ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Тема X. КУЛЬТУРА ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Реформация: ее сущность и влияние на культурные процессы западноевропейской цивилизации. Религиозные идеи Мартина Лютера.

2. Государственная система абсолютизма: принципы централизации и регламентации политической и социальной жизни. Развитие капитализма и становление науки Нового времени.

3. Просвещение как культурно-историческая эпоха и идеология. Апология разума и рационализм классического типа.

4. Проблемы теории культуры в философской доктрине Просвещения: идея общественного прогресса и парадигма руссоизма.

5. Наука, медицина и художественная культура XVII–XVIII веков.

 

Литература

Артамонов С.Д. Вольтер и его век. - М., 1980.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избр. произв. - М., 1990.

Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 1999.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. - М., 1980.

Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1983.

История в Энциклопедии Дидро и д’Аламбера. - М., 1978.

Кузнецов В.Н., Мейеровский Б.В., Грязнов А.В. Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1986.

Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М., 1967.

Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избр. произв. - М., 1955.

Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997.

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. - М., 2001.

Просветительское движение в Англии. - М., 1991.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.

Сорокина Т.С. История медицины. В 2-х тт. - М., 1992.

Французское Просвещение и революции. - М., 1989.

Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. - М., 1981.

 

Ф. Бэкон: рождение эмпирической науки.

Р. Декарт: методы теоретического естествознания.

Промышленная революция и ее значение для развития европейской цивилизации.

«Энциклопедия» Д. Дидро и его соратники энциклопедисты.

Идея политической власти в «Левиафане» Т. Гоббса.

Французские материалисты XVIII века о природе человека.

Теория воспитания в романах Ж.-Ж. Руссо.

Великая французская буржуазная революция и ее историко-культурное значение.

 

Рубеж XVI–XVII вв. принято считать началом вступления западноевропейской цивилизации в эпоху Нового времени. В этот период происходит разложение феодального способа производства и переход к новому – капиталистическому, что повлекло за собой изменения в фундаментальных основаниях культуры – политике, идеологии, религии, экономике, философии и науке.

Буржуазия, процесс формирования которой происходил в сложных социально-экономических условиях (борьба с произволом дворянства, отсутствие политических прав и т.п.) нуждалась в духовной опоре со стороны церкви, поскольку складывающаяся система буржуазных ценностей не имела оснований в христианской морали. Однако в католической религиозной парадигме деньги не считались высшим благом, а преуспевание в мирских делах не рассматривалось как богоугодное дело, ведущее к спасению души. Римская церковь, проповедующая аскетизм, не спешила привести христианскую этику в соответствие со стихийно нарождающейся буржуазной моралью. Этот мировоззренческий переворот совершила Реформация(от лат. reformatio – преобразование) – общественно-политическое и религиозное движение, направленное против феодализма и власти католической церкви за возрождение чистоты первоначального христианства и восстановление истинной веры. Ее итогом стало возникновение нового христианского вероучения – протестантизма (от лат. protest – против, несогласный) и образование группы новых церквей, независимых от римской (лютеранской в Германии, кальвинистской в Швейцарии, англиканской в Англии и других т.п.).

Событием, послужившим импульсом к массовому реформационному движению XVI в. стало выступление доктора богословия, профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера с тезисами, направленными против торговли церковными индульгенциями. Лютер подверг сомнению посредническую роль церкви между Богом и человеком, проповедовал спасение верующих посредством их личной веры в искупительную жертву Христа, ввел принцип «всеобщего священства», отвергал латынь в богослужении и монашество, не признавал идею чистилища, называл культовые отправления магией, оставив из всех таинств только причастие и крещение, объявил единственным авторитетом в делах религии Библию, которую перевел на немецкий язык. Идеи Лютера нашли свое продолжение в деятельности лидеров Реформации
Т. Мюнцера, Ж. Кальвина, У. Цвинглера, в значительной степени повлиявших на процесс освобождения формирующихся национальных государств от духовной и политической власти Рима.

