 1872 г. в США, где Ч. Рассел организовал «Международное общество исследователей Библии». Название «Свидетели Иеговы» конфессия приняла в 1931 г. К настоящему времени ее филиалы имеются более чем в 230 странах мира и насчитывают около 5 млн приверженцев.

По своим вероисповедным истокам конфессия, несомненно, относится к христианству (поздний протестантизм). Но сами «свидетели» резко открещиваются от всех течений христианства, как и от всех остальных религий. В свою очередь, христианские течения именуют «Свидетелей Иеговы» ересью и сектой. Это жестко централизованная религиозная организация во главе с «Руководящим Советом», находящимся в Бруклине (Нью-Йорк). «Совет» осуществляет контроль не только над каждым филиалом, но и над каждым рядовым «свидетелем». «Совету» принадлежит абсолютное право толкования веры. Он мелочно регулирует распорядок деятельности региональных и первичных объединений и требует от них и от каждого члена конфессии периодического отчета о своем «свидетельствовании» (миссионерской деятельности). Каждый рядовой «свидетель» должен уделять не менее 20 часов в месяц распространению иеговистских журналов и брошюр, проведению проповедей и бесед о вероучении среди знакомых и незнакомых людей. Частый повод вовлечь незнакомого человека в миссионерский диалог ― предложение совместно почитать Библию. Иеговисты даже привлекают своих детей к «благовествованию» среди своих сверстников-школьников.

Единственным источником вероучения здесь признают Библию, стремясь добраться до ее аутентичного смысла. В этих целях «Руководящий Совет» в 1950 г. осуществил собственный перевод Библии на английский язык, с которого затем она переводится и на другие языки мира. Недавно выполнен перевод на русский язык. Истинным именем всемогущего Бога, творца неба и земли «свидетели» считают Иегова.Догмат Святой Троицы отвергают. Иисус Христос не Бог, но первое творение Иеговы, единородный сын Его. Христос умер не на кресте, а на столбе. Отвергают иеговисты и вознесение Христа на небо. Святой Дух ― это невидимая действующая сила Иеговы. «Свидетели» отрицают и бессмертие души. Рай понимается как счастливое грядущее время на земле, которое последует за Армагеддоном ― предстоящей битвой Иеговы, где он сокрушит нынешнюю «злую систему мира», и в которой погибнут все противящиеся Иегове люди. Ад, по толкованию «Руководящего Совета», ― это общая могила всех умерших и погибших людей, но не место мук. Полное спасение получат лишь 144 000 «верных» ― наиболее достойных «свидетелей», которые будут вознесены на небо. Остальные «преданные» из числа «иеговистов» будут жить в раю на земле.

Кровь человека считается самой жизнью, и потому «свидетели» категорически отказываются от переливания крови при несчастных случаях и тяжелой болезни. «Свидетели» отказываются и от обычной воинской службы, соглашаясь лишь на службу альтернативную. Налоги они платят добросовестно и строго выполняют иные гражданские обязанности. Хотя они считают государство позволением Иеговы, но осуждают государственные устройства, считая их частью «мировой системы зла». Потому, как правило, не принимают участие в избирательных компаниях, в официальных мероприятиях и празднествах.

Вероучение «свидетелей» пронизано апокалиптическими настроениями, ожиданием грядущего Армагеддона, «конца света». Поначалу наступление Армагеддона было назначено на 1914 г., потом перенесено на 1925 г., затем на 1975 г. … «Конец света» так и не наступал, и «Руководящий Совет» уверяет «свидетелей», что «светопреставление» вот-вот наступит: «Как и обещал Иегова, Армагеддон приближается. Он не отложится из-за чувств, свойственных людям. Может показаться, что Армагеддон запаздывает, но Иегова следует своему расписанию. Армагеддон начнется в час, который назначил Иегова». Так назидает журнал «Сторожевая башня», который распространяется почти на 70 языках ежемесячным тиражом в 26 млн экземпляров. Приблизительно таков же тираж другого иеговистского журнала «Пробудись!».

Обрядность «свидетелей» предельно упрощена. Они признают водное крещение при вступлении в организацию, причащение, совершаемое раз в году, в день смерти Иисуса Христа. Собрания «свидетелей» проводится трижды в неделю, где организованно изучают Библию, читают и разъясняют содержание очередных номеров иеговистских журналов. Собрания напоминают скучное студенческое занятие. Одно еженедельное собрание специально посвящено обучению и обмену опытом миссионерства в так называемой «теократической школе». Периодически проводятся районные, областные и международные конгрессы «Свидетелей Иеговы». По существу, миссионерское служение, посещения собраний, штудирование Библии и указаний «Руководящего Совета» отнимают у приверженцев все свободное время и полностью исключают внимание и интерес к событиям за пределами этого тоталитарного сообщества. Наши наблюдения показывают, что «свидетели», как правило, строго следуют нормам морали, однако уклоняются от близких человеческих контактов с «внешними». Их общественная активность приглушена. В итоге эта конфессия формирует социально обделенную личность, со страхом ожидающую приближение «конца света».

Как и «Свидетелей Иеговы», христианские церкви отвергают и относят к сектам и ересям «Церковь Муна». Онастала с 1992 г. официально действовать в нашей стране. Полное название этой неохристианской конфессии «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» ― «Церковь объединения». Общее число ее организаций, зарегистрированных под разными наименованиями в России, сравнительно невелико ― 9 объединений. Но это очень примечательная организация, которая ныне действует более чем в 130 странах мира.

Кореец Сан Мён Мун основал эту Церковь в 1954 г. и за сравнительно короткое время превратил ее в мощную международную корпорацию. Церковь объединения располагает множеством миссионерских центров и миллиардными финансовыми средствами. Она активно участвует в политической жизни под лозунгом борьбы против коммунизма. Приверженцы Муна ведут и обширную благотворительную деятельность, принимают участие в осуществлении многих научных и образовательных программ. Мунитами были распространены во множестве российских школ программы и учебные пособия «Мой мир и я», «Путь к единению», «Путь любви», попутная цель которых ― привлечение учащихся к Церкви объединения. Нередко на улицах городов можно увидеть юношей и девушек, собирающих пожертвования «на нуждающихся студентов» либо же предлагающих купить у них («сколько дадите, столько и достаточно») какую-нибудь мелочь. Это ― приверженцы Муна, выполняющие «фандрейзинг» ― сбор средств для Церкви. Многие ее адепты трудятся едва ли не бесплатно на предприятиях Муна.

