ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Тема VIII. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Генезис западноевропейской цивилизации. Культурное наследие Средних веков и его оценка в последующие исторические эпохи.
2. Основные принципы средневековой культуры: теоцентризм, иерархизм, символизм, регламентация жизни.
3. Возникновение христианской религии. Христианская этика, культ и обрядность.
4. Библия как Священное Писание христиан и памятник культуры: происхождение, структура и характеристика основных разделов книги.
5. Искусство, образование, наука и медицина в средневековый период.
Литература
Библия: Книги Священного Ветхого и Нового завета: Канонические. - М., 1989.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.
Большой путеводитель по Библии. - М., 1993.
Гече Г. Библейские истории. - М., 1983.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М., 1989.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья. - М., 1988.
Донини А. У истоков христианства. - М., 1989.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. - Киев, 1995.
Культура и искусство средневекового города. - М., 1984.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
Мень А. Сын человеческий. - М.,1991.
Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. - М., 1996.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. - М., 1987.
Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 1990.
Сорокина Т.С. История медицины. В 2-х тт. - М., 1992.
Тальберг Н. История христианской церкви. - СПб., 1991.
Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. - М., 1986.
Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995.
Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994.
Элита и этнос Средневековья. - М., 1995.
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI–XIII вв. - М., 1978.
Церковь как интегрирующий центр феодальной культуры.
Культ и культура в эпоху Средневековья.
Христианская этика и общечеловеческие нормы нравственности.
Ватикан как музей художественной культуры.
Католический собор: модель христианского мира.
Живописцы, музыканты и поэты Средневековья.
Городская культура Средних веков.
Инквизиция против свободомыслящих еретиков.
Крестовые походы на Восток: встреча культур.
Церковные ордена, их специализация и деятельность.
Рыцарская культура в средневековой Европе.
Возникновение университетов, их устройство и нравы.
Медицина в средневековом обществе.
«Салернский кодекс здоровья» и его современная оценка.
Алхимия и астрология – средневековые предшественницы естествознания.
Парацельс и открытие химических лекарств.
Историографический термин «Средние века» был введен в научный обиход итальянскими гуманистами для обозначения эпохи, отделявшей их время (Ренессанс) от античности. Позднее сформировалась отрасль исторической науки, изучающая средневековый период в развитии общества – медиевистика. В понятие «Средневековье» в разные периоды вкладывалось различное ценностное содержание. Так, сложившаяся у гуманистов и просветителей негативная оценка этой эпохи как варварской прочно укоренилась и до сих пор распространена на уровне обыденного сознания. Противоположная точка зрения, возникшая в культурфилософии Романтизма, представляет собой идеализацию Средневековья, придание ему статуса эпохи высокой духовности. Явная односторонность, присущая обеим тенденциям в оценке этого периода, привела к необходимости культурной реабилитации средневековой европейской цивилизации, формированию представления о ней как уникальном и целостном культурном феномене.
Как провести хронологические границы Средневековья, до сих пор является дискуссионной проблемой. Одна из наиболее распространенных точек зрения: начало эпохи датируется 476 годом (падение Западной Римской империи), а ее завершение – концом XVI столетия, периодом буржуазных революций в Европе. Внутренняя периодизация эпохи на раннее Средневековье (V–IX вв.) и позднее (XIV–XVI вв.) также достаточно условна, поскольку культурное развитие Западной и Восточной Европы происходило не синхронно. Если Запад до IX века переживал глубокий духовный кризис, то для Византии, развивающей традиции греко-римского мира, в это же время отмечается расцвет всех сторон культурного бытия. А затем падение Константинополя
(1453 г.) хронологически совпадает с западноевропейским Ренессансом.
Истоки Средневековья кроются в культурных традициях античности, варварских вождеств и королевств, а также восточного деспотизма. Сложный эволюционный процесс становления средневековой культуры шел от разрушения традиций античности и «темных веков» Великого переселения народов (V–VIII вв.) через ряд попыток реанимации элементов классики (Каролингское возрождение IX в., Оттоновское возрождение X в.) к расцвету средневековой культуры (XI–XIII вв. – период готики, схоластики) и, наконец, установлению цивилизации нового типа – Новоевропейской.
