ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Занятие 1. Эллинская античность

Тема VII. АНТИЧНОСТЬ

 

 

1. Понятие античности. Основные этапы развития античной культуры.

2. Города-государства Эллады: социально-экономическая и политическая структура полиса. «Общественный человек» античности и афинская рабовладельческая демократия.

3. Культурный мир эллинской античности и его доминанты. Гармония как универсальный принцип бытия. Миф и религия в древнегреческом обществе.

4. Античная социальная утопия и историография как идейные матрицы общественно-политического сознания европейцев.

 

Литература

Античная социальная утопия. - М., 1989.

Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.

Древние цивилизации. - М., 1989.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов на-Дону, 1997.

Зелинский Ф. История античной культуры. - СПб., 1995.

Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М., 1992.

Кессиди Ф. От мифа к логосу. - М.,1992.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.,1990.

Лифшиц М. Мифология древняя и современная. - М.,1980.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М.,1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.

Мифологический словарь. - М., 1990.

Платон. Государство. Соч. Т. 3. - М., 1991.

Словарь античности. - М., 1989.

Сорокина Т.С. История медицины. В 2-х тт. - М., 1992.

 

Чувственно-материальный космологизм как основа античной культуры.

Калокагатия как принцип художественного сознания в античном мире.

Искусство как лечебный фактор в античной медицинской культуре.

Город и храм: античные архитектурные ордера.

Древнегреческий театр и его место в жизни древнегреческого полиса.

Теория трагедии Аристотеля.

Древнегреческая скульптура, керамика, фреска.

Теория катарсиса в эстетике Аристотеля и современной медицине.

Медицина как практика врачевания и ее место в античной культуре.

Философские основания древнегреческой медицины.

В истории мировой культуры античность рассматривается как процесс формирования, расцвета, а затем разложения и гибели цивилизации на территории Древней Греции и Древнего Рима в период с первого тысячелетия
до н.э. по середину пятого века н.э. Термин «античный» (от латинского antiquus – древний) был введен в эпоху Возрождения для обозначения греко-римской культуры.

Древнегреческая цивилизация, синхронно существовавшая с более древними культурами Египта, Индии, Китая, Вавилона, отличалась от них необычайной интенсивностью своего культурного развития. Греки были родоначальниками философии, медицинской науки, создали искусство, которое вплоть до нашего времени считают совершенным, определяя его термином «классическое». Все это дало повод говорить о «греческом чуде», «греческом гении» и мистифицировать причины, позволившие эллинской цивилизации во многом определить дальнейшее развитие европейской и мировой культуры. В истории науки делались многочисленные попытки объяснения этого феномена, результатом которых было признание его обусловленности целым комплексом социально-политических, экономических и духовных факторов.

В известной степени феномен древнегреческой цивилизации и культуры объясняетсяблагоприятнымиприродно-географическими особенностямиее территории.Расположение греческих городов в долинах, многие из которых имели свободный доступ к морю, способствовало развитию торговли и путешествиям, поощряло культурные контакты с соседними цивилизациями, а земледелию и скотоводству благоприятствовали теплый климат и плодородная почва.

Социально-политические системы древнегреческого общества были многообразны. Разделенная на множество самостоятельных областей с различными формами правления (от монархии и власти землевладельческой аристократии до тирании и демократии), Древняя Греция не представляла собой единого государства. К концу VII в. до н.э. закончился переход от родового строя к рабовладельческому, в основе которого лежал полис – город-государство со своим собственным административным центром, единым религиозным культом и законодательством. Определяющим экономическим принципом полисной жизни была автаркия (самодостаточность, самообеспеченность). Полисной формой организации общества объясняются многие характерные черты древнегреческой культуры. В полисе существовало коллективное право верховной собственности на землю, но с закреплением прав собственности на отдельные земельные участки–клеры за его гражданами. Полноправным гражданином полиса мог быть рожденный в нем свободный мужчина, владеющий землей и участвующий в народном собрании.

Древняя Греция знала множество вариантов полиса. Так, Спарта представляла собой военное поселение, Аркадия – сельское, Фивы – сакральное место-святилище. Классическим полисом, внесшим наиболее значительный вклад в общегреческую культуру, были Афины, возвышение которых произошло в результате побед в греко-персидских войнах. Именно с этим городом-государством связано формирование демократии,начало которой положили законы Солона (VI в. до н.э.). Афинская рабовладельческая демократия является выдающимся явлением в истории человечества. Здесь впервые возникает само понятие демократии («народовластия») и получают практическое воплощение основные демократические принципы – равенство всех перед законом, свобода слова, равное (периодическое) участие граждан в управлении государством.

