Тема II. ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА

История культуры дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления. Тем самым образуется необходимая точка отсчета в исследовании феноменов современной культуры.

Объектом анализасоциальной культурологии илисоциологии культурыявляется функционирование культуры в социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также социальные институты культуры.

В последнее время статус самостоятельной научной дисциплины стремится обрести психология культуры, изучающая реакции человека на культурные явления и объясняющая личностные черты и своеобразие поведения индивида, исходя из его принадлежности к определенному типу культуры.

Однако и сама культура, и ее феномены, взаимодействующие между собой, требуют целостного понимания, для чего необходим философский подход к их осмыслению. В этом состоит задача философии культуры,которая, являясь методологией культурологического познания,выявляет сущность и специфику культуры, причины и механизмы ее возникновения, расцвета и кризиса, роль в сфере социальной и духовной практики и, на основе анализа культурных реалий прошлого и настоящего, пытается прогнозировать основные тенденции развития культуры в будущем.

Некоторые авторы рассматривают философию культуры и культурологию как синонимы. Представляется, что ближе к истине те исследователи, которые их различают. В отличие от философии культуры, изучающей предельные основания бытия человека в культуре и его наиболее принципиальные отношения к ней, культурология описывает конкретные феномены культуры, ее формы, виды и типы. Тем не менее, эти дисциплины тесно взаимосвязаны, так как культурологическая проблематика в той или иной степени разрабатывалась на всем протяжении истории философской мысли, начиная еще с античности. Однако вплоть до конца XVIII столетия сам феномен культуры в его целостности не являлся предметом специального философского анализа и лишь в системе немецкого идеализма он получил ряд философских интерпретаций (в работах Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Ф.Й. Шеллинга и др.). В результате сформировалась особая сфера в поле философского знания – философия культуры.

Автономность в области гуманитарных и философских исследований культурология получает только в ХХ веке, благодаря работам американского антрополога Л.А. Уайта «Наука о культуре», «Эволюция культуры». В них культурология предстает как особая сфера знания, исследующая культурные системы и происходящие в них эволюционные процессы. Если его коллеги и непосредственные предшественники Э. Тайлор, Л.Г. Морган и другие анализировали прежде всего локальные или архаичные культуры, то Л.А. Уайт завершил переход от культурфилософских и социально-этнографических исследований культуры к ее целостному, собственно культурологическому изучению.

Что касается самого термина «культурология», то он был введен в научный обиход в начале ХХ века немецким химиком и философом В. Оствальдом, определившим этим понятием науку о «специфически человеческих способах деятельности».

Как наука культурология делится на фундаментальную и прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача – разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей в разных сферах их жизни.

Культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики – психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры, ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности.

Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном характере.

Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. В связи с этим особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям и традициям, а также региональной культуре, ее формированию, развитию и современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров нашей страны, но и области, города, села, откуда родом или где учатся студенты. В нашем случае это город Курск и его округа – Курский край как особый культурно-исторический регион, представляющий традиции культуры российской провинции и ее взаимосвязи со столичными центрами Руси-России.

Инструментарий культурологической науки составляют используемые ею формы и методы изучения культурных объектов и явлений. Методология, применяемая в социогуманитарном знании, имеет свою специфику, что обусловлено разницей «наук о природе» и «наук о культуре». Акцентируя качественное своеобразие стратегии исследования культурных феноменов, философы-неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт отмечали, что «природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем». Противопоставляя методы «объяснения» методам «понимания», они представляли гуманитарное познание единственно возможным способом постижения уникальных культурно–исторических миров. А представители философии позитивизма считали, что к ­ культурным феноменам можно применять естественнонаучные­


методы исследования. ­

Взгляды на культуру, ее сущность, структуру и функции изменялись в ис­тории философии и гуманитарной науки. Философы-просветители XVIII века представляли культуру в виде целостного образования,подчиняющегося в своей прогрессирующей эволюции единым закономерностям. Начиная с середины XIX столетия в культурфилософии складывается концепция культурного релятивизма, утверждающая равноправность и самобытность всех типов культур. В ХХ веке такие исследователи, как О. Шпенглер, А. Тойнби и многие другие вообще не считают возможным говорить о существовании единой мировой культуры и ее однонаправленной эволюции, отстаивая положение об уникальности и «закрытости» каждого культурно-исторического типа. Многие специалисты до сих пор разделяют в основном эту идею, но вместе с тем признают, что в развитии эквивалентных культур проявляются и некие общие закономерности (например, законы эволюции, согласно взглядам этнографов-классиков Э. Тайлора и Л.Г. Моргана).