Культурно-историческое значение Реформации двойственно: порожденная ею идеология протестантизма была теснейшим образом связана с национальным самоутверждением ряда государств Северной Европы. В результате территория, на которую распространялся диктат папы, была значительно сокращена, а религиозная власть перешла под юрисдикцию государей, что упрочило основы светской культуры. Широкое обсуждение вопросов свободы совести впоследствии стало источником распространения веротерпимости и привело к возникновению новой религиозной этики, явившейся одним из решающих факторов развития капиталистической экономики. Протестантская религия, не отрицающая возможности рационального познания, отвергала схоластику и открывала дорогу научным революциям XVI–XVII вв. В то же время, ближайшие последствия Реформации были трагичны: в христианский мир вошли религиозные войны и конфликты, приведшие к экономическому упадку и духовному кризису. На Западе католическим откликом на протестантизм явилось возглавляемое папством движение Контрреформации, остановившее распространение гуманистических тенденций возрожденческой культуры.

В обстановке духовной реакции католицизма, в религиозных и междуусобных столкновениях формировалась и приобретала общественное признание идея сильного независимого национального государства во главе с абсолютным монархом. К концу XVI – началу XVII столетий в странах Западной Европы в основном завершается процесс складывания наций и образования больших самостоятельных государств. В политической области важнейшим явлением этого периода было оформление государственной системы абсолютизма, обеспечивающей централизацию управления, единство и согласованность деятельности всех органов государственного аппарата; при этом монарх, власть которого считалась богоданной, обладал правом верховной собственности на имущество и жизнь своих подданных. Эволюция сословной монархии в абсолютную имела прогрессивное значение в борьбе с феодальной раздробленностью, а также послужила импульсом к обновлению социальной жизни. В результате образуются национальные и европейский рынки, развиваются товарно-денежные отношения, расцветают торговля и мануфактура, светские элементы начинают преобладать над религиозными, государство ограничивает власть церкви.

Процесс секуляризации особенно благотворно сказался на развитии научного знанияв борьбе со средневековой схоластикой и догматикой зарождается наука Нового времени. В области философии центр внимания перемещается с теологических проблем (познание Бога) на познание человека и природы. Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон обосновал методологию эмпирической науки, опирающуюся на данные опыта и их рациональное объяснение, а в широко известном тезисе «Знание – сила» он определил главную практическую задачу научного познания – достижение господства человека над природой. Гносеологическую проблематику продолжает развивать Рене Декарт, подчиняя знание законам разума и вводя принцип критического сомнения. В «Этике» Б. Спинозы обосновывается философское учение пантеизма, отождествляющее Бога с природой.

Сформированный в этот период классический образ науки главным образом был ориентирован на математику. Математический тип знания являлся нормой знания вообще, поскольку господствовало убеждение, что природа геометризована, а естественные процессы протекают строго определенным образом в рамках математических правил. В медико-биологических исследованиях так же были созданы работы по механике организмов с использованием математических расчетов и моделей. Окончательно математическая парадигма науки сложилась в физике Исаака Ньютона, который в «Математических началах натуральной философии» сформулировал понятия и принципы классической механики, что сыграло огромную роль в разрушении теологических взглядов на природу и создании новой картины мира. Хотя экстраполяция механицизма на все природные и социальные явления привела к идее божественного первотолчка, тем не менее, новая наука утверждала принцип детерминизма, указывающий на закономерности в развитии природы, тем самым выводя ее из подчинения Богу. Важнейшие достижения науки и техники XVII столетия – создание гелиоцентрической космологической теории; изобретение микроскопа, телескопа, барометра; определение Р. Бойлем химического элемента и возрождение атомо-корпускулярной теории; исследования микроорганизмов (А. Левенгук) и их клеточной структуры (Р. Гук); открытие У. Гарвеем системы кровообращения и многие другие. Все они положили начало мировоззренческому перевороту в науке, поставили под сомнение политические, социальные и идеологические основания феодального общества.

