ПОСЛЕСЛОВИЕ
Университетский курс культурологии, с которым Вы, уважаемые студенты, познакомились, представляет собой одну из первых в нашей стране попыток систематически проследить межпредметные взаимосвязи этой сравнительно новой социогуманитарной дисциплины со здравоохранением и медициной. Причем на довольно широком геохронотопе основных эпох мировой истории и главных центров земной цивилизации, а, в особенности, – на разных этапах и направлениях развития отечественной, российской культуры.
Разумеется, по определению своего методического жанра, наше краткое учебное пособие не в состоянии затронуть на своих страницах, тем более с одинаковой полнотой и детализацией, все основные аспекты и моменты указанной тематики. Авторский коллектив, тем не менее надеется, что отобранный, продуманный и преподанный нами материал окажется интересен и практически полезен будущим медикам – врачам и провизорам, а также специалистам-медикам смежных профилей, получающих высшее медицинское образование. А приводимая нами со значительным запасом (против реальной потребности подготовки к семинарским занятиям) дополнительная литература позволит заинтересованному читателю приобрести вкус и навык к самообразовательному чтению по культурологии и родственным ей отраслям гуманитарного знания.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………….. | |
Тема I. Культурология в системе гуманитарного знания........……………… 1. Культурология как наука и учебная дисциплина, ее объект и предмет изучения. 2. Структура и состав современного культурологического знания. 3. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии. 4. Методология и методы исследования культурологических феноменов. 5. Культурологические аспекты медицины. | |
Тема II. Человек, природа, цивилизация и культура.......................…………… 1. Концепт культуры и основные подходы к ее определению. 2. Структура и функции культуры. Материальная и духовная формы существования культуры. 3. Культура и цивилизация; культура и природа, экология культуры. 4. Культура как общественное явление; культура и личность. 5. Роль культуры в становлении и профессиональной деятельности медика. | |
Тема III. Динамика и язык культуры...............................................…….………… 1. Понятие динамики культуры. Кризис, стагнация, прогресс и регресс в культуре. 2. Основные типы культурных изменений: эволюционные, циклические, линейные; инверсия и диффузия. 3. Язык и его взаимосвязь с культурой. Культурные коды, межкультурные коммуникации. 4. Культура речи врача, задачи общения в области медицины. | |
Тема IV. Преемственность и новации в культуре........................…….………... 1. Культура как ценность; понятие ценности в культуре. 2. Культурное наследие и культурная традиция: диалог традиционного и новаторского в развитии культур. 3. Взаимодействие культур и его формы: культурная интеграция, конфликт, диалог, межкультурные контакты; аккультурация и инкультурация. 4. Социальные институты и их роль в культуре. 5. Традиции и инновации в медицинской культуре: народная, традиционная и современная медицина (культурологический аспект). | |
Тема V. Типология культур.............................................…......................………… 1. Типологизация культур: мировая, этническая, национальная и региональная культуры. 2. Историческая типологизация культур: формационный и цивилизационный подходы. 3. Понятие субкультуры. Массовый, элитарный, тоталитарный, маргинальный типы культур. 4. Локальные культуры. Культурный мир повседневности. | |
Тема VI. Индо-буддийский и арабо-исламский тип культуры..........……….… 1. Восточная и западная культурные парадигмы. 2. Культурный ареал и система ценностей индо-буддийской цивилизации. 3. Буддизм как религиозное учение и мировоззрение. 4. Медицинская традиция в буддийско-ламаистской культуре. 5. Мир арабо-исламской культуры: личность Мухаммеда и принципы его вероучения. | |
Тема VII. Античность.................................................................................…………… 1. Города-государства Эллады: социально-экономическая и политическая структура полиса; феномен демократии. 2. Культурный мир эллинской античности и его доминанты. Медицина как теория и практика врачевания, ее место в античной культуре. 3. Художественная культура эллинской античности. 4. Особенности эллинистической цивилизации. Идеология космополитизма. 5. Культура латинской античности. | |
Тема VIII. Культура западноевропейского Средневековья.....................……… 1. Генезис западноевропейской цивилизации. Основные принципы средневековой культуры. 2. Возникновение христианской религии. Христианские этика, культ и обрядность. 3. Библия как Священное Писание христиан и памятник мировой культуры: происхождение, структура и характеристика основных разделов книги. 4. Искусство, образование, наука и медицина в средневековый период. | |
Тема IX. Ренессанс как переходный тип культуры.............................………… 1. Понятие «переходной» эпохи. Генезис культуры Возрождения: итальянский Ренессанс и его историко-культурная и социально-экономическая обусловленность. 2. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма. 3. Искусство как философия эпохи Возрождения. | |