Культурное и социально-политическое содержание Средневековья определяет феодализм(от лат. feodum – земельный надел, поместье). Экономическую основу феодальных отношений составляет натуральное хозяйство и феодальная форма собственности – личная и поземельная зависимость крестьян от феодалов. Основными формами социальной организации в период раннего средневековья являлись феодальный замок, поместье, а также монастырь. К XI в. центр общественной жизни перемещается в город, складывается городская форма собственности, основанная на торговле, ремесленном труде новых социальных слоев – горожан, возникает городская культура.
Обществосредневековой Европы разделялось на три сословия. Основанием иерархической лестницы служило так называемое «третье сословие», в которое входили крестьяне, ремесленники, торговцы и низшее духовенство. Выше по своим правам и богатствам располагались привилегированные сословия – дворянство и высшее духовенство (руководство католической церкви). Объединяющим началом для феодального дворянства служило владение землей и происхождение от знатных предков. Иерархи церкви также принадлежали к феодалам. Сословное деление общества на «молящихся, воюющих и работающих» воспринималось как богоданное. Каждое сословие представляло собой замкнутую социальную группу со своей моралью, образом жизни, традициями. Переход из низшего сословия в высшие был практически невозможен, поскольку определялся случайностью рождения. Общественная и личная жизнь подчинялись принципу строгой регламентации. Место в социальной иерархии и образ жизни индивида, вплоть до покроя и цвета одежды, не могли избираться произвольно, а были узаконены сословной принадлежностью.С одной стороны, это лишало человека свободы проявления своей индивидуальности, с другой – давало ощущение социальной и психологической защищенности, создавало чувство уверенности в завтрашнем дне.
Менталитет и повседневная жизнь средневекового человека были неразрывно связаны с символическими актами. Символ (от греч. symballo – соединяю) – это условный знак; образ, имеющий двойной смысл, – явный для знающих и скрытый для непосвященных. Средневековое сознание интерпретировало все феномены бытия в буквальном и в мистическом значениях. Существовала сложная система религиозной символики (так, голубь символизировал Святого Духа, агнец – мученичество Христа, белый цвет считался символом непорочности).
Неизменность, стабильность жизненного уклада средневекового общества в конечном счете обусловливалась религиозными представлениями эпохи. Христианская религия, названная так по имени ее основателя Иисуса Христа, возникла в I в. н.э. на территории Римской империи, синтезировав элементы иудаизма (первоначальное христианство представляло собой реформированный иудаизм), восточных религиозных культов и некоторых философских идей поздней античности. В IV в. христианство утвердилось как официальная религия в Римской империи, а к X в. процесс христианизации Западной Европы был практически завершен.
В основе христианского вероучения лежит монотеизм – признание единственности Бога, находящегося вне времени и пространства. Христианская этика определяет смыслом жизни человека служение Богу и стремление к спасению души. Нравственные начала иудео-христианской культурной традиции изложены в Декалоге (десяти заповедях) из первой части Библии – Ветхого завета. Иисус Христос развил эти идеи в гуманистическом направлении, поднял моральную планку праведного поведения до высочайшего уровня нравственных идеалов – любви к ближнему, прощения врагов, активной помощи людям без расчета на ответные услуги с их стороны. «Какой мерою мерите, – провозгласил Иисус в своей Нагорной проповеди апостолам, – такой и вам отмерится!» Это и похожие изречения основоположника христианства представляют собой оригинальные формулировки так называемого «золотого правила нравственности». Важнейшие постулаты веры сводятся к проповеди смирения, всепрощения и терпения. Христианство учит о свободной воле человека и загробном воздаянии за праведную жизнь и, напротив, наказании за неправедную. Христианский дуализм состоит в разграничении мира небесного и земного, души и человеческого тела, чем нарушается свойственное античности гармоническое представление о едином универсуме и человеке как его части. Христианство же связывает исчезновение царящей некогда гармонии («Эдем») с первородным грехом, а ее восстановление – с искупительной жертвой Христа.
