Учебное пособие
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Е.Б. Зыкина
для студентов медицинских университетов
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов
медицинских вузов
Курск - 2003
УДК 1.008(075) | Печатается по решению |
ББК 87.70.71. | редакционно-издательского |
совета КГМУ |
Зыкина Е.Б. Основы культурологии:Учебное пособие для студентов медицинских университетов. – Курск: КГМУ, 2003. - 156 с.
Рецензенты:
докт. филос. н., проф. А.А. Баталов (Уральская мед. академия);
докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ
А.Т. Хроленко(Курский гос. ун-т).
В учебном пособии обобщен многолетний опыт преподавания культурологии на различных факультетах медицинского университета – лечебном, фармацевтическом, биотехнологическом, клинической психологии, экономики здравоохранения, социальной работы, высшего сестринского образования и других; в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом конспективно изложена система основных понятий и опорных концепций истории и теории культуры; предложены планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, тематика рефератов и докладов; акцентированы культурологические аспекты естествознания, медицины, фармации и здравоохранения. Особое внимание уделено истокам, традициям и судьбам русской культуры, историко-культурному наследию Курского края.
ISBN 5-7487-0720-9 | ББК 87.70.71. |
© Коллектив авторов, КГМУ, 2003 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В начале 1990-х гг. во всех высших и многих средних школах России был введен новый предмет, который сначала именовался «История и теория мировой и отечественной культуры», а затем более емко и точно – «Культурология». Сейчас эта дисциплина является обязательной в цикле гуманитарных и социально-экономических наук для подготовки бакалавров всех специальностей. Ее основное содержание так раскрыто в обязательном минимуме Государственного стандарта для вузов Российской Федерации:
· цивилизация и культура; эволюция духовных и материальных ценностей;
· культурное развитие народов мира и России;
· школы, направления, теории в культурологии;
· охрана и использование культурного наследия;
· медицина как составная часть и показатель развития культуры (для медицинских институтов и университетов).
Все эти аспекты культурологического знания представлены в настоящем учебном пособии. Его основной автор и составитель – кандидат философских наук, доцент Елена Борисовна Зыкина сумела сочетать краткость, доступность изложения с информативностью, энциклопедическим обзором учебного материала по эволюции духовной (особенно художественной) и материальной, общественно-политической культуры в нашей стране и других центрах мировой цивилизации. Возглавленный ею авторский коллектив разносторонне и доступно для студентов раскрыл содержание культурологического знания.
Врач, провизор, инженер лекарственного производства, экономист и психолог здравоохранения, медицинская сестра, социальный работник, любой другой специалист-медик обязан быть в определенной степени образованным человеком. Я убежден в практической пользе общекультурного кругозора: кто ничего не знает, кроме химии и анатомии, тот и их знает недостаточно. Обновить, систематизировать, пополнить свои знания в области культуры и искусства и студентам, и преподавателям поможет подготовленное Е.Б. Зыкиной и ее соавторами учебное пособие. В нем обобщен десятилетний опыт преподавания культурологии на различных факультетах Курского государственного медицинского университета – лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, фармацевтическом, биотехнологическом, клинической психологии, социальной работы, экономики здравоохранения, высшего сестринского образования. Соответственно, в большинстве разделов настоящей книги так или иначе отражены культурологические аспекты медицины, важнейших ее разделов и сориентированных на них отраслей естественнонаучного и гуманитарного знания. В такой профессиональной специализации состоит выгодное отличие данного учебного пособие от множества других изданий по культурологии, имеющихся в распоряжении студентов и преподавателей. Впрочем, большинство этих изданий указаны в нижеследующем библиографическом аппарате нашего пособия.
Авторский коллектив распределял работу над пособием следующим образом (при соавторстве одни и те же разделы неоднократно отмечены у соответствующих членов авторского коллектива):
канд. филос. н., доц. И.А. Асеева – II.5; III.4; IV.4;
ст. преп. А.Ю. Бубнов – XIII.5, 6, 7, 9;
асс. Е.Г. Гребенщикова - II.4;
канд. филос. н., доц. А.В. Дьяков – VI.2,3,5; XII.2,4; XIII.4,5;
канд. филос. н., доц. Е.Б. Зыкина – I.1-4; II.1-3; III. 1-2; IV.1-3; V.1-3; VII.1,2,4,5; VIII; IX; X; XI; XII.1,2,3,4; XIII.5; Послесловие;
канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко – VI.1;
канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов – I.5; II.4; III.3; XII.1,2; XIII.6;
асс. И.В. Кукина – VII.3;
асс. А.В. Львов – VI.4;
канд. филос. н., доц. В.Е. Никитин – IV.5;
Е.И. Озерова – VI.1;
асс. А.Л. Панищев - XIII.5;
асс. И.В. Фокин – XIII.5,7;
доктор филос. н., доктор историч. н., проф. С.П. Щавелев – Предисловие; IV.5; V.4; XIII.1,2,3,6; XIV.
Профессор С.П. Щавелев
1 сентября 2003 г.