Вероучение Церкви Муна изложено в книге «Принцип объединения» где своеобразно сочетаются мировоззрения Библии и даосизма. Сам Мун, по этому вероучению, является третьим Адамом (второй Адам — Иисус Христос), а возможно, даже и мессией. Семья Муна — образец для формирования всемирной семьи. Церковь объединения уделяет особое внимание миссионерской деятельности среди молодежи, в том числе среди студенчества. Многих привлекает обещание подобрать каждому молодому человеку невесту (или жениха) и обеспечить счастливую семью. В адрес Церкви Муна со стороны общественности выдвигается множество обвинений в «зомбировании» ее приверженцев. По этой причине, проводя миссионерские акции среди школьников и молодежи, активисты Церкви теперь часто вуалируют свою конфессиональную принадлежность и используют броские лозунги борцов против СПИДа, защитников чистой любви и т.п.

 

* * *

 

Новым для России является и легальная деятельность православных общин, не признающих юрисдикции Московской патриархии. Таковы Русская Православная Свободная Церковь, Истинно Православная (катакомбная) Церковь. Термин «неохристианские», конечно, не применим к этим конфессиям, довлеющим к ортодоксии. Некоторое число приверженцев в стране имеет и Русская Православная Церковь за границей, основанная представителями русской эмиграции. Длительное время эта церковь категоричес-

 

ки уклонялась от каких бы то ни было контактов с Московской патриархией. В последние годы между ними заметно некоторое сближение.

Среди неохристианских общин православного происхождения рассскажем о так называемом «Богородичном центре» ― конфессии, возникшей в 1990 г. и обладающей рядом вероисповедных и культовых новаций. Эта конфессия имеет еще около десятка иных названий: «Церковь Пресвятой Богородицы преображающейся», «Церковь Третьего Завета», «Святодуховское православие», «Церковь Духа Параклита», «Параклитская Церковь», «Вселенская Российская Марианская Церковь», «Православная Церковь Божией Матери Державная» и др. Приверженцы новой конфессии чаще всего именуют себя параклитами (гр. «параклит» — утешаемый Святым Духом). К началу 2004 г. зарегистрировано 27 ее объединений.

Основатель конфессии — бывший православный священник Иоанн Береславский (теперь он называет себя архиепископом). Он сочинил более двух десятков пророческих книг, объединенных в сборник «Слова Матери Божией и свидетельства Духа Святого». Параклиты полагают, что эти книги — провозвестия грядущего «Третьего Завета» и приближающегося «конца све- та» — являются источником благодати и залогом спасения приверженцев «Богородичного центра». Служителей центра отличает крайний фанатизм, резкие конфликты с общественностью, в особенности с родителями втянутых в эти общины подростков и юношей. Центр имеет несколько монашеских обителей и даже свое учебное заведение. Насчитывает около 10 000 приверженцев.

Еще одна неохристианская конфессия отечественного происхожде- ния ― экзотическое сообщество «Белое братство». Строго говоря, от христианства в нем мало что осталось. Скорее, это подобие винегрета из христианства, неоориентализма и неомистицизма. Само название сообщест- ва ― странная аббревиатура ЮСМАЛОС (ЮС — Юоанн Свами, МА — Мария Дэви Христос, ЛОС — Логос, одна из ипостасей Бога). «Иоанн Креститель» (по псевдовосточному ― Юоанн Свами) — так стал называть себя основатель этой веры некий Ю. Кривоногов, длительное время увлекавшийся восточной мистикой, учением о переселении душ, медитацией, йогой, экстрасенсорикой, а затем и пропагандой кришнаизма. Он и придумал новое вероучение, провозгласив для него богиню — «Марию Дэви Христос». Это бывшая супруга Кривоногова Марина Цвигун, в прошлом комсомольская активистка. Юсмалиане называют ее «Господь и Матерь Мира Мария Дэви», она же именует их «лунные дети». Учение ЮСМАЛОС называется также «Третий Завет», с эпитетом ― «последний».

«Лунные дети» говорят о себе так: «Наша вера идет от древних славян и на славян рассчитана. Но мы продолжаем и христианскую веру, признаем Ветхий и Новый Завет. И свой имеем. Православную Церковь не принимаем: у нас свое священство и крещение. Из икон православных чтим только ту, где Богородица с младенцем под сердцем. Осеняем себя крестным знамением и молимся на “Марию Дэви”, нашу главную икону». Внятно растолковать ос-

 

новные положения «Последнего Третьего Завета» рядовые приверженцы ЮСМАЛОСа затрудняются.

По сути, вероучение «Белого братства» — хаотическое нагромождение обрывков христианства, индуизма, теософии, антропософии, иудейской каббалы и других мистических, оккультных «теорий». Учение о «Фохате» (божественном свете) причудливо сочетается с выдержками из библейских пророков и Апокалипсиса. Предсказания грядущего конца славянских народов перемежаются с символами «световых формул». Уверения о божественности новой Троицы (ЮСМАЛОС) подкрепляются чудовищными генеалогическими натяжками. Так, в родословную «Живой Богини» Марии Цвигун, кроме Евы и Девы Марии, включены киевская княгиня Ольга, Наталья Гончарова (жена А.С. Пушкина), известная проповедница мистики Елена Блаватская, основательница «Живой Этики» Елена Рерих...

Мешанина персонажей из «священных книг», магические манипуляции с числами, игра с наукообразными терминами («энергетическое поле ― эгрегор», «монада», «субстанция», «каббалистический аспект», «трансформации» и т.п.), чертежи траекторий, рисунки с мудреными схемами, причудливые выкладки, нотные вставки («звучание миров»), молитвы и даже сборник посланий Марии Дэви с вычурным названием «Световые Христовочки» ― чего только нет в «Последнем Третьем Завете»!