Религия христиан имеет свой культи обрядность, важное место в которых принадлежит таинствам – особым культовым действиям, способствующим нисхождению благодати на верующего. Лионским собором XIII века утверждены семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия (причащение), брак, священство, соборование умирающего.
Догматы христианского вероучения изложены в Библии (множественное число от греч. biblion – книга) – Священном Писании иудаизма (отчасти) и христианства. Библия состоит из двух частей: 1) книг Ветхого Завета, почитаемых священными и в иудаизме, и христианстве; 2) книг Нового Завета, излагающих основы собственно христианской веры. Ветхий Завет создавался в период с XII по II вв. до н.э. Новый – в первые века н.э. Отбор текстов в Священное Писание прошел процесс канонизации (от греч. kanon – правило, образец) – утверждения на церковных соборах (международных съездах иерархов христианских церквей). Канонические книги имеют догматический характер и признаются безусловной истиной. В состав канонической Библии не входят апокрифы (от греч. apokryphos – тайный) – произведения с библейскими сюжетами, авторство которых недостоверно и поэтому было отвергнуто церковными соборами. Многие апокрифы (например, «Протоевангелие Иакова Младшего», рассказывающее о родителях Девы Марии, «Книга Иосифа–плотника» и другие) церковь считает душеполезными, но не признает их богодухновенными.
В христианской религии Библия почитается как произведение, написанное людьми под непосредственным влиянием Святого Духа и потому содержащее абсолютные истины. Библия имеет ряд переводов: Септуагинта – перевод иудейской Библии на греческий язык в III в. до н.э., Вульгата – латинский перевод Иеронима Блаженного, относящийся к V в.; славянский мир обязан своему знакомству (в IX. в.) с текстами Священного Писания благодаря переводу византийских монахов-просветителей братьев Кирилла и Мефодия; в X в. разработанный ими алфавит был заимствован на Руси, а с ним и первые переводные произведения библейского цикла; с XVI в. Библия начинает переводиться на остальные языки европейских стран. Первоначально книги Библии не имели текстуального членения, в XIII в. текст разделяется на главы, в XIV в. – эти главы на отдельные стихи; к XVI столетию эта редакция стала общепринятой.
Книги, составляющие Библию, условно типологизируются на законоположительные (Пятикнижие Моисея), исторические (повествующие об истории иудейского народа), учительные (содержащие учение о благочестии) и пророческие. Структуру Нового Завета образуют Евангелия (благоповествования) от Марка, Луки, Матфея и Иоанна, Деяния и Послания апостолов; завершает Библию апокалиптическое Откровение Иоанна Богослова, содержащее эсхатологическую концепцию христианства (греч. eschaton - последний, предельное) – учение о конце мировой истории. Для истолкования и разъяснения верующим смысла библейских текстов понадобилась специальная богословская дисциплина – экзегетика, одновременно являющаяся способом мышления, трактующим уже наличное знание – Откровение.
В качестве посредника между Богом и человеком в христианстве выступает церковь, возникшая на основе раннехристианской общины и эволюционировавшая от апостольской до епископской во главе с папой (римская католическая церковь) или патриархом (греко-православная церковь). Догматы и организацию этого религиозного института формировали так называемые отцы Церкви: святые Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иероним, Григорий Великий и другие в католичестве; Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов в православии. Они заложили основы теологии (богословия), защищали христианскую веру от ересей, разработали основные принципы взаимоотношений церкви и светской власти. Жизнь, деятельность и труды отцов Церкви изучает специальная богословская наука патристика (от лат. pater – отец). Для рассмотрения духовных вопросов и разрешения споров, касающихся важнейших религиозных догматов, церковь, начиная с IV в., созывает Вселенские соборы, при этом православное богословие признает их в количестве семи, а католики считают Вселенскими еще тринадцать. Это разногласие между конфессиями связано со Схизмой – церковным расколом, произошедшим в 1054 г. вследствие внесения римскими священнослужителями дополнения в Никео-Константинопольский символ веры – так называемое «филиокве», согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (от лат. filioque – «и от сына»). В результате между восточным и западным христианством установились догматические, обрядовые и канонические расхождения.
