Латинская античность
Завершающим этапам развития античности стала римская цивилизация, в процессе своей эволюции испытавшая на себе воздействие культурных достижений этрусков и народов, проживающих на многочисленных завоеванных территориях, но определяющим было влияние греков. Термином «античный» принято называть культуру Древней Греции и Рима, однако ряд исследователей обозначают этим понятием лишь греческую цивилизацию, отрицая самобытность римской культуры и называя римлян эпигонами греков. Действительно, Рим усваивал, интерпретировал, а нередко просто заимствовал и копировал эллинские культурные традиции – даже римский пантеон сформировался за счет отождествления местных богов с греческими (Зевс-Юпитер, Гера-Юнона, Афродита-Венера и т.д.). Вместе с тем, латинская культура все же имела свою специфику, а оставленное ею культурное наследие оказало значительное влияние на развитие европейской цивилизации, особенно на ее политическую и правовую культуру.
Социально-политическое развитиеДревнего Рима совпадает с основными этапами эволюции Древней Греции (родовая община – республика – империя). Древний Рим возник в VIII в. до н.э., по преданию, его основал потомок троянского героя Энея Ромул. Основой раннего римского общества был род, совместно владеющий собственностью; совокупность родов составляла общину, возглавляемую царем, который избирался на народном собрании и правил совместно с советом старейшин (сенатом). К V в. до н.э. правление царей сменилось рабовладельческой республикой, политическая жизнь которой определялась борьбой патрициев (родовой аристократии) и плебеев (простого народа, не имеющего политических прав). Формы народного представительства в Древнем Риме: высший законодательный орган республики – народное собрание; постоянно действующий государственный орган – сенат; два высших должностных лица в республике – консулы, избираемые сроком на один год, а при исключительных обстоятельствах один из консулов назначался диктатором (должностное лицо с чрезвычайными полномочиями). В результате политической борьбы в государственные институты проникают демократические элементы: учреждается плебисцит (референдум плебеев), вводится должность народного трибуна с правом вето и т.п. Однако римская республика по существу оставалась аристократической, ведущая роль в социальной жизни принадлежала нобилитету (патрицианско-плебейской знати).
Римская идеология, основанная на идее патриотизма и представлении о богоизбранности римского народа, определила систему духовно-нравственных ценностей, воплотившихся в общественном идеале человека,для которого характерны верность долгу, служение государству, военная доблесть, богатство, красноречие (искусство владения словом ценилось особенно высоко, поскольку обеспечивало успешное участие в политической борьбе, поэтому важнейшим предметом в образовании считалась риторика). Идея коллективистской миссии римского народа разрабатывалась в политико-правовых учениях, доказывающих превосходство Рима, его государственного устройства и идеологии над другими народами (одной из попыток обоснования идеи римского мирового господства стала «История» Полибия). Особая роль в республиканском Риме принадлежала праву: долг гражданина заключался в беспрекословном подчинении закону, который, в свою очередь, защищал свободу и интересы человека в соответствии с его социальным статусом. На основе Закона 12 таблиц (контроль общины над частным имуществом) сложилось Римское право, затем формулируется гражданское право и право народов (регуляция правовых отношений между гражданами Рима и иностранцами); в III в. до н.э. возникает юриспруденция (правоведение).
К I в. до н.э. в результате установления военной диктатуры и узурпации власти Цезарем республиканская форма правления заменяется имперской. Общественный строй ранней римской империи – принципат (от лат. «первый») представлял собой концентрацию высших государственных должностей у императора при сохранении сената и народного собрания. В этот период республиканские идеалы сменились преклонением перед императорами и обожествлением их, большое распространение получил космополитизм, а утрата коллективной цели и демократических свобод привела к осознанию бессмысленности существования и общему падению нравов. Превращение свободного римского гражданина в подданного императора нашло свое отражение в наиболее популярной в то время философской доктрине – стоицизме. Римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий разрабатывали проблемы практической морали, проповедовали подавление аффектов и преодоление страха как средства обретения внутренней свободы человека и тем самым выступали против тирании. В целом же философия все более сближается с религией, мистикой, в римском обществе возрастает интерес к астрологии и магии. Вместе с тем, годы правления первого римского императора Октавиана Августа (30 г. до н.э.–14 г. н.э.) были наиболее благоприятны для Рима и его культуры, на них приходится «золотой век» латинской поэзии, связанный с творчеством Горация, Овидия, Вергилия.
