ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Занятие 2. Культура эпохи эллинизма и латинской античности

1. Возникновение эллинистической цивилизации, ее особенности. Космополитизм – идеология эллинистического мира.

2. Проблема смысла жизни, счастья и свободы в философской мысли эллинизма. Наука и медицина эллинистической эпохи.

3. Полисные основы римской культуры: социальная стратификация в республиканском и императорском Риме.

4. Древнеримская риторика и философия, римское право, наука и медицина. Художественная жизнь в Древнем Риме.

 

Литература

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов-на-Дону, 1997.

Древние цивилизации. - М., 1989.

Дройзен И. История эллинизма. - М., 1988.

Жизнеописания знаменитых греков и римлян. - М., 1988.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.

Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989.

Словарь античности. - М., 1989.

Федорова Е. Императорский Рим в лицах. - М., 1992.

Эллинизм: экономика, политика, культура. - М., 1990.

 

Античная социальная утопия и историография.

Общественный идеал человека в Древнем Риме.

Римское право как прототип общественной справедливости.

Римский портрет – скульптурная психология.

Аскесис и автаркия в учении киников.

Гностицизм о культуре души.

Проблема смысла жизни и свободы личности в стоицизме.

Империя Александра Македонского: встреча культур Запада и Востока.

Аристотель и вклад в культурологию.

Александрийская библиотека и ее судьба.

Семь чудес Древнего мира – шедевры античной культуры.

Христианство в Римской империи и его отношение к культуре.

Медицинская школа в Александрии.

«Римский Гиппократ» Гален и его вклад в медицину.

 

Эллинистическая культура

К IV в. до н.э. в результате поражения Афин в Пелопоннесской войне, падения демократии и установления олигархии (от греч. oligarchia – власть немногих) начинается кризис античного полиса и завершается период древнегреческой классики. Ведущая роль в античном мире переходит к Спарте, а затем к Македонии. С завоевательных походов Александра Македонского и образования им огромной державы ведет отсчет период эллинизма (338 г.
до н.э. – 330 г. до н.э).

Термин «эллинизм» ввел в XIX в. немецкий историк И.Г. Дройзен для обозначения нового типа цивилизации, возникшей на оккупированных Македонией территориях. Эллинистическая культура формировалась на основе взаимовлияния элементов греческой и восточных культур. Обогащенная результатами этого взаимодействия, культура Древней Греции подверглась значительным изменениям на всех уровнях: на смену демократическим полисам приходят огромные государства – монархии, в результате индивид из свободного гражданина превращается в подданного. Идея патриотизма утрачивает свое ведущее значение и заменяется новой идеологией, способствовавшей преодолению ограниченности полисного мировоззрения – космополитизмом(от греч. kosmopolites – гражданин мира). В эллинистическую эпоху возникают новые центры культуры – Пергам, Родос, Антиохия, Александрия. Если развитие философии по-прежнему связано главным образом с Афинами, то в расцвете эллинистической науки бесспорна роль Александрии. Правящая династия Птолемеев оказывала покровительство ученым, создала Мусейон как центр наук и искусств, Александрийскую библиотеку, насчитывающую 700 тысяч рукописей. В этот период были написаны «Начала» геометрии Евклида, Архимедом открыты законы механики и гидростатики, а греческий астроном Аристарх Самосский высказал идею о вращении Земли вокруг Солнца. Александрийские медики приступили к препарированию трупов, начав тем самым опытное изучение тела человека – так были исследованы и описаны нервная система, внутренние органы, строения глаз, печени. Основатель александрийской медицинской школыГерофил, занимаясь поисками души, много сделал в области исследования мозга и установил связь между пульсом и деятельностью сердца, а врач Эразистрат, в отличие от Гиппократа, считавшего мозг железой, рассматривал его как центр, управляющий движениями человека.
В этот период естественные науки окончательно дифференцируются от философии (географ Эратосфен первым назвал себя не философом, а ученым), определяют свой предмет и методологию, которая пока еще основывается на наблюдении. Это не позволяет считать античное специализированное знание научным в подлинном смысле этого слова, поскольку в своей основе оно является умозрительным. Материальная культура этого времени характеризуется значительным техническим прогрессом (достижения в области кораблестроения, мореплавания, военной и строительной техники, возведение гигантских сооружений, таких, как Фаросский маяк и Колосс Родосский, изображающий бога Гелиоса), складывается система школьного обучения.

Несмотря на успехи в области науки и образования, в эллинистической цивилизации появляются признаки упадка, кризиса культуры. Утрата полисных духовно-нравственных ценностей в новых эллинистических государствах привела к общему снижению общественного пафоса культурной жизни. Человек перестал ощущать свою, бывшую некогда неразрывной, связь с обществом, его внимание переключается с интересов коллективной полисной жизни на себя, свой внутренний мир. В комплексе философского знания центральное место занимает этика, в учениях стоицизма, эпикуреизма, кинизма рассматривающая проблемы свободы, добродетели, личного счастья. Этот процесс нашел свое отражение и в художественном творчестве: искусство переключается с изображения социальных проблем на личностные, а глубокие трагические коллизии греческой классики сменяются интимными переживаниями.