Политические институтыдемократии составляли: народное собрание, на котором важнейшие государственные вопросы решались путем публичного, состязательного обсуждения; Совет Пятисот – постоянно действующий государственный орган наподобие будущих парламентов; суд присяжных; исполнительные органы (коллегии). Во властные структуры избирались граждане сроком на один год по жребию (кроме военного совета, который составляли профессиональные полководцы). Однако фактического равенства греческая демократия не знала, поскольку ведущие государственные должности занимали представители знатных и богатых семей, а женщины, рабы, метеки (иноземцы, постоянно живущие в полисе) были лишены политических прав и не принимали заметного участия в общественной жизни. Интересным механизмом самозащиты данной политической системы стал обычай остракизма. Ежегодно все граждане Афин участвовали в своеобразном плебисците – на черепке (остраконе) записывали имя человека, представляющего, по их мнению, наибольшую опасность для их государства. Лицо, набравшее большинство таких «голосов», осуждалось на изгнание за пределы полиса под страхом смертной казни на определенный срок.

Таким образом, древнегреческая демократия, провозгласившая принципы народовластия, носила ограниченный характер, но в тоже время создала необходимые условия для наиболее полной реализации интеллектуальных и физических способностей человека, его всестороннего развития.

Полисная организация древнегреческого социума выработала систему духовно-нравственных ценностей, основу которой составляли принципы равноправия, свободы и справедливости, подчинение личных интересов коллективным. Свободнорожденный эллин, по сути, идентифицировал себя с полисным обществом. Не случайно Аристотель определил человека как «полисное животное». Греки культивировали уважение к традиции, почитание предков и своей истории, презрение к варварам (не грекам). Особую значимость в Элладе имели мудрость, знание, а одной из важнейших ценностей считалась гармония как соразмерность частей целого, лежащая в основе мироздания. Так, согласно учению пифагорейцев, планеты вследствие трения об эфир издают звуки, сливающиеся в прекрасное музыкальное звучание – «гармонию сфер», причем эта космическая музыка доступна не чувственному восприятию, а лишь человеческому разуму. В античном понимании космос чувственно материален, вечен, бесконечен и находится в постоянном движении. В отличие от хаоса, он упорядочен числом, в нем царит гармония. Общественная и индивидуальная жизнь как части единого универсума также должны были подчиняться этому закону бытия. Поэтому не случайно именно в Греции сложился идеал гармонично развитой личности.

В античной цивилизации сформировался культ слова – вопросы, представляющие общественный интерес, подвергались публичному обсуждению, решения принимались в дискуссиях, при столкновении противоположных точек зрения. Такой порядок требовал от спорящих сторон точной аргументации, логики изложения мысли, ораторских навыков. Отсюда возникла необходимость в специальной науке – риторике, задача которой заключалась не только в обучении правилам организации убедительной речи, но и выходила за пределы практических нужд. А именно, послужила импульсом для возникновения формальной логики – науки о правилах и законах рационального мышления. Существенным элементом всей античной культуры была агонистика – принцип соревновательности. Он лежал в основе таких состязательных форм организации социальной жизни, как Олимпийские игры, диспуты в народном собрании и на городской площади – агоре, театральные представления, где на суд зрителей выносили свои произведения несколько авторов.

Характерной чертой древнегреческой культуры является ее мифологичность. Мифом(от греч. Mythos – слово, рассказ) называется вид устного народного творчества, в котором действительность сливается с вымыслом. Мифы бывали этиологические (объясняющие причины явлений), героические (описывающие подвиги богов и героев). Из отдельных мифов складываются сказания (мифология) о происхождении и устройстве Вселенной (космогония) и о жизни богов (теогония). В то же время миф – это особая форма общественного сознания, существующая наряду с религией, искусством, наукой, философией, но отличная от них. Для мифологического сознания нет границы между человеком и природой. Мифология мыслит не оппозицией «Я» – «Оно» (неодушевленная стихия природы), а «Я» – «Ты» (будь то не обязательно человек, но и любое животное, растение, даже предмет неорганической природы).

Носителем мифологического сознания является общество в целом.
Миф – это продукт коллективного опыта, причем многих поколений предков. В мифах человек потому не отделяет себя от природы, а общество от космоса, что мало что знает истинного за пределами своего домашнего мирка. Главный принцип составления и использования мифологем – антропоморфизм – уподобление всего на свете людским качествам, очеловечивание неодушевленного и неорганического. Боги и герои мифов устраивают землю и защищают ее от чудовищ точно так же, как рачительный домохозяин свой участок. Разница только в масштабах. Как видно, миф – это особый, до- и вненаучный способ познания мира, «дорефлективная философия», по определению А.Ф. Лосева. С помощью мифов действительность осваивается в художественной форме, отсюда характерная для мифа образная символика, иносказания. Элементы рационального опыта в составе мифов сплавлены с явными фантазиями, мечтами человека донаучной, доиндустриальной эпохи.