Тема X. Культура эпохи абсолютизма и Просвещения................……………… 1. Реформация и ее влияние на культурные процессы западноевропейской цивилизации; религиозные идеи М. Лютера. 2. Государственная система абсолютизма. Развитие капитализма и становление науки Нового времени. 3. Просвещение как культурно-историческая эпоха и идеология. Проблемы теории культуры в философской доктрине Просвещения. 4. Наука, медицина и художественная культура XVII-XVIII вв. |
Тема XI. Западноевропейская культура XIX столетия.............………………… 1. Романтизм как антитеза Просвещению: истоки и основания нового мироощущения, культурный идеал Романтизма. 2. Эстетизация философии в романтизме и своеобразие его художественной практики. 3. Г.В.Ф. Гегель о развития мировой культуры. 4. Марксистская теория культурно-исторического прогресса. 5. Философский иррационализм: концепции культуры А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. | |
Тема XII. Феномены современной культуры и их осмысление в культурологии…………………………………………………………………………… 1. Философия культуры о социокультурном кризисе западноевропейской цивилизации на рубеже XIX-XX вв. и путях его преодоления. 2. Основные культурологические концепции ХХ века: структурализм; теория культурно-исторических типов; психоанализ; фрейдомарксизм. 3. Сциентизм и антисциентизм о перспективах развития научно-технического прогресса. 4. Модернизм как культурное явление; теория и художественная практика постмодернизма. | |
Тема XIII. Российская культура...................................................................………… 1. Происхождение русского народа и российской государственности. 2. Язычество и его мир: религиозные верования и обряды древних славян. 3. Христианизация и культура Древней Руси. 4. Специфика русского православия.5. Россия в мировом культурном пространстве: историософские представления в средневековой Руси; вопросы российской культуры и истории в идеологии просветительства; западники и славянофилы о путях развития России; Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев о своеобразии русской культуры и истории; идея всеединства В.С. Соловьева; лидеры социал-демократии (В.И. Ленин, А.А. Богданов) о пролетарской культуре; концепции культуры Н.А Бердяева; евразийство о своеобразии отечественной культуры; идеи Л.Н. Гумилева. 6. Феномен российской ментальности. 7. Традиции политической культуры России. | |
Тема XIV. Культура Курского края: источники и традиции.............…………… 1. Курск – древний русский город: страницы истории курской земли, накопление культурных ценностей в крае и их утраты. 2. Выдающиеся деятели культуры – уроженцы Курска и его округи. 3. Памятники истории и культуры в современном Курске. 4. Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве. | |
Послесловие…………………………………………………………………….. |
Издательство Курского государственного медицинского университета
305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.
Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.
Тираж 500 экз.
Отпечатано в типографии КГМУ.
305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.
Заказ № 849.
[1] Данный раздел подготовлен автором, С.П. Щавелёвым, в рамках исследовательского проекта, поддержанного РГНФ (№ 00-03-00034 а) в 2001–2002 гг.
[2] Археологической культурой называют совокупность однотипных памятников далёкой старины (поселений, могильников, святилищ, кладов). Чаще всего они оставлены одним народом, реже — группой родственных, либо союзных народов. Названия археологических культур условны — даются по месту первых раскопок или наиболее типичного памятника.
[3] Варварами греки и римляне именовали те народы, которые не говорят на их языках, а бормочут что-то неразборчивое («бар-бар»; ср. русское название германцев – немцы, т.е. «немые» в России). Похожим образом наши предки именовали себя словене, т.е. «люди, владеющие словом», «народы, говорящие на понятных друг другу языках» (в отличие, в частности, от чудских, т.е. чуждых по языку, финно-угорских народов). Отсюда позднее произошел современный этноним славяне. Термин же варвары быстро приобрел и удержал до сих пор отрицательную коннотацию: «barbaros» дословно по-гречески означает «нечто мучительное, грязное», а в переносном смысле — разрушительное, некультурное.
[4] От титула верховного правителя у тюркских народов — каган; буквально — «хан ханов».
[5] Вик на германских языках — «залив», «порт»; викинг — участник похода по морям и рекам в чужие страны ради пиратской добычи, получения откупа-дани или торговли с иноземцами. Походы викингов из Скандинавии потрясали приморские побережья всей Европы в VIII–XI вв. В Византии, затем на Руси, где из скандинавов (в основном шведов и норвежцев) формировали гвардейские части, их звали варягами (что означало «воины, принесшие присягу», «наемные телохранители»). Русами, собирательно русью называли викингов, оседавших в Восточной Европе, среди славян и их соседей.
[6] Азбука, придуманная в 863 г. уроженцем Фессалоник (Македония) Константином (в монашестве Кириллом, откуда ее название – кириллица) по приказу византийского императора для славян Великой Моравии на Дунае, чтобы перевести на их язык Священное писание - Библию и тем привлечь на сторону своей империи. Однако Великая Моравия как государство распалось, и утвердилось это письмо в соседней Болгарии, откуда его и заимствовали сербы, македонцы и восточные славяне.
[7] Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. - Курск, 2001. - С. 126.
[8] Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии 1994 № 1. С. 30.