Под именем «Великое Белое братство» конфессия получила официальный статус от властей Украины в 1990 г., а потом распространила свою деятельность в России, Белоруссии и других странах, где функционирует нелегально. Подвижники «братства» за короткое время побывали едва ли не во всех регионах СНГ, где расклеивали листовки, раздавали свои газеты и брошюры, оповещая людей о предстоящем 24 октября 1993 г. «светопреставлении» и Страшном суде. А главное ― вербуя «белых братьев» из числа запуганных их пророчеством и без того растерянных из-за распада и кризиса державы граждан.

Во главе общин находились крайне фанатичные лица. Особую агрессивность «братья» в белых одеждах проявляли по отношению к детям и подросткам. Их побуждали к уходу из дома, оставлению учебы, использовали для попрошайничества и т.п. Юсмалиане призывали граждан не повиноваться «сатанинским» законам государства, не принимать медицинской помощи, бросить учебу, работу и заняться пропагандой идей «Белого братства» во имя спасения. Вовлеченных в общины людей изолировали от «мира», понуждали к бесконечным молениям, изнурительным постам. Тех, кто сомневался в вере, жестоко наказывали, а сумевших вырваться из «братства» преследовали. В результате, некоторые из «белых братьев» были доведены до физических и психических заболеваний. Руководители «братства» толкали своих приверженцев на экстремистские акции и нарушения общественного порядка.

Несколько сотен фанатиков попытались захватить Софийский собор в Киеве. Против организаторов беспорядков было возбуждено уголовное дело. Ю. Кривоногов и М. Цвигун были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во время следствия супруги перессорились, и Мария Дэви объявила мужа Иудой, предателем веры. Скандально провалилось и пророчество «конца света». Деятельность «братства» сузилась, но не прекратилась. Находясь в заключении, «Мария Дэви Христос» направляла в прозе и стихах обращения к «лунным детям», напоминая им, что не перестала быть «Живым Богом». В 1997 г. она вышла из заключения. Центр ЮСМАЛОСа переместился из Киева в Подмосковье. Ближайшим помощником Марии Дэви стал ее приближенный Виталий Ковальчук ― «архиепископ Иоанн-Петр Второй». Укреплена организация «братства», усилена дисциплина, сложилась жесткая иерархия руководителей: «сефироты» (особо приближенные к Иоанну-Петру), «апостолы», «старшие» и «рыцари» — рядовые юсмалиане.

«Братство» возобновило активное миссионерство и даже хлопочет о легализации. Приверженцы Марии Дэви время от времени наезжают в некоторые города Украины и России, восстанавливая прежние связи, вербуя в «братство», и в первую очередь школьников и студентов.

Феномен этой религии поучителен. Она притянула к себе прежде всего житейски неопытных, мировоззренчески незрелых подростков и юношей, как правило, невежественных в вопросах религии. Внешне экзотичная, а на деле поверхностная и эклектичная, эта подделка под «современную религию» была воспринята ими со слепым доверием. Элементарная критичность должна насторожить каждого, кого будут склонять к этой новой религии.

 

* * *

 

Выше было рассказано о «харизматическом взрыве» на Западе. Россия не осталась в стороне от этого поветрия. Почти одновременно с явлением Марии Дэви Христос, 14 января 1991 г., в сибирском городе Минусинске почувствовал, что принял крещение от самого Отца Небесного, 30-летний мужчина без определенных занятий по имени Сергей Тороп. Приняв имя Виссарион, он стал проповедовать новую веру и в 1993 г. изложил ее в сочинении «Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного». Эта неохристианская харизматическая вера юридически зарегистрирована под названием «Церковь последнего завета», чаще ее называют «Церковью Виссариона».По утверждению руководства этой конфессии, в ней насчитывается 50 000 последователей более чем из 80 населенных мест России и зарубежья. Легально же зарегистрировано 11 ее объединений.

Виссарион утверждает: «Я и Отец едины... Я в Отце, а Отец во мне». Настаивает на том, что даже внешне похож на Иисуса Христа. И с охотой дополняет, уточняет и даже поправляет сказания евангелистов по ряду эпизодов жизни Христа: «Это минуты моей жизни». Богородицу он именует «моя матушка Мариам». Итак, он не кто иной, как Христос во втором пришествии. Потому обличает во лжи Марию Дэви из «Белого братства», тоже именующую себя Христом. Обличает и «Богородичный центр».

Небесный Отец послал Виссариона-Христа, «дабы завершить формирование христианства в единую религию на земле-матушке». И успеть ему надо до скорого наступления Страшного суда. Виссарион утверждает, что Русская Православная Церковь уклонилась от истины. Ряд канонов христианства он толкует на свой лад, используя обрывки из восточных верований. Это, прежде всего, идеи переселения душ («человек воплощается на Земле в пределах десяти раз»), аватары (воплощение божеств), Шамбалы (мифическая страна) и т.п. Его проповеди насыщены и модными мистическими категориями («Внеземной Разум», «йога», «биоэнергетические возможности», «контакты с Внеземным Миром»). Сами же положения «Единой Религии» у Виссариона смутны и не проработаны, представляя собой лишь поверхностные моральные умопостроения. Тем не менее у Виссариона нашлись горячие приверженцы, хотя их и меньше, чем у «Белого братства». Преобладают не устроенные в жизни люди, особенно женщины средних лет. В далекой Сибири под руководством «Живого Бога» они возводят очаг «Последнего Завета» в ожидании близкого Страшного суда. Время от времени Виссарион приезжает и в другие регионы.

Харизматические основатели подобных «самодельных» религий появились в 90-х гг. не только в Сибири, но и на Урале (Пермская область), в Поволжье, в других районах России. Как правило, их общины немногочисленны (несколько десятков верующих). А некоторые из этих верований уже ушли в небытие.

 

* * *

 

Нарастающее внимание Запада к культуре Востока — примечательная особенность конца XX ― начала XXI в. Очевидно, оно отражает все более осознаваемую человечеством потребность во взаимообогащении как светским, так и религиозным культурным достоянием. Диалог культур особенно заметен в религиозной сфере. На смену многовековому христианскому миссионерству в странах Востока пришло время обратного движения: восточные религии стали модными на Западе, в первую очередь у определенной части творческой интеллигенции и молодежи. Элементы восточных верований, как уже отметили мы, заимствованы пророками отечественных неохристианских религий.

