Урок 6 . Остановочный путь автомобиля.

Цель урока: дать понятие об остановочном пути автомобиля.

Оборудование: плакаты, калькуляторы.

Рекомендации к проведению урока.

По несколько раз в день нам приходится переходить через дорогу. А как определить, далеко автомобиль или близко, успеешь перейти дорогу или нет?

В любом случае нельзя торопиться, лучше переждать. Ведь автомобиль едет очень быстро, примерно в 10-12 раз быстрее, чем идет пешеход, и главное – водитель, неожиданно увидев на проезжей части человека, не сможет остановить машину сразу.

Это просто не возможно по законам физики. Прежде чем остановиться, машина пройдет определенный остановочный путь.

Остановочный путь – расстояние с момента восприятия водителем препятствия до полной остановки машины.

Из чего же складывается остановочный путь?

1. путь, который пройдет автомобиль с момента, когда водитель увидит препятствие на дороге, до момента, когда он начинает нажимать на тормозную педаль (время реакции водителя).

2. Путь, который пройдет автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до срабатывания тормоза (время срабатывания тормозного привода).

3. Путь, который пройдет автомобиль за время действия тормозов до полной его остановки.

Тормозной путь – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной его остановки.

Остановочный путь больше тормозного на расстояние , которое проходит машина за время реакции водителя. От чего же зависит время реакции водителя?

Представьте: по дороге движется автомобиль, водитель которого видит впереди препятствие, первоначальную информацию об окружающей обстановке, он воспринимает органами чувств (в данном случае это глаза).

Воспринятый сигнал преобразуется в электрические импульсы, которые поступают в головной мозг, где хранится информация (в нейронах). «Запрос» о дальнейшем действии идет последовательно от нейрона к нейрону, до тех пор, пока не будет найден нейрон с нужной информацией. Но для этого необходимо определенное время. Чем меньше информации о данной ситуации содержится в нейронах головного мозга, тем большее время требуется для поиска ответа (зависит от подготовки водителя).

 


 

«Отыскался» нейрон с нужной информацией, он воспринял «запрос», далее посылает ряд ответных импульсов спинному мозгу, который через нервные волокна посылает исполнительные импульсы мышцам рук и ног водителя, а они, воздействуя на рычаги управления транспортным средством, изменяют его направление движения или останавливают в заданном месте.

Сигналы, поступающие от органа, воспринявшего сигнал опасности, и от мышц, воздействующих на рычаги управления, возвращаются в головной мозг, информируя его о выполненной работе. После этого нейрон прекращает посылать импульсы возбуждения спинному мозгу.

Следовательно, от поступления сигналов до выполнения работы проходит определенный промежуток времени. Теперь представьте, что к проезжей части подбежал пешеход. «Запрашивается» информация в зависимости от характера опасности, т.е. в зависимости от поведения пешехода. Остановится он у края проезжей части и пропустит движущийся автобус или пройдет к середине проезжей части, тогда его можно будет объехать. Когда действия пешехода выражены явно, водитель принимает в короткий срок правильные решения, так как нейроны головного мозга содержат необходимую информацию и быстро посылают импульсы возбуждения исполнительным органам.

 

 
 

Если пешеход, нарушая правила перехода дороги и не обращая внимания на приближающийся автобус, выходит на проезжую часть, то водитель должен остановить автобус, нажав на педаль тормоза. В этом случае в нейронах тоже есть необходимая информация, и действия выполняются достаточно быстро. Когда же на пути следования транспортного средства появляется какая-то неопределенная ситуация (например, пешеход останавливается на пути следования машины, внезапно возвращается обратно, движется вдоль проезжей части, падает…), то в нейронах головного мозга водителя содержится недостаточная информация или ее вообще нет. А если ее нет, то и импульсы от нейронов к спинному мозгу не поступают, спинной мозг не посылает исполнительные импульсы мышцам рук и ног, а они, в свою очередь, не воздействуют на рычаги управления автомобилем, приближающимся к опасности (пешеходу), пока не наступает трагический момент, называемый дорожно-транспортным происшествием.

Несмотря на то, что водитель видит опасность, но предпринять ничего не может или принятые меры оказываются запоздалыми, транспортное средство становится неуправляемым в движении, что и приводит к ДТП.

Тормозной путь зависит от ряда факторов.

Во-первых, от скорости движения автомобиля. Чем больше скорость, тем этот путь длиннее. Например, водитель ехал со скоростью 30 км/ч, а за тем увеличил ее до 60 км/ч. Казалось бы, что тормозной путь увеличивается также вдвое, а на самом деле он увеличивается в четыре раза (тормозной путь зависит о тскорости в квадрате).