Новый взгляд на мир, а также противоречия в общественно-политической жизни эпохи нашли художественное отражение в эстетике классицизма и барокко, представляющих собой две ведущие стилистические системы искусства XVII века. Этот период в истории европейской культуры называют «золотым веком театра», так как жанры драмы и трагедии, воплощающие конфликт личности и общества, признаются наиболее соответствующими духу времени. В основании новой драматургии лежал классицизм как художественный метод и эстетическая теория, исходящий из рационализма и нормативной эстетики Аристотеля («правило трех единств»). Ее основоположники – П. Корнель («Медея», «Гораций», «Эдип»), Ж. Расин («Митридат», «Федра») создают новый тип героя, все действия которого определяются его свободной волей, разумом и чувством долга. Моральные проблемы общества отражены в классицистской комедии (Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»), основными персонажами которой являются представители третьего сословия. В противоположность ясному, уравновешенному и воплощающему возвышенные идеалы искусству классицизма, стиль барокко выражает трагизм мироощущения, для него характерна напряженная динамика действия, стремление к аффекту, патетичность и сила эмоционального высказывания вместо строгого равновесия чувственного и разумного в искусстве классицизма. Барочным произведениям свойственна тенденция к аллегоризму, подчинение всех элементов единому целому (ансамбль), свобода и динамика в композиционном решении. К этому направлению можно отнести музыку А. Вивальди, живопись А. Караваджо, П. Рубенса, А. ван Дейка, скульптуру Дж. Бернини, драматургию и поэзию Тирсо ди Молина, П.А. Кальдерона и др.

К концу XVII века в развитых странах Западной Европы назревает глубокий политический, социально-экономический и духовный кризис феодально-абсолютистского строя, исчерпавшего свои прогрессивные возможности и препятствовавшего развитию капиталистических отношений. Процесс секуляризации был также затруднен, поскольку католическая церковь имела административные и судебные привилегии и к тому же, являясь крупным земельным собственником, своей идеологией поддерживала феодализм.

На основании антифеодальных и антиклерикальных (от лат. clericalis – церковный) тенденций сформировалась культура Просвещения, давшая свое имя XVIII столетию. Просвещение представляет собой историческую эпоху, культурное движение и идеологию, объявляющую разум движущей силой развития общества. Ведущая роль в этом направлении принадлежала философам, поэтому в этот период понятия «философ» и «просветитель» отождествлялись. Выдающиеся просветители: Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Толанд (Англия); Дж. Вико (Италия); Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ш. Монтескье, П. Гольбах (Франция); И. Гердер, И. Кант, Г.Э. Лессинг (Германия);
М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин (Россия).

Идеи Просвещения, сформулированные в первой трети XVIII века под влиянием английской революции 1646 года, социальной философии Т. Гоббса, скептицизма М. Монтеня, Б. Паскаля, Ф. Рабле, а также обусловленные успехами развития науки, имели в Европе огромный общественный резонанс. Несмотря на различия в национальных вариантах Просвещения и некоторые идейные разногласия в среде просветителей, в целом можно говорить о единой концепции Просвещения, для которой характерно утверждение гуманистического идеала человека, провозглашение внесословной ценности личности и определение рационализма как универсального метода познания и мышления.

Свое классическое выражение идеология Просвещения нашла во французской общественной мысли. Огромное значение в формировании просветительства и пропаганде его идей принадлежит «Энциклопедии, или Толковому словарю наук, искусств и ремесел» (1751–1780 гг. издания). В ней обобщались и систематизировались сведения, накопленные человечеством в политической, философской, научной и художественной областях знаний и практики. В издании «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро и написавшим для нее более тысячи статей, принимали участие все виднейшие просветители. Энциклопедисты выступали против абсолютизма и идеологии католической церкви, обличали суеверия и деспотизм, требовали политических прав для третьего сословия, сформулировали принципы буржуазной собственности.

Просветители не ограничились лишь критикой существующего политического строя. Для совершенствования общественных отношений ими была сформулирована идея идеального социума, основанного на гармонии коллективных и личных интересов, всеобщем равенстве и социальной справедливости. Совершенствование социального бытия ставилось в прямую зависимость от образования и воспитания, задача которых должна была заключаться во внедрении в человеческое сознание необходимости действовать согласно требованиям разума, способствовать утверждению общего блага. Система общественного воспитания, разработанная просветителями, исходила из концепции Дж. Локка об опытном происхождении знания и представлений о природном равенстве людей. С идеей воспитания связана теория «просвещенного правления», требующая замены союза монархов и церкви союзом государей и философов, что нашло свое практическое воплощение в тесных контактах «просвещенных монархов» (Фридриха Великого в Германии, Густава III в Швеции, Екатерины II в России и др.) с философами и реформаторской деятельности этих правителей, приведшей к некоторой гуманизации и демократизации общественной жизни.