Прежде чем перейти к характеристике неоориенталистских религий России, скажем, что в традиционной для ряда ее регионов мусульманской вере культовых новаций нет. Значительный рост исламских общин в стране не породил каких-либо новых религий на этой почве, несмотря на одновременное дробление их духовных центров в стране. В это смутное время духовных исканий ислам продемонстрировал свою устойчивость, чему отчасти способствовали более последовательный монотеизм этой религии и сравнительно несложный культ.

Но 10―15 лет назад радикальная и воинствующая религия, к сожалению, проникла в российскую умму (мусульманское сообщество) в результате деятельности зарубежных миссионеров из Саудовской Аравии и возвращающейся с учебы в мусульманских странах религиозной молодежи. Речь идет о ваххабизме, религиозно-политическом течении в исламе, которое сложилось в середине XVIII в. в Аравии и ныне составляет основу государственной идеологии Саудовской Аравии. Приверженцы ваххабизма есть в странах Азии и Африки, а теперь ― и на азиатской территории бывших республик СССР, в некоторых регионах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Эмиссары ваххабизма появляются и в других местах компактного поселения российских мусульман. Течение названо по имени своего основателя Мухаммада ибн аль-Ваххаба, проповедовавшего строжайшее единобожие и возвращение к «чистому», «неповрежденному» исламу. Ваххабиты с нетерпимостью относятся ко всем историческим и местным включениям в вероучение и культ ислама, прямо не предусмотренным в Коране (почитание «святых» и местных святилищ, религиозные радения, учение и практика суфиз- ма ― мистико-аскетического течения в исламе). Ваххабиты считают своими врагами всех, кто отошел от ортодоксальных традиций, от норм шариата, а в особенности тех, кто воспринял что-либо из светского образа жизни.

Ваххабиты являются сторонниками воинствующего джихада и не останавливаются перед любыми средствами насилия. Они разжигают религиозный фанатизм и поддерживают международный терроризм. Ваххабиты входят в состав и даже руководство чеченских боевиков, принимают непосредственное участие в самых кровавых акциях против мирных жителей.

Лишь внешнее сходство с исламом имеет появившаяся в 1990 г. в России религия «Бахаи», или бахаизм (по имени ее основателя Баха-Уллы, выходца из Ирана). В 1863 г. Баха-Улла провозгласил себя посланником Бога, ожидаемым всеми народами, и продолжателем Авраама, Моисея, Будды, Зороастра, Христа, Мухаммеда. В начале нашего века сын Баха-Уллы, принявший имя Абдул-Баха («слуга Бахи»), предпринял длительное путешествие по странам Европы и Америки, распространяя бахаизм в качестве новой и самостоятельной мировой религии.

Церковь Бахаи официально зарегистрирована Министерством юстиции России. 20 ее общин действуют в крупных городах нашего Отечества. Ее приверженцы считают эту религию мировой: она насчитывает около 4 млн последователей в 166 государствах мира.

В этом учении немало нравственно-привлекательных начал. Оно утверждает, что человечество едино, что наступило время осознать это и организовать всемирное сообщество. Провозглашается целый ряд принципов достижения единства всех стран и народов. Таковы признание общего источника и бесспорного единства всех основных религий мира; право каждого верующего на самостоятельный поиск истины; полный отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, классовых, религиозных и др.). Признается, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием. Провозглашается важность и необходимость всеобщего образования; равноправие мужчин и женщин; устранение крайних форм бедности и богатства; установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на всеобщей безопасности и международной справедливости; необходимость для каждого индивида следовать высоким личным моральным принципам; единый для всех народов вспомогательный язык общения.

Бахаисты придерживаются образа жизни, способствующего претворению этих принципов (ежедневные молитвы, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака, проведение регулярных встреч с людьми разных национальностей и социального положения и т.п.). Центр этой религии ― Всемирный Дом Справедливости ― находится в Хайфе (Израиль). Церковь не имеет священников. Храмы Бахай именуются Домами преклонения. Богослужения бахаистов включают в себя моления, медитации, чтение отрывков из священных писаний своей веры и других мировых религий. Церковь Бахай активно поддерживает деятельность Организации Объединенных Наций, видя в ней важнейший инструмент объединения народов мира.

Как и в исламе, в буддизме — религии, традиционной (в форме ламаизма) для Бурятии, Тувы и Калмыкии, также отсутствуют новые для нашего времени вероучения. Правда, в лоне этой мировой религии издавна сложилось множество течений. Одно из них — дзэн-буддизм, существующий полтора тысячелетия и ставший во второй половине нашего века очень модным увлечением у молодежи на Западе. В последнее десятилетие некоторые школы дзэн-буддизма обосновались в отдельных крупных городах России. Действует и небольшое число общин других, по нашим сведениям, не «самодельных» течений буддизма.

Особняком стоит околобуддийская религиозная корпорация японского происхождения, скандально известная «АУМ Сенрикё», осуществившая на родине ряд террористических актов. В том числе атаки со смертельными газами в токийском метро, где погибли 13 человек и тяжело пострадали более 5 тыс. Подобное произошло и в префектуре Нагано, где погибли 7 человек и более 200 отравились зарином. Члены корпорации совершили несколько заказных убийств и другие преступления. Основатель корпорации 40-летний Тидзуо Мацумото, принявший новое имя Сёко Асахара, — человек криминальной биографии, отбывший тюремное заключение за мошенничество. По-видимому, он обладает значительными гипнотическими способностями.

Много странного и труднообъяснимого в той легкости, с которой некоторым фанатикам (и даже изуверам) удается внушить слепую веру своим последователям. Выйдя из тюрьмы, Асахара основал религиозную «Ассоциацию небесного восхваления» затем «Ассоциацию пророков божественного АУМа», а в 1987 г. ― «АУМ Сенрикё». Слог АУМ (или ОМ) ― магическое звукосочетание в индуизме и буддизме-ламаизме, широко используемое при чтении мантр и во время медитаций. В 1991 г. Асахара объявил себя воплощением Христа. Практика изнурительных медитаций составляет культовую основу вероучения Асахары, как и режим жесточайшей дисциплины, беспрекословного повиновения фанатичному гуру, который возвестил о наступлении «конца света» в 1997 г.