Христианская церковь на Западе складывалась в сложнейших социально-политических условиях. Во-первых, в борьбе с внутренними ересями – теми или иными искажениями церковных догматов (для их окончательного искоренения в XIII в. был создан особый церковный суд – инквизиция) и сектами – теми группами вероотступников, которые не считались христианами вообще. Во-вторых, западно-римская церковь изначально соперничала с властью королей и императоров, постепенно устанавливая духовную и претендуя на политическую гегемонию в христианском мире.
В период формирования западной цивилизации церковь выполняла важнейшую миссию – она способствовала культурному и отчасти политическому объединению Европы, противополагая раздробленности и нестабильности складывающихся государственных структур свою централизованную иерархию со строгой дисциплиной и законами. Являясь крупнейшим феодалом, церковь внесла значительный вклад в подъем христианского мира, стимулировала экономическое развитие средневекового общества, оказывала определяющее воздействие на становление духовно-нравственных ценностей европейской цивилизации, влияя на формирование единого культурного пространства Запада. Вместе с тем, руководители Ватикана внесли собственную лепту в разжигание межнациональных конфликтов (феодальные войны в Европе, крестовые походы на Восток), преследование передовой философии и науки (инквизиция).
Церковные институты способствовали распространению письменности и грамотности и до XII века церкви принадлежала монополия на образование. Средневековая система образования представляла собой комплекс под названием «семь свободных искусств» (septem artes liberales), который состоял из тривиума («три пути знания»), в который входили грамматика, риторика, диалектика и квадривиума («четыре пути знания»), включавшего в себя геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Именно церковь являлась восприемницей античного наследия, хотя ее отношение к классическим традициям было двойственным: с одной стороны, существовала тенденция сохранения и приспособления всего лучшего, что создал греко-римский мир, к нуждам христианства, в связи с чем теологи адаптировали античные тексты для средневекового сознания, объявили латынь языком церковной литургии и образования; с другой – страх перед язычеством и его культурой препятствовал ее усвоению и в нередких случаях приводил к уничтожению культурных памятников прошлого – в этом смысле показательна судьба Александрийской библиотеки, сожженной христианами.
Традиция хранения и переписывания древних рукописей сложилась в монастырях, распространявших христианские духовные ценности среди неграмотного населения. Монашеское движение, проповедующее удаление от мира, возникло в III в. в Египте как реакция на утрату чистоты первоначального христианства и «обмирщение» церкви; его основоположником считается Антоний Великий. Сложились две основные формы обустройства монашеской жизни: лавра, где монахи жили уединенно и собирались вместе только для воскресных и праздничных богослужений; и киновия, представляющая собой монастырь, устав которого требовал совместного участия в богослужениях, молитвах и труде, размещение по кельям общежития. Монашеская аскеза требовала полного отказа от всех мирских благ и представляла собой путь к достижению христианского идеала святости.
В раннем Средневековье в монастырях существовали наиболее благоприятные условия для развития образования и письменности, но уже к XII веку в связи с ростом городов возникают новые центры культурной жизни – университеты(Оксфордский, Кембриджский, Парижский; Болонская юридическая школа), представляющие собой уникальное явление в мировой практике. Университетская наука складывалась на основе теоцентризма – признания Бога-творца и вседержителя основой природного и общественного миров. Догматизм средневекового мышления определяла схоластика – «школьная», т.е. университетская философия. Ее главный принцип – непротиворечивость между истинами Откровения и истинами науки - был сформулирован выдающимся мыслителем католицизма Фомой Аквинским. Разум объявлялся слугой веры, потому религиозные догматы считались принципиально доказуемыми и схоластическая философия концентрировалась на поиске рациональных аргументов бытия Бога.