«Суеверие и деспотизм делают землю несчастной», – утверждали просветители, объясняя пороки современного им общества укоренившимся в сознании народа невежеством, и вступали в борьбу с церковной идеологией. При этом просветительский идеал культуры не исключал религию из социальной жизни, но лишал ее главенствующей роли. Отношение к религиозной вере принимало в просветительстве различные формы. Во-первых, деизма (учение, признающее Бога творцом Вселенной, но отрицающее его участие в жизни людей), во-вторых, атеизма(материалистическое мировоззрение, отвергающее религиозные представления вообще); либо, наконец, сводилось к противопоставлению ортодоксальной религиозности «разумной религии», основанной на понятиях Бога, души и добродетели и имеющей лишь нравственную ценность, но не претендующую на познание истины.

В XVIII столетии возрождается космополитизм, широко распространяется близкое просветительству движение масонства. Это учение, основанное на филантропии в сочетании с принципами общественного воспитания, проповедовало всеобщий гуманизм и в идее «самостроения человека» поставило проблему личной ответственности индивида за свои поступки.

Просветителям как идеологам буржуазии было свойственно оптимистическое мировосприятие – путь развития человечества представлялся им как безграничное и бесконечное совершенствование личности и социума, неуклонное движение к лучшему будущему. Эта позиция нашла свое воплощение в теории общественного прогресса, сформулированной в трудах Ж.А. Кондорсе, Вольтера и Тюрго. Эта доктрина отрицает теологическое понимание истории как божественного промысла и рассматривает ее как естественный процесс: человеческое общество эволюционирует от низшей ступени к высшей, от варварства к цивилизации, а движущей силой культурного развития является разум. Теория линейной прогрессии отражала принципиально новый взгляд на представление о времени в человеческой истории. Ментальность древнего и средневекового человека в качестве временного ориентира имела прошлое – считалось, что «золотой век» остался позади и люди испытывали ностальгию по утраченному, будущее вызывало в общественной психологии лишь чувство страха и опасности перед новым и неизведанным. Напротив, идеология просветителей оптимистична как в гносеологическом плане (вера в безграничные возможности интеллекта), так и по отношению к будущему, с которым связывались надежды на улучшение и неизбежный прогресс.

Не противоречит этой популярной теории и концепция «вечной идеальной истории» итальянского просветителя Дж. Вико, продолжающая идущую от античности идею космического и общественного круговорота. В работе «Основания новой науки об общей природе наций» Вико утверждает, что все народы в своем развитии проходят через три эпохи: божественную (Время Богов), героическую (Время Героев) и человеческую (Время людей), причем история общества ведет свой отсчет от библейского Потопа. Эволюционное развитие человечества по Вико представляет собой циклический процесс (круговорот) – мировая история едина, что подтверждается повторяемостью исторических событий. В каждом историческом цикле за прогрессом следует регресс, стадия медленного упадка сменяется мгновенным восстановлением. В этой пульсации исторических эпох-циклов роль человека пассивна. Концепция Вико подчеркивает относительный характер прогрессивной стадии в развитии общества.

С критикой идеи культурного прогресса выступил Ж.-Ж. Руссо, считавший последствия развития цивилизации катастрофическими для общества и личности. В качестве альтернативы развращенному культурой «историческому человеку», существование которого основано на неравенстве во всех сферах его жизнедеятельности, Руссо предложил концепцию «естественного человека» или «благородного дикаря», живущего в гармонии с природой, обществом и самим собой. По мнению философа, человек от рождения наделен инстинктами самосохранения и сострадания, люди в «естественном состоянии» не знают зла, им не присущ инстинкт социальности, чем и объясняется отсутствие частной собственности. С ее появлением в жизнь общества входит неравенство, а для ее охраны на основе договора собственников между собой учреждается государство, юридически закрепляющее господство сильных над слабыми. Поскольку имеющуюся собственность уже нельзя уничтожить, Руссо предлагает ее перераспределить на равных основаниях (так называемый эгалитаризм). Преодоление разрушительного влияния цивилизации на человека и обретение им гармоничного существования может быть достигнуто особой системой воспитания, основанной не на разуме, а на чувстве («разум может ошибаться, чувство – никогда», – говорил философ). Ее изложению посвящены романы Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», в которых изображена личность, живущая в единении с природой и тем самым побеждающая свои моральные несовершенства. Французский философ был одним из основоположником нового направления в искусстве - сентиментализма, для которого характерен интерес к душевным переживаниям человека, культ чувств и естественности. Идеи Руссо оказали огромное влияние на современников, они легли в основу мироощущения Романтизма; антитезу культура - цивилизация можно найти в творчестве Л.Н. Толстого, философской культурологии Ф. Шиллера, Ф. Ницше и З. Фрейда и др.