За короткое время Асахара сумел получить огромную денежную поддержку и обрести несколько десятков тысяч последователей в 34 странах мира, в том числе в бывшем СССР, где у него был создан самый крупный филиал. Здесь он не успел осуществить террористические акции, но, как было установлено судебным следствием, наставники Асахары подвергли изуверским мучениям множество юношей и девушек, искалечив их психику и подорвав здоровье. Суд в Москве лишил общину Асахары права дальнейшей деятельности в России. Суд в Токио нал самим Асахарой и его ближайшими помощниками стал одним из самых громких процессов XX в., еще одним предупреждением легковерным поклонникам новоявленных мессий. Поистине, «входя в церковь, снимают шляпу, но не голову». Добавим: особенно входя в новую церковь.

В 1995 г. в России получило официальное признание Высшее духовное управление «Церкви Возрожденной Драгоценности». Под этим витиеватым названием действует в нескольких крупных городах страны одна из ветвей даосизма. Последователи этой конфессии верят, что «человек посредством своих собственных усилий и посредством духовного и морального очищения способен еще при жизни приблизиться к пониманию своей Божественной сущности и стать бессмертным».

Продолжая разговор о неоориенталистских религиях, укажем и на вспышку особого интереса к индуистским верованиям. Связанные с ними идеи (карма, переселение душ, атман и другие) в какой-то мере используются в уже рассмотренных нами «самодельных» верованиях. Но в последние годы в России появились и непосредственные приверженцы различных ветвей индуизма. Например, две общины тантризма, поклоняющиеся богу Шиве, изображению плодородного начала и широко использующие йогическую практику, пение мантр и т.п. Последователи тантризма, древнейшей восточной религии, появились в нашем отечестве под влиянием обучавшихся в Москве студентов из Индии. В 1992 г. тантристы обрели юридическое признание в России. Помимо ортодоксальных приверженцев этой религии, в стране существуют и некоторые псевдотантрические группы экзальтированных поклонников восточных культур.

Более известен в России не тантризм, а другая ветвь индуизма ― вишнуизм. И, в основном, благодаря его модернизированному течению — движению «Сознание Кришны». Весной 1966 г. прибывший в США из Индии основатель этого движения А.С. Бхактиведанта Свами Прабхупада официально зарегистрировал в Нью-Йорке «Международное Общество Сознания Кришны» (ИСККОН). Экзотика новой религии, а в особенности проповеди, книги и моральные назидания высокоученого гуру, рассчитанные на западную аудиторию, получили сильный резонанс в молодежной среде, прежде всего среди хиппи. Движение кришнаитов за короткое время обрело популярность в других странах Запада. Духовный центр движения находится в Маяпуре (Индия, Западная Бенгалия).

В 1971 г., во время пребывания в Москве, Прабхупада посвятил в вероучение кришнаизма первого в России ученика. Он дал ему имя Ананта-Шанти и поручил распространение веры среди соотечественников. К настоящему времени в подчинении Московского центра «Общества Сознания Кришны» уже находится 120 объединений в 90 городах России. Ядро объединений составляют около 10 тыс. деятельных приверженцев кришнаизма (приблизительно 1,5 тыс. из них ведут монашеский образ жизни, поселившись в ашрамах). Россия — вторая страна по численности в ней последовате-

лей ИСККОН. В самой Индии их около миллиона. Общины ИСККОН действуют во многих странах (кроме мусульманского мира).

Прабхупада явился преемником сложившегося около 500 лет назад реформаторского течения индуизма (Гаудия-вайшнавизм), почитающего Кришну (воплощение бога Вишну) верховной личностью Бога. Почитатели Кришны провозгласили, что воспевание его имен является единственным путем слияния с ним, познания Абсолютной Истины, очищения души, освобождения от сансары и кармы. Прабхупада перевел с санскрита на английский язык ряд важнейших ведических сочинений (среди них «Бхагавад-Ги- ту» ― особенно почитаемую книгу индуистского эпоса «Махабхараты»), написал десятки томов комментариев к ним и толкований пропагандируемого вероучения.

Авторитет Прабхупады в основанном им движении непререкаем. Книги его являются предметом благоговейного чтения. Они издаются огромными тиражами, и вайшнавы (так именуют себя приверженцы «Сознания Кришны») с энтузиазмом распространяют эти сочинения. Изображению Прабхупады поклоняются во время молений, к имени его прилагают титул «Его Божественная Милость». Это, правда, не означает, что его признают Богом или воплощением Бога; титулом подчеркивается особо возвышенное положение духовного учителя (гуру), духовного представителя самого Кришны.

Храмы вайшнавов (часто и жилища) украшены вишнуистскими изображениями Бога. Одеяние (дхоти ― у мужчин, сари — у женщин), тилак (мазок священной глины на лбу и на одиннадцати других местах тела в знак преданности Кришне и как свидетельство того, что тело человека также храм господа), шикха (прядь волос на темени) ― эти и некоторые другие экзотические детали даже внешне отличают вайшнавов. Они воздерживаются от употребления мяса, рыбы, яиц, лука, чеснока, алкогольных напитков, наркотиков и табака, от участия в азартных играх. Воздерживаются и от половых отношений: таковые допускаются только между супругами и только для зачатия детей. Едят вайшнавы особым образом приготовленную и освященную пищу — прасад. Два раза в месяц практикуются однодневные посты. Повышенное внимание уделяется гигиене тела и пищи.

По вероучению вайшнавов, почитаемые в разных религиях божест- ва — это разнообразные воплощения абсолютного Бога Кришны. Иисуса Христа (как и Мухаммеда) вайшнавы считают «полубогом», одним из божественных воплощений Кришны. Вайшнавы, следуя учению Вед, верят в карму, переселение душ, в приход Бога на белом коне для грядущего возрождения мира.