В культурологической науке предметом анализа может быть как культура в целом, так и ее разнообразные виды, типы, формы, конкретные явления. Их изучение ведется в синхронном или диахронном ракурсах. Синхронное исследование предполагает одновременность существования анализируемых культурных объектов, а диахронный подход основывается на их сравнении в разных временных периодах. В современной культурологии распространены также функциональный и динамический подходы. Функциональный анализ направлен на выявление связи между конкретным объектом культуры и обусловливающими его возникновение и функционирование целями, потребностями человека. Изучать культурные феномены в их генезисе, развитии и возможных изменениях позволяетдинамический подход.На сопоставлении различных культур основан сравнительно-историческийметод,который дает возможностьрассматривать культурную эволюцию человечества как единый процесс (образцом его применения может служить известное исследование Дж. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете» – как попытка выявления аналогий между библейскими сюжетами и мифами древности). Смысл и назначение каждого из элементов культуры помогает определить метод структурного функционализма, а выявлению связей между ними способствует системный подход. Кроме того, к изучению культурных феноменов, разных их аспектов применяются генетический, типологический, эвристический, психоаналитический и другие методы.

Культурология как самостоятельная наука еще находится в стадии формирования. До сих пор ведутся дискуссии об ее дисциплинарном статусе, специфике, методах исследования; окончательно не разграничены со смежными дисциплинами ее предметные поля. Среди ученых и педагогов нет пока единого понимания относительно самого содержания культурологии. Так, в системе образования и академической науки большинства западных стран культура является предметом изучения целого комплекса наук: культурной и физической антропологии, семиотики, этнографии и др. В России же оформление культурологии в самостоятельную отрасль знания датируется 60-ми годами ХХ века, причем долгое время вместо термина «культурология» использовалось словосочетание «история и теория культуры». Задача культурологии сегодня – создать единую науку и учебную дисциплину о культуре, основываясь на данных, предоставляемых смежными областями научного знания и преподавания.


Культурологические аспекты медицины.Медицина – одно из примечательнейших явлений культуры от древности до наших дней. Пройдя путь от сугубо прикладного ремесла – знахарства и шаманства до развитой научно-технологической отрасли, она стала неотъемлемым компонентом комплекса современного знания; превратилась в мощную ветвь бизнеса; приобрела сравнимые только с компьютерными технологиями культуртрегерские функции; оказывает мощное влияние на политику и всю общественную жизнь посредством экологически ориентированных организаций. Естественно, медицинское знание привлекает особое внимание культурологов.

Всеобъемлющая философская теория медицины (категории нормы и патологии, болезни и здоровья, т.п.) продолжается и конкретизируется культурологическим исследованием взаимодействия врачей, вообще медиков и пациентов; процессов заболеваемости и здравоохранения в тех или иных социокультурных условиях. Основу культурологического анализа медицины и здравоохранения составляет их рассмотрение в качестве неотъемлемой части той или иной культуры, отражающей установки всего остального культурного комплекса. Данными установками, применительно к медицине, будут прежде всего представления о том, что есть человеческое тело и на каких принципах основано его функционирование; каковы причины болезни, методы лечения и следовательно, возможности и перспективы соответствующей отрасли медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания о человеке, его здоровье и болезнях, путях их врачевания и профилактики.

Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С современных позиций этот подход может быть охарактеризован как функциональный; «каналы», «меридианы», гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически олицетворенные, фантазийно опредмеченные связи органов и систем. Основная задача такой медицины – обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и ее равномерное, незатрудненное течение по всем каналам. Соответственно чему подбираются методы более или менее паллиативного лечения – иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы в разных комбинациях. За китайской медициной закрепилось поэтому такое обозначение, как «организмический натурализм». Данный термин обозначает нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования всего организма.

Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала тело как способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Позы хатха-йоги представляют собой моделирование отдельных состояний космоса, направленные на их гармонизацию. Являясь органической частью древнеиндийской культуры, медицинская наука, сосредоточенная в Аюрведе, опирается на религиозно-философское понятие кармы. Это своего рода закон судьбы, определяющий постоянный переход души из одного тела в другое. Сюда же примыкает понятие мокши – освобождение души и тела от перерождений. Здоровье является отражением хорошей кармы прошлой жизни, достойного поведения в нынешней; болезнь же есть следствие неправильного образа жизни в предыдущих перерождениях. Основной же принцип лечения – достижение полного контроля над умом – манасом. Мотив ментальной регуляции жизнедеятельности организма являлся у индусов преобладающим; он был заимствован европейцами в усеченном виде и преобразован в аутогенную тренировку.

Европейская медицинская традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии и физиологии человеческого тела, экспериментального поиска все лучших и лучших способов сохранения здоровья и исцеления болезней. В настоящее время этот – наукоемкий, технологический, рационализированный вариант медицины аккумулирует свои основные достижения в хирургии и трансплантологии, генной инженерии и нейробиологии. Использование достижений фундаментального естествознания, высоких технологий и демократической системы общественно-политической жизни позволили европейской медицине достичь выдающихся успехов в продлении и повышении качества жизни, облегчении и исцелении различных недугов. Вместе с тем, общие издержки научно-технического прогресса – обезличивание отношений между людьми, колоссальные нагрузки на их психику и весь организм, новые (техногенные) их деформации – особенно болезненно сказались на области медицины и здравоохранения.