К руссоистской критике культурного прогресса присоединился И.Г. Гердер. В своем историософском труде «Идеи к философии истории человечества» он обосновал необходимость исторического рассмотрения культуры как органично протекающего процесса и подчеркивал неповторимое своеобразие и ценность каждой культурно-исторической эпохи. Гердер реабилитировал Средневековье и отрицал традиционное для просветителей разделение народов на цивилизованные и варварские, а важнейшим источником культурной самобытности он считал религию.

В XVIII веке центральное положение в философском знании занимает проблема человека, формируется новая наука – философская антропология(учение о сущности человека в его отношении к миру). В ней отрицается представление о человеке как о результате божественного творения и утверждается идея естественного происхождения людей в процессе саморазвития природы. Хотя естественные науки не располагали еще достаточными фактами, позволяющими решить проблему антропогенеза, просветители выделяли в ней не только биологические, но и социально-культурные факторы, считая последние определяющими.

Проблемам культурной антропологии посвящена работа основоположника классической немецкой философии И. Канта «Предполагаемые начала истории человечества» в которой он рассматривает идею естественной истории человеческих рас. Первый период в развитии общества Кант называет «состоянием дикости», характеризующимся неразвитостью культуры и невежеством. «Неопытный человек» руководствуется инстинктами и живет в гармонии с природой и другими людьми – это «эпоха покоя и мира». Пробуждение разума выводит человека из дикости, освобождает от власти природы и с этого момента поведение индивида определяется интеллектом. Хотя Кант разделяет идею Руссо о противоречии между культурой и природой, цивилизацией и «естественным состоянием», он не склонен считать начало истории «золотым веком», поскольку именно противоречивость исторического процесса является необходимым условием совершенствования человечества.

В системе философского знания возникает еще одна самостоятельная дисциплина – в 1750 г. А. Баумгартен формулирует предмет эстетикикак науки о чувственном познании и философской теории прекрасного. Просветительская мысль отличалась особым вниманием к эстетической проблематике, поскольку идеал совершенного человека подразумевал его воспитание средствами как науки, так и искусства (Вольтер называл искусство средством обучения добродетелям). Многие из деятелей Просвещения были не только философами, но и писателями и излагали свои идеи в художественной форме – так возникла «философская проза» Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других, пользовались популярностью такие новые жанры, как философский диалог и философская повесть. Основные направления в искусстве XVIII века:

· просветительский классицизм – исходит из признания существования объективных законов художественного творчества, в связи с чем отрицаются стихийное вдохновение и поэтические вольности; основные жанры – трагедия, ода;

· просветительский реализм – его главным объектом является современность; основной жанр – роман как эпопея частной жизни;

· сентиментализм – романы Ж.-Ж. Руссо, творчество художников
Ж.Б. Греза, Ж.О. Фрагонара и др.; ведущая тематика – показ душевных переживаний при столкновении личности и общества.

Историческое значение Просвещения заключается в апологии человеческого разума, в безграничной вере в его возможности познания и преобразования действительности. Объявляя феодализм варварством, просветители выдвинули идею цивилизованного общества, основанного на принципах свободы и справедливости. Причем преобразование социального бытия должно было осуществляться, по их убеждению, не путем насилия, а посредством интеллектуального и нравственного совершенствования личности и общества на основе воспитания и образования. Социальные просветительские идеалы демократии и гражданственности подготовили Великую французскую буржуазную революцию (1789–1794 гг.), в результате которой был уничтожен феодально-абсолютистский строй и утверждены капиталистические отношения. Хотя революционный террор и последовавший за ним не менее «кровавый термидор», прочие социальные потрясения заставили подвергнуть серьезному сомнению оптимистический взгляд просветителей на прогрессивное развитие человеческой истории, показали иллюзорность надежд, возлагаемых ими на интеллект. Всё же, проникнутые духом гуманизма идеи мыслителей XVIII столетия вряд ли утратили свою значимость и два века спустя, напоминая о возможности разумного, а не насильственного разрешения социальных конфликтов, о неразрывном единстве политики, науки и морали.