Материальный мир, по вероучениям вайшнавов, хотя и реален, вместе с тем иллюзорен, так как все в нем временно и изменчиво. Люди, точнее, их души, изначально пребывают с Богом в духовном мире, но некоторые из них из-за стремления к чувственным наслаждениям помещаются в «тюрьму» материального мира, где обречены менять одно за другим свои тела (сансара). Человек, на самом же деле, является слугой Бога, он порабощен ложными материальными желаниями, никогда не приносящими душе истинного счастья. Избавиться от этих желаний и после оставления своего бренного тела, уйти в конце жизни в духовный мир можно только при содействии бхакти-йоги — любовного служения Кришне, где самый важный момент ― воспевание святых имен Бога. Следует постоянно помнить Кришну, слушать и петь ему хвалу, внимательно повторять его имена, каждый день по четкам прочитывая особую молитву-мантру «Харе Кришна» 1728 раз ― это 16 кругов на четках из 108 бусин. Примерно соблюдающий служения и достигший необходимой квалификации ученик приблизительно через два года получает у гуру первое посвящение в вероучение и новое, на смену «мирскому», духовное имя на санскрите. Если преданный Кришне еще более продвигается в вере, то через 2―4 года он получает посвящение в брахманы, позволяющее быть священнослужителем. Третья ступень посвящения — принятие монашеского образа жизни — санньясы.

Служение Кришне строго регламентировано. Живущий при храме встает в половине четвертого утра и после полного омовения в четверть пятого отправляется в храм для первого богослужения и участия в общих воспеваниях. Затем он приступает к индивидуальной медитации, повторяя мантру «Харе Кришна». В семь часов, до завтрака, он вновь направляется в храм для продолжения служения — совместного прославления Кришны и слушания вероучительных лекций. Затем, после вкушения прасада, он приступает к выполнению повседневных обязанностей. Самый важный момент в служении Кришне — проповедь вероучения Прабхупады, распространение его книг, другие виды миссионерского служения.

После смерти Прабхупады (1977 г.) 12 его непосредственных и самых авторитетных учеников стали хранителями его учения и приняли на себя обязанности умершего гуру. Они сами, в свою очередь, являются гуру. В «Обществе Сознание Кришны» сейчас насчитывается около 80 гуру, десять из них — духовные наставники российских вайшнавов. У каждого гуру немало (иногда до тысячи) им посвященных учеников. Советы-рекомендации гуру не подлежат критике. Ученик как праздник отмечает день его рождения и относится к гуру со столь мистическим благоговением, что во многом утрачивает личную самостоятельность и свободу.

Индивидуальные медитации, а в особенности храмовые моления, закрепляют и усиливают экзальтированную веру преданного Кришне. Служения в храме проходят в сопровождении древних мелодий с причудливыми ритмами, под стук барабанов, звон медных цимбал. Воскуряются благовония. Молящимся подносят огонь для очищения и цветок, они вдыхают его запах и касаются им лба. Обращаясь к алтарю с пением «Харе Кришна», вайшнавы пританцовывают с поднятыми руками, испытывая при этом трансцендентную (мистическую, духовную) радость и, словно бы опьяненные любовью к Богу, впадают в экстаз. Праздничные богослужения протекают еще более экспрессивно. Совместные воспевания (санкиртан) и индивидуальная медитация, преклонение перед мистическим авторитетом духовных наставников, повседневное ревностное служение Кришне, по мнению вайшнавов, ведут к очищению истинного «я» и развитию у «преданного» положительных моральных качеств.

По нашим наблюдениям, в среде вайшнавов немало начитанных и высоконравственных лиц. Однако сложившаяся в иной цивилизации, рассчитанная на традиции и менталитет Востока, эта религия как своей вероучительной, так и особенно культовой стороной, всецело поглощает сознание и поведение личности. Она трудно совместима с отечественными менталитетом, культурой и многими мирскими ценностями. На наш взгляд, элементы культового экстаза отрицательно влияют на эмоциональных лиц и подчас подталкивают их к фанатизму.

Приобщение к этой конфессии требует глубокой перемены самого традиционного для нас образа жизни, отказа от множества привычных потребностей, связей и интересов человека, разрыва со сложившимся кругом общения. Уже сам распорядок дня и уклад ритуального поведения «преданного» во многом осложняют совместное проживание с ним родных и близких, не разделяющих его веры и не принимающих древневедических понятий о мире и человеке. В этом одна из причин нередких семейных конфликтов. Особенно же это касается ревностных молодых энтузиастов ИСККОНа, только что приобщившихся к данной религии (неофитов).

В первые годы деятельности «Сознания Кришны» (как и иных экстатических конфессий) на Западе и в России ревностный энтузиазм неофитов приводил к многочисленным столкновениям, часто затяжным и напряженным, как с семьями, так и с общественностью. Фанатические проявления со стороны молодых вайшнавов наталкивались на непонимание и нетерпимость окружающих. Иногда эти конфликты приводили к судебным процессам. На Западе, где движение ИСККОН существует уже почти четыре десятилетия, толерантное отношение к вайшнавам установилось достаточно давно. В СССР движение было запрещено, преданных Кришне подвергали преследованиям, их реабилитировали только в 1989 г.

Вайшнавы уделяют особое внимание здоровому образу жизни, пропаганде экологической этики, вегетарианского питания, ведической кухни, индийской культуры. Отметим гуманистические акции конфессии. Прежде всего, это программа «Пища для жизни» — помощь голодным и бездомным как в относительно спокойных регионах России, так и в «горячих точках» СНГ (Чечня, Карабах, Абхазия), в местах стихийных бедствий. «Сознание Кришны» разворачивает программы по реабилитации наркоманов, предупреждению самоубийств, моральному влиянию на заключенных.

 

* * *

 

Обратимся, наконец, к третьей ветви новых религий России ― новоязычеству. Отнесем к ней сохранившиеся до наших дней и вдруг ожившие древние дохристианские верования некоторых народов (так сказать, «этниче-

 

ское язычество»), а также «самодельные» вероучения языческого толка недавнего происхождения.

Начнем с первых («этническое язычество»). В 1991 г. был официально зарегистрирован духовный центр древнемарийской языческой религии «Ошмарий ― Чимарий» («Белый мариец ― истинный мариец») во главе с верховным жрецом (тунь онаень) писателем А.М. Юзыкайном и «Духовным Главою» религии недавним пастухом А.И. Якимовым. Поклонение духам предков, священным рощам (таких мольбищ-рощ насчитывается более 300) сочетается в этом вероучении с почитанием десятков богов (Мать-Солнце, Мать-Земля, Бог жизни и др.). В особенности почитают Верховного Бога-Творца, царя всех богов, имеющего лик человека Ош Кугу Юмо («Большой Белый Бог»). Возрождение древней веры марийцев — своеобразная форма всплеска национальных умонастроений, прежде всего в среде этнической интеллигенции.

