Урок 6. Движение транспортных средств.

Цель урока: дать понятие о скорости движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.

Оборудование: соответствующие плакаты, калькулятор для практического занятия.

Рекомендации к проведению урока.

В нашей стране принято правосторонне движение. Это значит, что водители всех транспортных средств и пешеходы должны при движении по улицам и дорогам придерживаться правой стороны. Но не во всех странах движение правостороннее. Например, в Англии, Японии, Индии и некоторых других странах движение левостороннее.

В городах и населенных пунктах транспортным средствам Правилами дорожного движения разрешена скорость не более 60 км в час (большая скорость может быть разрешена только при наличии соответствующих знаков). На дорогах за пределами населенных пунктов автомобили могут ехать с большей скоростью. Для легковых автомобилей предельная разрешенная скорость 90 км/ч, для грузовых и мотоциклов – 70 км/ч (на автомагистралях соответственно 110 и 90 км/ч).

Но во всех случаях – в городе, за городом – водители, как правило, выбирают скорость движения с учетом дорожных условий, погоды, времени суток. Если на улице интенсивное движение транспортных средств или плохая погода – гололед, дождь, туман, водитель снижает скорость. Тогда в случае опасности он может быстрее остановить автомобиль.

Машины по улицам едут в несколько рядов. Многорядное движение организуется для того, чтобы пропустить как можно большее количество транспортных средств. Чем шире улица. Тем больше рядов и тем быстрее проезжают автомобили.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки и другие транспортные средства, едущие со скоростью 30 км/ч, занимают крайнюю правую (первую) полосу у тротуара.

 
 

Между рядами автомобилей соблюдается определенное расстояние – интервал. По длине улицы между машинами так же выдерживается расстояние – дистанция. Водители выбирают дистанцию в зависимости от скорости движения, во избежание столкновения с впереди идущим автомобилем при его торможении. Чем выше скорость движения, тем большей должна быть дистанция между автомобилями.

Транспортные средства движутся с различной скоростью. Водителям разрешается обгонять другие машины, движущиеся с более низкой скоростью.

Иногда при обгоне водители вынуждены выезжать на полосу встречного движения. Поэтому при переходе улицы пешеходы должны быть очень внимательны и осторожны, чтобы вовремя заметить объезжающий автомобиль и дать ему дорогу (дорожная «ловушка» – показать на макете, плакате или просто схематично на доске, как может в данной ситуации произойти дорожно-транспортное происшествие.

 

 


Подъезжая к перекрестку, водители могут менять направление движения в зависимости от того, куда им дальше ехать: направо, налево или в обратную сторону. Для этого они заранее до, перекрестка, делают перестроение в полосах. Те, кому надо повернуть направо, переезжают в крайнюю правую полосу, к тротуару. При взаимном перестроении транспортное средство, движущееся справа, имеет преимущество в движении. Машины, поворачивающие налево, занимают крайнюю левую полосу, на месте остаются машины, которые поедут прямо.

Перестроение делают водители с таким расчетом, чтобы подъехав к перекрестку, машины уже заняли нужные места, и тогда дальше они не будут мешать друг другу. Перед началом перестроения водители подают предупредительные сигналы: при повороте налево зажигается сигнал поворота налево, при повороте направо_ правый сигнал. Правила дорожного движения призывают всех участников движения – водителей и пешеходов – уважать друг друга, быть взаимно предупредительными. Это поможет избежать дорожных происшествий, сохранить всем здоровье и жизнь (вспомнить основные правила для пешеходов).

Пешеход должен помнить, что дорога – для транспортных средств, а для него – тротуар. И всегда надо стремиться пропустить транспортные средства, не создавать помех движению, не переходить улицу в неположенном месте, не появляться внезапно там, где едут автомобили.

Практическое занятие.

Цель: доказать, что автомобиль мгновенно остановить нельзя. Используя формулу S = U x t

Расстояние = скорость х время.

Сосчитать:

- какое расстояние пройдет пешеход при скорости:

4 км/ч, 5 км/ч, 6 км/ч;

- какое расстояние за одну секунду пройдет автомобиль. движущийся со скоростью 30 км/ч, 40 км/ч, 50 км/ч, 70 км/ч.

Сравнить расстояние, пройденное за 1 секунду. Пешеходом и автомобилем, и сделать вывод.

Одна секунда. Это много в масштабе движения и мало для пешеходов. Конечно, у каждого транспортного средства своя скорость, свои возможности, то же можно сказать и о пешеходах: молодой человек движется быстрее пожилого. Но все за одну секунду продвигаются вперед: автомобиль при скорости 10 км/ч проедет расстояние 2,8 м, при скорости 30 км/ч – 8,3 м; при 50 км/ч – 13,9 м; при 60 км/ч – 16,7 м. То есть, чем выше скорость, тем большее расстояние этот автомобиль проедет за одну секунду.

