Введение.

УРОКИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

В 1-9 КЛАССАХ

(Пособие для учителей.)

Составители: Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М.

Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа

В пособии даны рекомендации по проведению уроков по Правилам дорожного движения курса «Основы безопасной жизнедеятельности». Особое внимание уделено формированию навыков наиболее безопасного поведения детей в различных дорожных ситуациях, истории развития автомототранспорта и правил дорожного движения, поведению детей в дорожно-транспортных происшествиях; основам оказания доврачебной помощи; ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Предназначено преподавателям средних общеобразовательных учреждений.

 

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:

- внезапный выход на проезжую часть;

- переход перед близко идущим транспортом;

- игра на проезжей части или рядом с ней;

- переход в неустановленном месте;

- переход на запрещающий сигнал светофора.

В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах элементарной дорожной грамоты.

В этом пособии даны рекомендации учителям к проведению занятий по ПДД. Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

При этом основное содержание курса желательно не изменять. А учебный материал распределять равномерно в течении учебного года (раз в месяц). Некоторые уроки рекомендуется проводить в конце четверти в виде урока-инструктажа о поведении детей на улицах и дорогах в период каникул.

Занятия организуются не реже одного раза в месяц. Продолжительность их 45 минут. Но короткие беседы необходимо проводить чаще, например, в начале учебного года или перед уходом детей на каникулы. В 1-3 классах ведет занятия классный руководитель в соответствии с планом внеклассной работы, утвержденным директором школы.

Для подготовки к занятиям и проведения отдельных бесед, экскурсий, мероприятий учитель может привлекать работников милиции, общественных инспекторов безопасности дорожного движения, внештатных сотрудников милиции, водителей транспорта.

Занятия в 1-3 классах проводят в тех же классных комнатах, где учатся дети, используя наглядные пособия и игры из уголка (кабинета) по правилам движения. Занятия с учащимися 5-8 классов целесообразно проводить в помещении, где оборудован уголок (кабинет) по правилам движения.

Изучение правил дорожного движения в 1-3 классах проводится в форме рассказа, объяснения учителя с использованием рабочей тетради по ПДД.

Занятия с учащимися рекомендуется проводить в специально оборудованном классе (кабинете), на специальной площадке (во дворе школы или физкультурном зале) с использованием наглядных учебных пособий, дорожной разметки (проезжей части, пешеходных переходов и перекрестков), временно или постоянно установленных средств регулирования (дорожные знаки, светофоры) и транспортных средств для детей и подростков (велосипеды, мопеды, микроавтомобили).

Для учета занятий и степени усвоения материала в классном журнале отводится специальная страница. Учитель отмечает даты проведения занятий, экскурсий, игр, соревнований. Он ведет учет посещаемости, оценивает усвоение учебного материала, выполнение заданий, количество и темы проведенных бесед (с младшими школьниками, в детском саду) и т.п.

Контроль за планированием, организацией и проведением занятий осуществляет администрация школы и органы народного образования. Могут привлекать для этой цели работников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и других общественных организаций.

На каждом занятии после рассмотрения нового материала, необходимо с помощью контрольных вопросов, заданий и дорожных задач проводить проверку усвоения учащимися Правил. Желательно на каждом уроке проводить разбор ДТП, совершенных в городе (районе) за месяц, пользуясь сводками ГИБДД, материалами газет, радио и телевидения.

В данном пособии используются следующие сокращения:

ПДД – правила дорожного движения,

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения,

ДТП – дорожно-транспортное происшествие,

ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм,

МНО – Министерство народного образования,

ЮИД – юные инспекторы движения.

 

Содержание.