Сходны причины и форма новых проявлений религиозной жизни последнего времени и у других поволжских народов ― у мордвинов и чувашей. Поэтесса Раиса Кемайкина совместно с некоторыми другими местными интеллигентами — выходцами из мордвинов-эрзя, реконструировала древние верования и культ. В 1992 г. она организовала первое массовое моление, на котором была провозглашена первой жрицей эрзянского народа. Возрожденное язычество получило заметную поддержку властей и коренного населения Мордовии. Подобную попытку реконструкции древней веры чувашей осуществляла группа чебоксарской интеллигенции во главе с режиссером Иосифом Дмитриевым. Многобожие в этом вероучении сочетается с моментами, близкими к зороастризму. Оживление дохристианских языческих верований наблюдается и у некоторых малых народов Севера.

Теперь об искусственных («самодельных», их не менее десятка) новоязыческих религиях, появившихся в некоторых регионах России. Большей частью они представляют собой своеобразный отзвук на оживившийся в последние годы интерес к истокам и эволюции славянской культуры. И к язычеству, в частности. В потоке спекулятивных публикаций стала также довлеть идея своеобразного «панведизма» ― приписывания культуре всех этносов ведических корней. В том числе и дохристианской религии славян. Эта идея окрасила некоторые из «самодельных» религий. На ней пытаются спекулировать некоторые националистические группки полуфашистского толка, пропагандирующие ксенофобию и расизм.

Новоязыческие верования почти не изучены. Лишь отдельные из них (связанные с «целительской» деятельностью новоявленных жрецов и апостолов) становятся известными широкой общественности. Другие самозванные пророки неоязычества остаются лишь местной экзотической «достопримечательностью» и, как правило, большого числа приверженцев не имеют.

Наиболее известным проявлением новоязычества можно назвать учение Порфирия Иванова, именовавшего себя «Богом Земли, Победителем Природы и Учителем народа». Учение особенно распространилось после его смерти (1983 г.). Его образ окутан мифами, и многочисленные приверженцы «Бога Земли» считают, что сам он не умер, лишь его тело предали земле. Его вероучение сводится к поклонению природе, а сочиненные молитвы — это в основном стихотворные «гимны Природе, Земле, Воздуху, Воде». Впрочем большинство его приверженцев (таковые теперь есть в сотнях населенных пунктов России и Украины) более следуют не религиозно-языческой, а морально-гигиенической стороне учения Порфирия Иванова. Ученики Иванова проводят встречи и конференции, пропагандируя эту новую языческую веру.

Сам он многие годы демонстрировал свою веру личным примером: летом и зимой ходил без обуви, почти без одежды, произносил молитвы и проповеди о сохранении здоровья, предупреждении смерти. Кто-то принимал его за чудака или даже сошедшего с ума, кто-то ― за народного целителя, а кто-то и за пророка. Среди оставленных им более 200 рукописных тетрадей с записями вероучения содержится откровение под названием «Детка», включающее 12 заповедей. Они сводятся к советам: любить природу; ходить босиком; не плеваться; купаться в холодной природной воде; поститься; «освободить свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти»; помогать окружающим; избавиться от моральных пороков; здороваться со всеми и т.п.

Как ни странно, но в примитивной «Детке» ищут потаенный мистический смысл те, кто молится на самого Порфирия. Данные о количестве верующих в него отсутствуют, но именно они и поныне распространяют фантастические сказания об этом «Учителе народа».

Подобные языческие сообщества образуются в окружении многих жрецов, шаманов, колдунов, сегодня почти беспрепятственно практикующих целительство в России. В отличие от Порфирия Иванова, человека бескорыстного, это в основном люди, спекулирующие на языческих поверьях, наживающиеся на отчаянии больных и несчастных. Помимо нечистоплотных пособников, жрецы и шаманы, как правило, имеют и искренних приверженцев, по-язычески поклоняющихся своему «идолу», сопровождающих его на «гастролях», распространяющих о нем наивные легенды. Иногда такое язычество сочетается с формальным соблюдением обрядов той или иной цивилизованной религии.

На почве целительской деятельности («снятия порчи», «изгнания бесов» и пр.) занялся конструированием новой религии омский экстрасенс А.Ю. Хиневич. Он именует свою веру Древнерусской Инглиистической Церковью, а себя — первосвященником отцом Александром. Его вероуче- ние — это странный сплав элементов христианства, язычества, оккультизма и безудержной псевдонаучной фантазии. Он утверждает, что корни «инглиизма» сложились в других звездных мирах, откуда сотни тысяч лет тому назад прибыли наши предки и поселились на «материке Арктиде». После «галактической войны» и серии космических катастроф арктидийцы переселились на Антлантиду. Их «даарский» язык теперь знает лишь один Хиневич. «Инглиистская вера» полней всего сохранилась в славянском язычестве. Поэтому русский народ ― носитель самой древней культуры и высшей святости. Поклонение языческим божествам община Хиневича сочетает с почитанием Христа, Кришны, Будды и других божеств цивилизованных религий. В общине несколько десятков приверженцев, непосвященные не имеют к ней доступа. Богослужебную деятельность Хиневич сочетает с коммерческой.

 

* * *

 

Перейдем к рассказу о «Церкви сайентологии». Она стоит особняком в строю нами описываемых новых религий, потому что не имеет никакого отношения к действительным церквам в христианском мире и к иным религиозным институтам и объединениям Запада и Востока. Даже и к язычеству. Да и сами ее приверженцы не относят себя к какому-либо сложившемуся вероисповеданию. «Сайентология», придуманная полвека тому назад в виде религии американским эксцентричным фантастом Лафайетом Роном Хаббардом, сегодня напоминает нам то ли зал для «одноруких грабителей» ― игровых автоматов, то ли доходный салон виртуальных компьютерных игр, столь привлекательных для азартных простаков и подростков.