Когда к мифологическим идеям прибавляется культ – основанная на них обрядовая, сакральная практика, то получается ранняя религия. Античная мифология прошла в своем развитии в сторону ранней религиозности несколько этапов: фетишизм (сакрализация предметов и поклонение им), тотемизм (вера в сверхъестественное родство людей с животными), анимизм (одушевление природы), магия – колдовство, волхование (символические действия, имеющие целью сверхъестественным образом повлиять на ход событий, на реальность).

На основе античной мифологии возникла олимпийская религия (по представлениям древних греков их боги жили на горе Олимп в Фессалии), характерными чертами которой являлись политеизм (многобожие) и антропоморфизм (по внешнему виду и образу жизни боги человекоподобны, а отличаются от людей могуществом и бессмертием). Олимпийские боги составляли единую семью, возглавляемую Зевсом. Его жена (она же сестра) Гера – покровительница семьи. Посейдон (бог морей) и Аид (бог мертвых) – братья Зевса. Гефест – бог-кузнец, покровитель ремесленников. Арес – бог войны. Аполлон – предводитель муз. Афина – богиня мудрости. Все они дети Зевса. Примыкающие к олимпийской семье боги: Гермес (вестник богов, покровитель торговли), Дионис (бог виноделия), сын Аполлона Асклепий, почитаемый как бог врачей и врач богов, обучавшийся искусству исцеления у кентавра Хирона и ряд других. Особо отметим детей Асклепия. Это Гигиея (богиня здоровья), Панакея (покровительница лекарственного врачевания), Махаон (хирург), Подалирий (врач, лечивший внутренние болезни).

Но выше богов греки ставили Судьбу. Античный мир знал ее в двух проявлениях: как фатум (неотвратимый рок, отменить который не могут даже боги) и фортуну (удачу, переменчивую к смертным). Культовые отправления включали в себя жертвоприношения, украшение статуй богов, торжественные процессии и церемонии, пение священных гимнов. Влиятельного жреческого сословия не существовало, жреческие функции исполняли граждане, избранные по жребию (исключение составляли жрецы из наиболее почитаемых святилищ, например, храма Аполлона в Дельфах). Древнегреческий политеизм не препятствовал проявлению свободной воли человека, боги почитались за благодеяния людям (действовал принцип «do ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне»). Самим верованиям придавалось меньше значения, чем соблюдению ритуальных обрядов: пренебрежение культом, сомнение в необходимости сохранения религиозных традиций, случалось, каралось смертной казнью (к ней были осуждены за хулу на богов Сократ, Диагор).

Принято различать два типа взаимоотношений человека с божеством. Во-первых, так называемая «культура вины», основанная на чувстве изначальной греховности человека перед богом, нашей заботе об искуплении уже совершенных прегрешений и избегании новых. Во-вторых, «культура стыда», исключающая понятие греха и ориентирующая индивида на соизмерение собственных поступков не с религией, а с принятой в обществе моралью. Образцом подобного разграничения религии и остальных форм культуры служила эллинская цивилизация, культура которой носила практически секулярный (светский) характер.

Богатство образов, исключительная яркость и красочность древнегреческой мифологии и религии послужили основой античной литературыиискусства. История греческой литературы начинается с Гомера и Гесиода. Древним грекам человечество обязано появлению театра с его жанрами трагедии и комедии. Античная трагедия сформировалась на основе дионисий – праздников, прославляющий бога виноделия Диониса. Основоположник трагедии – Эсхил, произведения которого основываются на столкновении двух конфликтных начал («Орестея», «Агамемнон»). Софокл ввел третьего актера, что позволило показать разные типы поведения героев в одном конфликте («Царь Эдип», «Антигона»). Еврипид в «Медее», «Ифигении в Авлиде» ставит трагического героя перед проблемой морального выбора. Ведущая тема античной трагедии – судьба и ее неотвратимость в жизни человека. Психологическое, социальное и нравственно-эстетическое воздействие трагедии разработал Аристотель (теория катарсиса как очищения от аффектов), ему также принадлежит определение искусства как мимезиса, подражания, в отличие от анамненизма (припоминания) Платона. «Отцом» комедии считается Аристофан («Плутос», «Женщина в народном собрании»). Проблемы, поднимаемые в античной драматургии, были наполнены гражданским звучанием, театр был теснейшим образом связан с жизнью полиса и считался по праву вторым народным собранием.