Схоластика определила и развитие средневековой медициныЗапада, которая под ее влиянием приобрела догматический характер, лишившись, по сути, признаков научности. Источник болезней вновь стали усматривать в сфере сверхъестественного, а за исцелением обращаться к Богу – наиболее действенными лечебными средствами считались посты, молитвы и контакты с предметами культа. Главными авторитетами в медицинском знании выступали Аристотель, Гален и Авиценна, причем их сочинения прошли церковную цензуру. В среде медиков была принята своеобразная специализация, разделяющая их на терапевтов, которых готовили в университетах; и хирургов, чьи функции первоначально выполняли цирюльники, поскольку хирургия долгое время считалась ремеслом.
Особое место среди медицинских центров Западной Европы занимала Салернскаяшкола, продолжившая традиции античного искусства врачевания и потому названная «гиппократовой общиной». «Салернский кодекс здоровья» рекомендовал здоровый образ жизни как основное средство для предотвращения многих болезней. В средневековой Испании в IX в. появляются аптеки как самостоятельные учреждения и уже к XV в. они распространяются повсеместно. При монастырях, а затем в городах открываются больницы. Но в целом католическая церковь скорее препятствовала развитию медицины как науки, исключив из нее опыт и наблюдение и практически сведя ее к комментариям авторитетных в христианском мире книг.
Средневековая историсофия также развивалась в рамках теологии: священная история начинается с акта творения, естественная – с сотворения неба и земли, а человеческая ведет свое начало от Адама. В этот период впервые разрабатываются схемы периодизации мировой истории. Церковный историк Евсевий разделил ее на четыре последовательно сменяющие друг друга монархии: ассиро-вавилонскую, греко-македонскую, мидо-персидскую и римскую. В отличие от античности, где для восприятия истории была характерна цикличность, повторяемость, христианство вводит представление о линейном времени. Идею всемирно-исторического процесса формулирует Августин в трактате «О граде Божьем», выделив в ней шесть эпох, соответствующих шести возрастам человека, начиная от изгнания из рая и заканчивая Страшным судом. В основе средневековой философии истории лежит провиденциализм, ставящий ход исторических событий в прямую зависимость от воли божественного провидения.
Средневековье предполагало одновременное существование разных типов культуры (церковной, светской, городской и народной). Однако в реальной практике их противопоставления не наблюдалось, так как многослойная средневековая цивилизация представляла собой целостную систему, основанную не на противоречии входящих в нее компонентов, а на их взаимопроникновении.
Эстетическое сознание эпохи Средневековья и ее художественная культура формировались под воздействием церковного канона. Он складывался в Византии в борьбе между иконоборцами, считающими всякие попытки создать изображение Бога идолопоклонничеством, и иконопочитателями, во главе которых стоял Иоанн Дамаскин, систематизатор христианского вероучения. Этот раннехристианский мыслитель говорил: «Я дерзаю делать изображение Бога невидимого не так, как Он существует, в невидимости, но как Он открывается нам». Благодаря победе иконопочитателей на Вселенском соборе 787 г. в Европе возникло искусство иконописи. Для верующего христианина икона представляет собой комплекс символов христианской веры, наглядное изображение кульминационных моментов истории этой религии и церкви, собрание нравоучений для праведной жизни.
В области архитектуры последовательно сменившие друг друга романский стиль и готика внесли ценнейший вклад в мировую культуру.
В целом, Средневековье представляет собой уникальный культурно-исторический тип, являющийся следующей после античности ступенью развития западноевропейской цивилизации. Восприняв многие традиции греко-римской классики, средневековая христианская культура в то же время отрицала их, отказавшись от признания за человеческим разумом способности к познанию и преобразованию действительности. Эпоха Средневековья оставила богатейшее культурное наследие, заложила фундамент западноевропейской цивилизации, положила начало великим географическим открытиям, книгопечатанию. Однако религиозные верования, нередко доходящие до фанатизма, учреждение инквизиции и организация крестовых походов – источник конфронтации христианского и мусульманского миров, догматизм и авторитаризм мышления, препятствующие развитию науки и прогрессу человечества, послужили основанием для критической оценки этого сложного и противоречивого исторического периода развития европейской культуры.