Скорость человека значительно меньше. За одну секунду при скорости 4 км/ч он пройдет 1,1 м; при скорости 5 км/ч – 1,4 м; при скорости 6 км/ч – 1,7 м; при 7 км/ч – 1,9 м. Вдумайся в эти расчеты. Одна секунда, особенно если спешишь, - много. Но одна секунда – это и очень мало, если водителю необходимо предотвратить наезд на пешехода. Если машина движется со скоростью 60 км/ч, допустимой в городе, то для полной ее остановки необходимо, как минимум, расстояние почти в 50 м, а времени – 3 секунды. Так что одна секунда может стать роковой.

Контрольные вопросы.

По какой стороне дороги принято у нас движение транспортных средств? В каких случаях водители делают перестроение в полосах перед перекрестками? Как водители подают предупредительные сигналы об изменении движения? Где и как можно переходить улицу с одно- и двусторонним движением?

 

Урок 7. Оказание медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях (переломы и другие виды травм).

Цель урока: дать понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи.

Оборудование: шина, бинты, подручные материалы ( косынка. полотенце).

Рекомендация к проведению урока.

Объяснение нового материала в процессе беседы с учащимися.

Что такое травма, чем она может быть вызвана? Всякое насильственное повреждение ткани тела, какого-либо органа называется травмой. Ушибы и ранения мягких тканей, переломы костей – все это различные виды травм. Очень тяжелы они у детей.

Почему важно знать и уметь быстро оказать первую медицинскую помощь при травмах? От этого зависят сроки выздоровления пострадавшего, а иногда и жизнь. Цель первой медицинской помощи – предотвратить дальнейшие повреждения во время транспортировки, снять боль и своевременно эвакуировать пострадавшего в лечебное учреждение.

Зачем школьнику знать правила оказания первой медицинской помощи? Несчастный случай может произойти при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет, чтобы не терять времени в ожидании медика, можно самому оказать помощь

При падении или ударе могут возникнуть ушибы. Каковы отличительные признаки ушиба? Первая медицинская помощь при ушибах? На месте ушиба появляется кровоподтек – синяк, болезненный при ощупывании. На место ушиба следует положить лед, а затем сделать повязку.

Каковы признаки вывиха и первая помощь при нем? Резкая боль, припухлость, изменение формы сустава, невозможность привычных движений. Выправлять вывихи без врача нельзя. Необходимо создать покой поврежденному суставу и доставить пострадавшего в больницу.

Что такое перелом? Какие виды переломов вы знаете? Перелом – это нарушение целостности кости, Различаются закрытые переломы, когда кость сломана, но кожа не повреждена, и открытые, когда перелом сопровождается раной.

Каковы признаки переломов и первая помощь при них? Признаки переломов – сильная боль, усиливающаяся при попытке к движению, искривление конечности. Когда человек получает серьезную травму, бывает трудно на месте сразу же определить, сломана кость или вывихнута. Это станет точно известно при осмотре врачом. Но в любом случае оказать первую помощь необходимо, она заключается в следующем:

- пострадавший должен лежать неподвижно, ни в коем случае не двигать поврежденной рукой или ногой, так как могут сместиться отломки костей и состояние больного ухудшится;

- необходимо наложить шину на поврежденную конечность, чтобы обеспечить ей как можно большую неподвижность.

Каковы общие правила наложения шины при переломах? Шина должна обеспечить неподвижность двух суставов – одного выше, другого ниже места перелома.

Каковы особенности оказания первой медицинской помощи при переломе плеча и предплечья? Сначала следует наложение шины на предплечье, затем согнуть руку пострадавшего под прямым углом в локтевом суставе и наложить шину от локтя до кончиков пальцев с ладонной стороны, подложив под ладонь валик. Обе шины должны быть прибинтованы к руке. Рука подвешивается на перевязь через плечо ( на косынке, ремне) и притягивается к туловищу лентой, ремнем и т.д.

Каковы особенности оказания первой медицинской помощи при переломе бедра? Одну шину накладывают на внутреннюю поверхность конечности, а вторую – снаружи от подмышечной впадины до пятки. Длинную шину привязывают к грудной клетке.

Что делать, если нет шин и подручных материалов? Можно помочь пострадавшему более простыми способами:

- если повреждены бедро, голень или стопа, получивший травму человек должен лечь на спину и вытянуть обе ноги; затем ноги ему прочно связываю вместе, чтобы здоровая служила шиной для поврежденной.; примотать одну ногу к другой можно с помощью рубашки, полотенца, шарфа и других подобных вещей;

- поврежденную руку лучше всего держать как можно ближе к туловищу- тогда оно служит как бы шиной для руки. Для руку в согнутом положении приматывают к грудной клетке рубашкой или полотенцем.

 
 

 

На практической части занятия каждый ученик пробует сам наложить шину на «поврежденную» « конечность» «пострадавшего».