К VIII-VI вв. до н.э. относится расцвет древнегреческой лирики (термин произошел от названия музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой исполнялись стихи). Выдающиеся лирические поэты: Архилох, Анакреонт, Сафо, Алкей, Солон. Все размеры стихосложения и поныне общепринятые в Европе, сложились в античной лирике и обозначаются греческими терминами (ямб, хорей, амфибрахий и др.).

Центрами общественной жизни в Древней Греции были храмы, являющиеся особым типом общественного здания – на прихрамовой площади проводились народные собрания, в храмовых постройках сложились классические архитектурные ордерные стили – дорический, ионический, коринфский. Наиболее известный храмовый комплекс – Афинский Акрополь, его самый большой храм – Парфенон, посвященный богине Афине, построили выдающиеся архитекторы Иктин и Калликрат.

Основой древнегреческого художественного видения мира была пластичность, то есть чувственная конкретность и зримость образов, поэтому, помимо архитектуры значительного расцвета достигла скульптура, представленная такими именами, как Мирон («Дискобол»), Пракситель («Эрот», «Гермес»), Фидий (статуя Афины в Парфеноне, Зевса Олимпийского, считавшаяся одним из семи чудес света) и многими другими (по ироничному утверждению Плутарха, в Афинах было больше статуй, чем живых людей).

К VI в. до н.э. относят возникновение античной философии, которая эволюционировала от чувственно-наглядных представлений о космосе натурфилософов (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Демокрит) к познанию человека (Сократ) и получила свою систематизацию и завершение в трудах Платона и Аристотеля. Появление философии ознаменовало собой зарождение принципиально нового типа мышления – рационалистического, основанного на логике и доказательствах, свободного от религиозной и мифологической трактовок мироздания. В науке было предпринято немало попыток найти объяснение этому феномену. Так, историк религии Э. Ренан связывает его появление с особенностями арийских языков, которым, в отличие от семитских, свойственна способность к построению абстракций. Ведущий историк математики Х. Ван дер Варден видит корни греческого рационализма в математических открытиях Эллады, ставших образцом дедуктивной науки. Историк философии Ж.-П. Вернан связывает его появление с формированием полиса как воплощения разумных начал.

К V в. до н.э. из греческой философии выделились отдельные науки, в том числе история (Геродот, Фукидид), география (Страбон), математика (Пифагор, Евклид), медицина (Гиппократ).

Возникновение философии и рационального типа мышления оказало решающее влияние на формирование медицинской науки. Практика врачевания известна людям с древнейших времен и целители накопили большой опыт в лечении болезней, применяя лекарственные средства и даже хирургические инструменты. Особенно значительными были успехи египетских врачей, у которых, по легенде, обучался Гиппократ. Однако традиции врачевания, практикуемые жрецами языческих святилищ, куда обращались больные за исцелением, представляли собой синтез преднаучных знаний и магических обрядов. Процесс выделения медицины из лечебной магии, начавшись еще в Египте, нашел свое завершение в Древней Греции. Одна из наиболее известных ранних античных медицинских школ возникла в Кротоне в VI в. до н.э. Ее глава врач-философ Алкмеон первым из греческих врачевателей производил вскрытия трупов животных, сделал вывод, что органом мышления является мозг, разработал пневматическую систему медицины, которая впоследствии стала основой древнеримской науки врачевания. Большой вклад в становление медицины внесли пифагорейцы, которые лечили тело с помощью гимнастики, а душу – с помощью музыки. Философия Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла и других античных натурфилософов подорвала веру в божественное происхождение болезней, что и послужило важнейшим основанием окончательного отделения медицины от магии и превращения ее в науку.

Основоположником медицины стал последователь Гераклита и Демокрита Гиппократ Косский, который считал, что причины заболеваний связаны с природными свойствами организма и влиянием среды. В основу лечения он положил так называемый органический принцип, основанный на понимании организма в его целостности. Гиппократ рассматривал болезнь в ее развитии, изучал роль климатического фактора, большое внимание уделял проблемам медицинской этики, сформулировав важнейшие принципы взаимоотношений врача и пациента. В целом в области медицины сложились два направления: догматическое – изучающее природу человека и его болезней, и эмпирическое – как изучение и врачевание конкретных заболеваний. Из практики медицинских школ и народной медицины к III в до н.э. возникает фармакология (учение о лекарственных веществах). Диокл из Кариста был автором первой книги о лекарствах; вплоть до Нового времени в европейских странах в качестве учебника по фармакологии использовали книгу Диоскурида.