Урок 5. Элементы улиц и дорог.
Цель урока: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Оборудование: брошюры: Правила дорожного движения, соответствующие плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
Почему дорога стала называться дорогой, откуда возникли первые дороги, кто их строит? Было это очень давно. Люди жили тогда среди непроходимых лесов. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но в этом была необходимость. И вот люди стали прорубать в лесах проходы-тропинки. Их называли «путиками». Путики, соединяющие между собой населенные пункты, именовали дорогами.
Первые мощеные дороги начали строить римлянееще две тысячи лет назад. Они были нужны, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления своим войскам, завоевывавшим страну за страной. Тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединенных известковым раствором. На это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем слой помельче, величиной с орех. А сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Некоторые эти дороги существуют уже два тысячелетия, сегодня по ним ездят автобусы с туристами.
В России первые мощеные дороги появились лишь в конце XVII века в Москве. До этого в столице, как и в других русских городах, на проезжих улицах местами прокладывали «гати» – уложенные поперек круглые бревна. Легко себе представить, как подпрыгивала на таком «полотне» даже самая тяжелая повозка.
В 1692 году главные московские улицы решили замостить камнем. Был объявлен царский указ о том, чтобы с каждых десяти дворов жители столицы представили либо по большому камню мерой в аршин, либо по два – в поларшина, либо столько же мелких камней, но каждый не мельче, чем гусиное яйцо.
Но для того, чтобы замостить даже самые главные улицы, этих камней не хватило. И тогда был объявлен новый указ: не пропускать в столицу ни одного приезжего, пока он не сдаст страже у городских ворот три привезенных камня каждый не меньше гусиного яйца.
Так постепенно покрылись булыжными мостовыми улицы Москвы. Что же касается первой государственной дороги, то она появилась в России в 1722 году, при Петре I, и соединила Москву с только что основанной императором новой столицей – Петербургом. Так первые дороги были большей частью просто хорошо укатанными грунтовыми и лишь в отдельных местах укреплены бревенчатыми настилами. Сейчас в России дороги очень разные. Между селами чаще всего вьются узкие, проселочные. Самые широкие и гладкие – скоростные дороги. Обычно их называют автострады или автомагистрали. Они соединяют крупные города, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой скоростью. Некоторые магистрали настолько широки. Что даже посередине проходит разделительная полоса из газона или кустарника. По одну сторону этой полосы все машины движутся только в одном направлении, по другую – в обратном. Скоростными эти трассы называются потому, что их не пересекает ни одна дорога и водителям ничто не мешает вести машину с большой скоростью, не замедляя движение на перекрестках. Все поперечные шоссе проходят либо в туннелях под магистралью, либо над магистралью по переброшенной через нее эстакаде.
Дороги поуже, но такие же гладкие и ровные, называются шоссе. Они соединяют между собой города и поселки, большие стройки и станции. Обычно шоссе не очень широкие. Но все же машины могут ехать по ним в два ряда, а по возможности – и обгонять друг друга. Однако самой главное во всякой дороге – не ширина, а ее покрытие.
«Главная дорог» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1.-2.3.3. или 5.1(из ПДД), по отношению к пересекаемой ( примыкающей) или с твердым покрытием ( асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее ровной по значению с пересекаемой.
Вспомним понятие «Дорога» (из ПДД). Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы и кюветы при их наличии. Это и есть элементы дороги.
«Проезжая часть» – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Понятие «улица» несколько шире, чем «дорога». Улица включает в себя дорогу вместе с прилегающими к ней газонами и домами, являющимися элементами улицы.
Какие улицы называются односторонними и двусторонними?
Существуют улицы с одно- и двусторонним движением. Первые возникли тогда, когда в городах появилось очень много машин. Старые улицы оказались настолько узкими, что двум встречным машинам на них не разъехаться. Одной приходилось забираться на тротуар и ждать, пока другая проедет. Поэтому две такие улицы, проходящие параллельно, делают односторонними. По одно машины направляются в одну сторону, по другой- в противоположном направлении не мешая друг другу. Чтобы перейти через такую улицу, сначала нужно определить, в какую сторону движутся машины. Только тогда можно переходить спокойно, поглядывая только в ту сторону, откуда они появляются.
Вспомним понятие «Тротуар». Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. Первые мощеные дорожки для пешеходов появились всего двести лет назад в Париже. Это были обтесанные гранитные плиты, выложенные вдоль главных улиц города и отгороженные чугунными трубами с надписью «Тротуар» ( на русском языке – дорога для пешеходов). До этого пешеходам приходилось прижиматься к стенам домов и заборам, когда мимо проезжала карета или скакал всадник.
Такие же каменные плиты, отделанные чугунными трубами, появились вскоре в Петербурге, а затем в Москве. Некоторые из них сохранились и сегодня на окраинах городов. А на оживленных улицах проезжую часть отделяют теперь от тротуаров яркими оградами. Для чего тротуары устраивают всегда немного выше, чем проезжую часть? Главным образом, чтобы в дождь в них быстрее стекала вода к водосточным колодцам. А попутно для того, чтобы ни одна машина не заехала случайно правыми колесами на тротуар и не задела бы прохожего.
Обочиной называется немощеная полоса вдоль дороги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров. Есть одно важное правило, касающееся обочины. Если вдоль дороги нет пешеходной дорожки, то пешеходу следует идти по обочине навстречу движению. Тогда во избежание несчастного случая он вовремя сумеет отойти в сторону от шоссе.
Еще один элемент дороги – кювет. Когда-то кюветами называли наполненные водой канавы перед стенами крепостей. Они должны были преграждать дорогу солдатам, идущим на приступ. С тех давних времен слово «кювет» сохранилось, хотя и приобрело другой смысл.
Кюветами называют глубокие, по большей части сухие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе. Для чего же нужны эти канавы?
Главным образом для того, чтобы после сильного дождя в них стекала с дороги вода, и дорога просыхала быстрее. Для того же и проезжую часть всякой благоустроенной автомобильной дороги делают с небольшим наклоном к краям. Кювет нужен и для того, чтобы шоферы всегда держались не у самого края проезжей части и не заезжали ненароком на тропинки, по которым обычно идут пешеходы.
Контрольные вопросы и задания.
Что понимается под улицей, и на какие части она делится? Какие вы знаете элементы дороги? Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны.
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
В местах интенсивного движения транспорта и пешеходов. Ограничивают возможность перехода дороги в необозначенном месте.
Зачем нужны обочина и кювет? Как отличить главную дорогу от второстепенной? Что значит: улица односторонняя и двусторонняя? Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
Убедиться, что нет движения транспорта слева, а дойдя до середины, посмотреть не идет ли транспорт справа.