К II в. до н.э. складывается единая эллинистическо-римская культура, синтезировавшая элементы культур завоеванных Римом территорий. Распространяется христианство, возникшее в начале новой эры в Иудее, однако римская знать препятствовала проникновению новой религии в империю. Особенно жестоко преследовал христиан император Диоклетиан, при котором принципат сменился доминатом – неограниченной монархией по типу восточных деспотий. Период поздней Римской империи (284-476 гг.) характеризуется общим кризисом рабовладельческого строя (восстания рабов, упадок городов и торговли), зарождением элементов феодализма (превращение рабов в колонов), набегами варваров и последующей вынужденной варваризацией армии, усилением внутренней нестабильности из-за острой борьбы за политическую власть. Император Константин перенес столицу в Византий (Константинополь), а в 395 г. империя распалась на Западную (латиноязычную) и Восточную (грекоязычную) части.
Искусство Древнего Рима сформировалось на основе взаимодействия художественных компонентов различных культур (этрусской, греческой, восточной). В республиканский период искусство в основном обслуживало официальную идеологию и развитие получили те его виды, которые имели практическое значение, главным образом, архитектура. В эпоху императорского Рима преобладает монументальный стиль. Скульптура, храмы и общественные здания отличались грандиозностью и помпезностью, воплощая идею величия императора и римского государства (форумы Цезаря и Августа, Колизей, Триумфальная арка Тита, Пантеон, термы Каракаллы). Римская литература представлена многообразными жанрами: это комедии Плавта и проза Катона, исторические мемуары («Записки» Цезаря), жизнеописания (Плутарх), философская поэма (Тит Лукреция Кар «О природе вещей»), сатира (Апулей, Луцилий), историография («История Рима от основания города» Тита Ливия, «Анналы» Тацита), образцы политического и судебного красноречия (Тиберий Гракх, Цицерон), эпиграммы (Марциал), лирика (Катулл, Проперций, Тибул).
Среди ученых эллинистическо-римского периода особую известность приобрели Клавдий Птолемей, в работе которого «Великое построение» получила теоретическое оформление геоцентрическая картина мира и «римский Гиппократ» – Гален, автор несколько сотен трактатов по медицине. Его труд «О частях человеческого тела» дает первое анатомо-физиологическое описание организма, изучение функций которого Гален проводил с помощью вивисекции. Авторитет Галена в теории и практике врачевания был непререкаем в течение столетий.
Историческое значение античной культуры в первую очередь определяется ее влиянием на становление западноевропейской цивилизации, большинство достижений которой в своих истоках восходят к римской и особенно греческой древности. Значительное воздействие античность оказала и на культуры исламского мира, а через Византию к ее традициям приобщилась Древняя Русь. Для античного мира характерен особый динамизм социокультурных модификаций – возникают и сменяют друг друга различные формы государственного устройства, вырабатываются понятия о правах и свободах граждан, формируются и активно действуют разнообразные государственно-правовые институты. Уникальность античной культуры заключается в особом гармоничном мироощущении эллинов и римлян, соизмеряющих мироздание с целями и интересами человека. В этом смысле культуру античности можно считать гуманистической, хотя этот гуманизм носил ограниченный характер, поскольку не распространялся на иноземцев, рабов и женщин. По заключению Б. Рассела, это была цивилизация, приносившая удовольствие одним лишь свободным и родившимся мужчинами.