В этой придуманной религии неопределенный Бог пребывает на задворках и не у дел. Он лишь помощник тем, «кто сам себе помогает». Себя же Хаббард провозгласил «великим пророком», прожившим 74 миллиона лет. У сайентологов есть свои священники, которые по некоему ритуалу совершают богослужения, крещения, свадьбы и похороны. В качестве своего символа это подобие религии использует перечеркнутый крест-накрест восьмиконечный крест, по всей видимости, заимствованный у сатанистов. Благодаря тщательно продуманной системе вербовки, за минувшее полустолетие сайентологи смогли превратиться в мощную, процветающую коммерческую структуру с центром в Лос-Анджелесе. Коммерческая деятельность и составляет главную цель этой организации, а ее религиозное самоназвание ― лишь прикрытие коммерции и домогательство на налоговые и иные льготы, которые обычно предоставляют государства религиозным объединениям. Основной бизнес сайентологов ― обучение менеджменту, целительство, психотерапия, распространение сочинений Хаббарда, в том числе его книги «Дианетика: современная наука душевного здоровья», где, спекулируя на доверчивости многих людей, Хаббард рекламирует на языке наукообразных терминов свои якобы целебные психотехники.

Коммерческая сторона деятельности сайентологов прикрыта тайной. Финансовому процветанию «Церкви» способствует установленный в ней авторитарный режим, жесткая дисциплина, тотальный контроль за каждым приверженцем, система доносов, запугивание и беспощадное преследование «отступников». Функционеры «Церкви» подписывают с ней контракт на «один миллиард лет». Функционеров и активистов отличает особая напористость, апломб, назойливость и бесцеремонность. Репутация сутяжников сопутствует сайентологии. В ряде стран ей отказано в регистрации в качестве религиозной организации. В России она смогла обосноваться в начале 90-х гг. под видом антинаркотического объединения. Сайентологи даже смогли организовать в стране свои колледжи, библиотеки, консультационные пункты. В последнее время они рекламируют себя в качестве правозащитников. Вербовка адептов осуществляется, главным образом, среди молодежи и ведется планомерно и изощренно.

Наконец, коротко расскажем об особо одиозном религиозном новобразовании ― о сатанистах(дьяволомании). Поклонение дьяволу, как и проявления ведьмовства, ― нередкий феномен религиозной истории. Культ «нечистой силы», почитание «злых богов» имели место уже в первобытных верованиях. Дьяволомания резко оживилась в середине минувшего века на Западе в маргинальной молодежной среде. Отцом современного сатанизма многие считают англичанина Алистера Кроули, основавшего сатанинский «Орден Восточного храма». Кроули называл себя «апокалиптическим зверем» и практиковал магические оргии с использованием наркотиков и галлюциногенов. Он пропагандировал главную заповедь сатанизма: «Делай, что хочешь: в этом весь закон». Ученик Кроули Энтони Шандор Ла Вейофициально учредил в Сан-Франциско «Первую церковь сатаны» и написал кощунственную «сатанинскую Библию», глумящуюся над ценностями истинной «Книги книг». Ла Вей призывает к попиранию всех нравственных норм и утверждает, что именно сатана правит миром и указывает людям подлинные жизненные ориентиры.

Сатанистские секты («Семья» Ч. Мэнсона, «Храм Сета» М. Акино и др.) прославились многими преступлениями и подвергались суровому уголовному преследованию. И все же поныне они находят своих приверженцев в среде маргиналов и лиц с душевными заболеваниями. По сообщениям отечественной прессы, группки сатанистов в последние годы появились и в России. Им приписывают убийства нескольких монахов в Оптиной пустыне в 1993 г., а спустя три года ― ритуальные убийства в Тюменской области и Красноярском крае, осквернение кладбищ и другие акты глумления и преступности.

На этом завершим наш рассказ о новых религиях России. Как видим, каждая из них, даже самая экзотическая, имеет свои более или менее глубокие земные корни, а часто ― и конкретного создателя. У них те же основные признаки и черты, что и у других религий прошлого. Но иное время, иные обстоятельства, иные личности основателей, иное сочетание вероисповедных и культовых деталей. Поэтому трудно сказать, какая из новых религий обретет со временем достойное место в истории отечественной культуры. Некоторые из них, возможно, смогут облагородить свой духовный облик. Другие же, вероятно, и дальше будут стимулировать напряжение в религиозной жизни России, вносить деструкцию в сознание и поведение своих приверженцев. На наш взгляд, социально-нравственный потенциал новых религий в целом несравненно ниже, нежели наших традиционных конфессий, веками разделявших общие судьбы народов России.

Как бы то ни было, не следует огульно демонизировать приверженцев новых религий. Подавляющее большинство их ― это достойные граждане нашего отечества, сделавшие добровольно именно такой мировоззренческий выбор. Возможно, со временем многие из них разочаруются в этом выборе,

 

обратятся к религии отцов, а то и выберут для себя светский образ миропонимания и поведения.

 

 

К студенту и преподавателю

В калейдоскопе рассмотренных в данной теме новых конфессий следует выделить те, которые нашли распространение в данном регионе. Постарайтесь обстоятельней разобраться в их вероучении, культе и духовном потенциале. В этом вам поможет рекомендуемая литература.

 

Контрольные вопросы

1. Чем вызвано появление множества новых конфессий именно в последние годы жизни России?

2. Почему многие из новых религий именуются «молодежными»?

3. Охарактеризуйте неохристианские конфессии протестантского и православного происхождения.

4. Какие конфессии можно назвать неоориенталистскими?

5. В чем особенность новоязыческих религий?

6. В некоторых странах «Церковь сайентологии» считают религией. Согласны ли вы с таким мнением?

 

Рекомендуемая литература

1. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. М., 2005.

2. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1. М., 1999; Ч. 2. М., 2002.

3. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003.

4. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

5. Дворкин Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2000.

6. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

7. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 1998.

8. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002.

9. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания: В 3 т. М., 2003―2005.

10. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

11. Таевский А.А. Христианские ереси и секты I―XXI веков: Словарь. М., 2003.

12. Щипков А.В. Во что верит Россия. СПб., 1998.