Европейская медицина – это единственная в мире полностью анатомическая традиция. Классическая медицина Китая обращалась к органам как функциональным проявлениям организма: так, например, легкие – система дыхания в целом, включая газообмен через кожу, а печень – система объема веществ и все ступени его регуляции. Древнеиндийская же Аюрведа использовала для описания анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Как видно, все восточные медицинские взгляды и практики имеют по преимуществу мистическую, идеалистическую направленность. Они опираются на вымышленные философами и священнослужителями сущности и начала макро-и микрокосма, апеллируют к слепой вере в эти отвлеченные выводы целителей и пациентов. Подобный уклон медицинской теории и практики связан, по-видимому, с тем, что на Востоке в силу ряда социально-исторических и естественно-географических причин не сложилось науки европейского типа – рациональной, экспериментально-опытной, технологизируемой.

Только европейцы сделали реальную анатомию, вообще объективный подход к структуре и функциям организма центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется здесь как своего рода сложная машина, работающая во многом независимо от психики – души. Душа в ее различных проявлениях становится объектом самостоятельного исследования у философов (начиная с Аристотеля), психологов, врачей-психотерапевтов. Сравнительно поздно, в Новое и особенно в Новейшее время европейская наука и медицина предпринимают попытки комплексных – психосоматических разработок. Особой популярностью в теории и на практике пользовались такие модели западной психосоматики, как психоанализ (фрейдизм) и последующие версии глубинной психологии; рефлексология И.П. Павлова и
В.М. Бехтерева; аутотренинг и сравнительно массовое «промывание мозгов» по специальным методикам (в политике, спорте, военном деле, искусстве и т.д.).

Европейский подход к знанию вообще и медицинскому в частности привел, с одной стороны, к взлету научной мысли и технического творчества; выработке объективных методов диагностики, не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую. Это дало возможность поставить медицинскую помощь на своего рода конвейер – предоставить ее всем нуждающимся, а подготовку медиков – на поток, скачкообразно увеличив их численность (в пропорции на душу населения); а главное, – постоянно поднимать качество лечения (продлевая средний срок жизни в социуме, повышая качестве биологической жизни внутри этого срока, облегчая страдания при летальных и хронических заболеваниях, искореняя многие эпидемические болезни).

С другой стороны, в рамках европейской традиции наукоемкой и технологизированной медицины появилась опасность недооценки организма как естественной целостности (бесконечная специализация отраслей врачевания, действия лекарственных препаратов); акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции организма (европейская хирургия и фармакология); преобладающее внимание к соматическим компонентам здоровья и болезни в противовес психическим; снятие ответственности за состояние здоровья и исцеление от болезни с пациента и перенос ее практически целиком на врача.

Перемены, происходящие в современной культуре и Востока, и Запада, не могли не затронуть медицину. Переход от общества всеобщей стандартизации к постмодернистскому смешению стилей мысли и жизни вызвал перераспределение «медицинского авторитета» в обществе. Пациенты, имеющие доступ к современным базам данных, становятся не менее информированными, чем врачи. В этом праве их все больше поддерживает новейшее законодательство развитых индустриальных стран. Происходит трансформация врачебного сообщества из касты полубогов в сообщество консультантов и помощников граждан-налогоплательщиков. Качественно новый этап в развитии медицинских и биологических технологий привлек внимание общественности к этическим проблемам медицинского знания, порождая новую отрасль знания – биомедицинскую этику.

А сомнение в универсальности научных стандартов, неминуемые издержки научно-технического прогресса поощряют старое, как мир, явление – соседство официальной, научной медицины со знахарскими и шаманскими практиками врачевания и предсказания, а также архаичными системами регуляции организма восточного или паранаучного происхождения. Подобное двоеверие сопровождает медицину с древнейших времен до наших дней. Если от тяжелых болезней не помогали официальные боги того или иного племени, вождества или царства, больные тайком возносили молитвы и приносили жертвоприношения старым или запретным идолам.

1. Концепт культуры и основные подходы к ее определению.

2. Структура и функции культуры. Материальная и духовная формы существования культуры.

3. Культура и цивилизация; культура и природа, экология культуры.

4. Культура как общественное явление. Культура и личность. Роль культуры в становлении и профессиональной деятельности медика.

 

Литература

Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. - М., 1989.

Барулин В.С. Социальная философия. Общество как мир культуры. - М., 1993.

Баталов А.А., Шапошников Г.Н. Варварство и цивилизованность – извечные формы экзистенции. - Екатеринбург, 2001.

Дефиниции культуры. - Томск, 1994.

Духовная культура: идеи, история, реальность. - Казань, 1994.

Игнатовская Н.В. Природа как ценность культуры. - М., 1987.

Конев В.А. Человек в мире культуры. - Самара, 1996.

Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М., 1990.

Культура и общественная мысль. - М., 1988.

Культурология. - Ростов-на-Дону, 2001.

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. - М., 1998.

Пигалев А.И. Культурология. - Волгоград, 1999.

Полищук В.И. Культурология. - М., 1999.

Силичев А.Д. Культурология. - М., 1998.

Природа в культуре Возрождения. - М., 1992.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989.

Соколов Э.В. Культура и личность. - М., 1972.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». - М., 1999.

Уайт Л.А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб., 1997.

Флиер А.Я. Культурогенез. - М., 1995.

Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990.

Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.