Электролит и меры предосторожности при обращении с ним
Учебный вопрос № 2
На автомобиле могут быть установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и готовые к использованию. По особому требованию заказчика могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение 1 года с момента изготовления.
Для применения электролита применяют аккумуляторную серную кислоту и дисцилированную воду. Электролитом является водный раствор серной кислоты H2SO4 + H2O.
Применять можно только дисцилированную воду и, как исключение, дождевую и снеговую воду.
Вливать можно только кислоту в воду небольшой струей при непрерывном помешивании стеклянной палочкой, т.к. реакция сопровождается большим выделением тепла. Быть осторожным: при попадании электролита на кожу промыть водным раствором питьевой соды, беречь от попадания кислоты и электролита глаза. Плотность электролита при приведении АКБ в рабочее состояние определяется в зависимости от климатических условий местности её эксплуатации (таблица 1). В общем случае плотность заливаемого электролита в сухозаряженные батареи меньше плотности электролита полностью заряженной батареи на 0,02 г/см3.
Для приготовления электролита следует применять только аккумуляторную серную кислоту или её раствор плотностью 1,40 г/см3 и дистиллированную воду. Вливать можно только кислоту в воду небольшой струйкой при непрерывном перемешивании стеклянной палочкой, так как реакция сопровождается большим выделением теплоты. Сосуд для приготовления электролита может быть фарфоровым, эбонитовым или из кислотостойкой пластмассы.
Рис.10. Защитные средства для работы с электролитом
При работе использовать защитные средства- резиновые перчатки и фартук, резиновые сапоги, очки (рис.10). Для приведения сухозаряженных батарей в рабочее состояние необходимо: приготовить электролит требуемой плотности, подготовить аккумуляторную батарею к заливке электролитом, залить электролит в аккумуляторы, пропитать им электроды и сепараторы, при необходимости зарядить батарею.
Плотность электролита измеряют аккумуляторным ареометром. Для районов с умеренным климатом допускается заливать батареи электролитом с температурой не ниже 15°С и не выше 25°С, в жарких и теплых влажных зонах – не выше 35°С (табл. 1).
Перед заливкой электролита в аккумуляторную батарею необходимо: очистить батарею от пыли, а болты полюсных выводов – от смазочного материала; вывернуть пробки и срезать выступы на них; прочистить вентиляционные отверстия в пробках.
Для заливки электролита следует применять фарфоровую, полиэтиленовую или эбонитовую кружку и воронку.
Заливать следует тонкой струей до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего края тубуса заливного отверстия.
Таблица 1- Плотность электролита в соответствии
с климатическим районом
Зона | Климатический район (ГОСТ 16350-80), средняя месячная температура воздуха в январе, °С | Плотность электролита, приведенная к 25°С, г/см3 | |
заливаемого | заряженной батареи | ||
Холодная | Очень холодный (от -50 до -30°С) Холодный (от -30 до -15°С) | 1,28 1,26 | 1,30 1,28 |
Умеренная | Умеренный (от - 15 до - 4°С) Теплый влажный (от 4 до 6°С) Жаркий сухой (от - 15 до 4°С) | 1,24 1,20 1,22 | 1,26 1,22 1,24 |
После заливки электролитом не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч производят контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию. При большем понижении плотности батареи следует зарядить.
Выводы по вопросу.