ЕЕ Задачи И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообрази­ем теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии осо­бенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем прак­тически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В те­чение последних десятилетий значительно расшири­лись диапазон и направления психологических иссле­дований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической на­уки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, пси­хология непрерывно обогащается новыми эмпиричес­кими данными.

Так, Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и те­оретические проблемы психологии», характеризуя со­временное состояние науки, отмечал, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических про­блем психологической науки и ее общей теории» [93, с. 4].

Область явлений, изучаемых психологией, огром­на. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мо­тивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.

Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и есть теория. Однако следует справедливо заметить, что одним этим теоретическая работа не исчерпыва­ется, она включает также сопоставление и интегра­цию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Конечная же ее цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникает ряд проблем методологического характера.

Если теоретическое исследование опирается на не­четкую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

В познании сущности психических явлений важ­нейшая роль принадлежит категориям диалектическо­го материализма. Б. Ф. Ломов в уже упомянутой выше книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и в то же время несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые кате­гории психологии:

— категория отражения,

— категория деятельности,

— категория личности,

— категория общения,

а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям,— это понятия «соци­альное» и «биологическое».

Выявление объективных связей социальных и при­родных свойств человека в развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Как известно, на протяжении многих десятилетий психология была преимущественно теоретической (ми­ровоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образо­вания, в промышленности, государственном управле­нии, медицине, культуре, спорте и т. д.

Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают, в той или иной форме, во всех сферах жизни общества, опреде­ляясь возрастающей ролью так называемого человечес­кого фактора. Под «человеческим фактором» понима­ется широкий спектр Социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, ко­торыми обладают люди и которые так или иначе про­являются в их конкретной деятельности.

Данный учебник достаточно краток, чтобы подроб­но остановиться на всех задачах, поставленных в на­стоящее время перед психологией общественной прак­тикой (их число огромно, ибо везде, где есть люди, есть и задачи, решение которых связано с учетом «челове­ческого фактора»). Во всех звеньях системы высшего и среднего специального образования возникают про­блемы, адресованные психологии.

Исследование практически всей системы психи­ческих явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности,— направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчи­няются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи совер­шенствования организации обучения и воспитания.

Осознание обществом роли прикладных задач, ре­шаемых психологической наукой, привело к идее со­здания разветвленной психологической службы в об­разовательной системе. В настоящее время такая служба находится на стадии оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Практи­чески во всех образовательных учреждениях введен для обязательного изучения курс психологии. Долж­ность психолога введена в штат каждой школы и даже детского сада.

От того, какое место отводится психологии в сис­теме наук, во многом зависит понимание возможнос­тей использования психологических данных в других науках. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свиде­тельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна от­расль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

В настоящее время наиболее общепринятой счи­тается нелинейная классификация, предложенная ака­демиком Б.М. Кедровым. Она отражает многопла­новость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Та­кое положение обусловлено реальной близостью пред­мета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным, в зависимости от поставленной задачи, в сторону од­ной из вершин треугольника (см. рис. 1.4.).

 


Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, боль­шинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о челове­ке на уровне конкретно-научного знания.

Остановимся подробнее на описании содержа­тельных характеристик связи психологии с назван­ным выше «треугольником наук». Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрыва­ют, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивает­ся психическая деятельность и формируются психи­ческие свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психичес­ких явлений от объективных условий жизни и дея­тельности человека.

В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных усло­вий жизни, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает дей­ствительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей пси­хические явления могут воздействовать на деятель­ность человека — регулировать и направлять его дей­ствия, влиять на отражение человеком объективной действительности.

Таким образом, устанавливая закономерные зави­симости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в

частности, с физиологией высшей нервной деятель­ности.

Как известно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механиз­мами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко заме­тить, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбужде­ния и торможения, и тех сложных нервных образова­ний, благодаря которым протекает анализ и синтез, за­мыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды пси­хической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механиз­мы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких сис­темах протекают. Но для овладения основами психо­логической науки знания одной лишь физиологии со­вершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную на­уку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. К этому же периоду относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г.Т. Фехнер). Как уже отмечалось выше, естественнонаучную тео­рию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, а также работы круп­нейших советских физиологов: Л.А. Орбели, П.К. Ано­хина, К.М. Быкова, Н.И. Красногорского, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили).

Огромное влияние на разработку основных про­блем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся ус­ловиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

Для психолога совершенно необходимо достаточ­но отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Важно понимать, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существова­ния одноклеточных в однородной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспо­собления невозможно отчетливое понимание особен­ностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом необ­ходимо отчетливо осознавать, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование про­цессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юри­дической и другими общественными науками, приво­дит к постановке проблем, по существу, психологи­ческих. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлече­ния знаний о механизмах индивидуального и группо­вого поведения людей, закономерностях формирова­ния стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отме­тить: в исследованиях социальных процессов возника­ет необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определя­ют социальных процессов, и, напротив, сами они мо­гут быть поняты только на основе анализа этих про­цессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в системе общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории пред­метной деятельности, опираются на те средства, кото­рые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Сказанное выше делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с обществен­ными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории.

Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы пси­хической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщатель­ный учет общественных условий, формирующих пси­хическую деятельность человека, позволяет психоло­гии обрести прочную научную основу.

Особого места в рассмотрении данного вопроса заслуживает связь психологии с педагогикой. Разуме­ется, эта связь существовала всегда, еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить» [181, с. 359]. Здесь осо­бенно наглядно просматривается практическое значе­ние психологии. В том случае, если педагогика не опи­рается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной нау­кой, способной оказать эффективную и действенную помощь современному специалисту любого уровня и ранга, а особенно — руководителю.

Именно по этой причине огромное количество популярной психологической литературы, изобилую­щей различными рекомендациями и практическими советами, выплеснувшееся на сегодняшний книжный рынок (учитывающий небывалый для российского читателя спрос на такого рода издания), не может за­менить фундаментальных базовых знаний по психоло­гии, а тем более претендовать на приоритетную роль в современном «психологическом ликбезе» наших со­отечественников.

В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие тщательного психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики формирования зна­ний, навыков и умений, природы способностей и мо­тивов, психического развития человека, в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как определение содер­жания образования на разных ступенях обучения, раз­работка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.

В настоящее время перед педагогикой, как и перед всей системой отечественного образования в целом, стоит немало требующих оперативного разрешения проблем. Среди них: чему и как учить современного студента? Что и каким образом отбирать из огромного количества информации, накапливаемой наукой для конкретного учебного заведения?

Именно психология призвана определить, каковы возможности и резервы психического развития челове­ка на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнару­живается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающе­гося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоз­зрения, социальных установок и т. д.

Сказанное выше свидетельствует о том, что со­временная психология находится на стыке многих наук. Она занимает промежуточное положение меж­ду философскими науками с одной стороны, есте­ственными — с другой, и социальными — с третьей (см. рис. 1.4.).

При этом необходимо четко понимать и помнить, что во всех связях с другими науками психология со­храняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета (о чем уже подробно шла речь в предыдущих главах).

В психологии как особой области знания объеди­няется целый ряд специальных отраслей, связи меж­ду которыми далеко не всегда лежат на поверхности

(например, психофизиология и социальная психоло­гия). Но несмотря на свою, порой кажущуюся, «не­совместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Главный объект ис­следования всей системы психологических дисцип­лин — человек, его психические процессы, состояния и свойства.