Урок 4. Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Цель урока: дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закрепить знания о различных видах светофорах.
Оборудование: брошюра ПДД (вкладыш с рисунками различных светофоров), плакаты с изображением различных видов светофоров, информация ГИБДД о ДТП на регулируемых перекрестках.
Рекомендации к проведению урока.
Учитель начинает урок беседой, повторяя пройденный материал.
Что представляет собой светофор, его назначение? Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Он служит для регулирования транспортных средств и пешеходов, движущихся по улицам и дорогам.
Какие виды светофора вы знаете? Каков принцип их работы? Светофоры бывают одно, двух и трехсекционные, с одной или двумя дополнительными секциями и без них, с горизонтальным и вертикальным их расположением. По количеству цветов различают светофоры одноцветные, двух и трехцветные. Управление светофорами и их работы производятся автоматически, с помощью специальных реле-переключателей.
Что обозначает зеленый сигнал светофора и где он расположен – вверху или внизу? При зеленом сигнале светофора транспорту разрешается движение через перекресток во всех направлениях, а пешеходам – переход улицы. Располагается зеленый сигнал у вертикальных светофоров в его нижней части, у горизонтальных с правой стороны.
Что означает желтый сигнал светофора? «Внимание!» Транспорту запрещается выезжать на перекресток, а пешеходам переходить улицу. Транспорт, который подходит к перекрестку, должен остановиться, стоящий – приготовиться к движению, а транспорт, застигнутый таким сигналом на перекрестке, должен продолжить движение.
Что означает красный сигнал светофора? Запрещает пешеходам переходить улицу, так как в этот момент в поперечном направлении на зеленый сигнал светофора движется транспорт и переходят улицу пешеходы.
Двухсекционный светофор с двумя красными сигналами обычно устанавливается на железнодорожных переездах, снабженных шлагбаумами. Когда к переезду приближается поезд, на светофоре загорается красный сигнал. Такие же светофоры устанавливаются перед разводными мостами, причалами паромных переправ и в местах выезда на дорогу спецмашин (пожарных, аварийной службы, скорой помощи). Красный свет вспыхивает то в одной секции, то в другой.
Односекционные светофоры обычно имеют либо один красный, либо один желтый сигнал. Односекционный светофор с желтым мигающим сигналом, предупреждает водителей и пешеходов о перекрестке, причем такой перекресток считается нерегулируемым. Переход и проезд через него требуют принятия мер предосторожности (снижения скорости, повышения внимания к другим участникам, участкам движения). В ночные часы светофоры на многих перекрестках переключаются на работу в режиме односекционного с желтым мигающим сигналом.
Односекционные светофоры с красным мигающим сигналом могут устанавливаться в местах выезда на дорогу спецмашин. Этот сигнал обязывает водителя остановиться у стоп-линии или таблички «стоп», а если их нет, у светофора. Пешеходы обязаны останавливаться для пропуска спецмашин.
Светофоры с дополнительными секциями устанавливаются на перекрестках или площадях со сложными условиями движения. Дополнительные секции со стрелками располагаются на уровне зеленого сигнала и могут включаться как с зеленым сигналом основного светофора, так и с красным. Впервые дополнительные секции-стрелки в светофорах стали применяться в Москве и Ленинграде с 1958 года.
Если светофор оборудован дополнительной секцией, то выезд на перекресток и дальнейшее движение в направлении, куда обращена стрелка, разрешается только, если она включена, независимо от сигнала основного светофора. В том случае, если стрелка обращена вправо, то она регулирует лишь поворот направо. Водителям, которым нужно ехать прямо или повернуть влево, должны руководствоваться зеленым сигналом основного светофора.
Если стрелка «направо» включена одновременно с красным сигналом основного светофора, то транспортные средства имеют право поворачивать направо. Но при этом они должны уступить дорогу транспортным средствам, проезжающим с других направлений.
В тех случаях, когда у перекрестка установлен светофор со стрелкой, обращенной влево, он регулирует движение транспортных средств, которые должны двигаться влево. Движение машин, которым нужно ехать прямо или поворачивать направо, осуществляется как при обычном светофоре.
Когда стрелка «налево» включена одновременно с красным сигналом, то транспортные средства могут делать поворот и разворот, но при этом водители должны следить, чтобы не мешать движению машин, движущихся в другом направлении. Если стрелка включена одновременно с зеленым сигналом основного светофора, то транспортные средства, которым необходимо ехать налево, имеют преимущественное перед другими право проезда.
Пешеходам можно переходить улицу только при зеленом сигнале основного светофора, потому что при включении дополнительной секции со стрелкой в ее направлении начнут поворачивать транспортные средства и пешеход, нарушающий правила перехода, может попасть под их колеса. На таких перекрестках дополнительно к транспортному светофору устанавливают светофор для пешеходов.
Контрольные вопросы.
Что представляют собой светофоры с дополнительной секцией и для чего они нужны? Как должны переходить дорогу пешеходы на перекрестках с мигающим желтым сигналом светофора? Как и нерегулируемый перекресток. Вспомнить опасные в данной ситуации дорожные «ловушки».
Какое значение для водителей транспорта имеют дополнительные секции светофора? Применяется для раздельного регулирования движения в каждом направлении, что облегчает проезд трудных перекрестков.
Закончить урок можно разбором ДТП с детьми на перекрестках.