Во-вторых, тормозной путь зависит от силы сцепления колес с дорогой. Если дорога сухая и шины автомобиля новые, то сила сцепления колес с дорогой увеличивается, а тормозной путь сокращается. И наоборот, если дорога скользкая, а шины стерты, сила сцепления уменьшается, и тормозной путь увеличивается.

В-третьих, длина тормозного пути зависит и от массы автомобиля. Более тяжелые, такие как автобус, грузовик, имеют больший тормозной путь, чем маленький «Запорожец» или «Москвич».

Играют роль и освещение дороги, и погодные условия. Ясно, что на сырой дороге тормозной путь увеличится, на накатанном снегу он будет ещё больше.

 

Урок 7. Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговых травмах, полученных в дорожно-транспортных происшествиях.

Цель урока: объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить оказанию первой медицинской помощи.

Рекомендации к проведению урока.

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспортных средств на автодорожных трассах. В пути всякое может случиться. Ведь водитель – всегда в зоне повышенной опасности, ибо в его руках сам ее источник – автомобиль или мотоцикл. Смерть человека на дороге – это трагедия, но вдвойне тяжелее, когда он погибает от несвоевременно оказанной ему медицинской помощи. Травмы, полученные человеком в дорожном происшествии, очень тяжелы. Особенно опасны ЧМТ. Они чаще всего являются причиной смерти пострадавших в ДТП людей. Во многих случаях ЧМТ трудно поддаются лечению и могут на протяжении всей жизни давать о себе знать в виде быстрой утомляемости. Частой головной боли, головокружения.

Черепно-мозговые травмы различают закрытые и открытые. Последние наиболее опасны, так как могут быть проникающими, когда нарушена целостность костей черепа. Обломки этих костей могут повредить головной мозг. В таких случаях самое важное при оказании доврачебной помощи – обеспечить пострадавшему полный покой в горизонтальном положении и ни в коем случае не поднимать его голову. Можно только зафиксировать ее в неподвижном состоянии валиками, скрученными, например, из одежды. Извлекать предметы из раны нельзя, а если есть кровотечение (сильное) – наложить повязку. Но лучше всего не трогать голову до приезда врача. В таких случаях самое главное – не навредить.

Если ранение непроникающее, но открытое, например, порез головы, то в таких случаях кровотечение редко бывает сильным. Даже если по началу кровь течет обильно, скоро кровотечение прекратится само собой.

В больнице такую рану зашьют и вполне возможно, что потом от нее не останется и следа. Закрытые черепно-мозговые травмы – это ушиб и сотрясение головного мозга (СГМ). К ним нельзя относиться легкомысленно. Как узнать, опасна ли травма головы, и нужно ли обращаться к врачу?

Обязательно должен показаться врачу каждый, кто после травмы потерял сознание, даже если обморок продолжался всего несколько секунд – это первый признак СГМ, равно как тошнота и рвота. Человека, потерявшего сознание после травмы головы, лучше всего удерживать в полной неподвижности, даже если он сам хочет встать. Его нужно, как можно скорее доставит в ближайшую больницу, желательно на машине скорой помощи. А до ее приезда не следует прибегать к различным средствам возбуждения, стараясь привести пострадавшего в чувство. Наоборот, необходимо создать ему покой, удобное положение туловища. Голове следует придать слегка возвышенное положение. Можно воспользоваться нашатырным спиртом, смочив им ватку и растерев ею виски пострадавшего. Если пострадавший находится в сознании, но он очень бледен, болит голова, его тошнит и рвет, то постарайтесь обеспечить ему полный покой. Можно положить под голову «холод», чтобы снять отек мозговых тканей и вызвать сужение кровеносных сосудов (снижается вероятность образования гематомы и кровоизлияния). Обычно активное лечение СГМ продолжается в течении восьми недель.

Особенности ЧМТ у детей проявляются в том, что вместо вялости или потери сознания ребенок пребывает в состоянии крайнего возбуждения и активности. Его необходимо уложить и уговорить спокойно дождаться прибытия медиков.

Если после удара головой через некоторое время возникнет сильная головная боль, следует обязательно обратиться к врачу.

 

 


Когда ребенка с травмой головы доставляют в больницу, немедленно делают рентгеновский снимок, чтобы установить, не произошло ли перелома какой – либо из костей черепа. Затем проводят другие исследования, для определения состояния головного мозга. После выявления поврежденного участка мозга и степени серьезности травмы назначают необходимое лечение.

Итак, понятно, что ЧМТ всегда опасны и лучше их избегать, не попадая в ДТП. Поэтому всем участникам дорожного движения необходимо знать и соблюдать ДТП.