Синтаксические особенности публицистического стиля

Морфологические особенности публицистического стиля

1) Активны существительные с суффиксом иноязычного происхождения (организация, продукция, шовинизм, фашизм, штурмовщина) и т.д.

2) Частотны императивные формы глагола как средство активизации внимания.

3) 1-е лицо ед.ч. глагола и местоимения частотно в таких жанрах, как очерк, репортаж.

4) Субстантивация прилагательных.

5) Частотно употребление формы родительного падежа и цепочки генетивов (родительный падеж). Следует отметить, что морфология газетного стиля не даст ярких образцов стилевой закрепленности.

 

На синтаксическом уровне тенденции к обобщенности и оценочности проявляется несколько по-иному, нежели в морфологии или лексике. Однако и здесь функционирование и развитие синтаксических форм определено именно этими тенденциями.

Действие названных тенденций выражается в развитии двух противоположно взаимосвязанных процессов:

1) Типизация и универсализация синтаксических конструкций; актуализации, связанные с проявлением и развитием не нейтральных, а эмоциально-экспрессивных, оценочных конструкций.

2) Тенденция к обобщенности многообразно проявляется в синтаксисе газетно-публицистического стиля: в упрощении, нивелировании (уничтожение) словосочетаний, в активизации свободных синтаксически и конструктивно закрепленных форм и в др. процессах.

Таким образом, в синтаксисе публицистики ощутимо проявляется тенденция к типизации синтаксических форм для выражения сходного содержания.

1. Значительный интерес представляют в этом плане конструкции с производными предлогами: в честь, в память, под знаком, при содействии, в результате, при помощи, на уровне, в силу, относительно, из среды и т.д.

Эти конструкция служат средством структурно-смыслового усложнения и вместе с тем «уплотнения предложения». С точки зрения структуры речи конструкции с производными предлогами представляют собой готовые словесные блоки, в которых содержание выступает синтаксически оформленным, что позволяет легко и быстро составить сообщение.

С синтаксической точки зрения анализируемые конструкции представляют собой своеобразные фразеологические модели с постоянной первой частью – существительное с предлогом и переменной последней частью − р.п. сущ. или словосоч. сущ. + прилагат. в р.п.

Многие конструкции с производными предлогами, типизируя передаваемое содержание, заключает в себе и оценку этого содержания. Все конструкции подразделяются на 3 категории: позитивно-оценочные, негативно-оценочные, нейтральные строевые: в атмосфере, под знаком, в условиях и т.д.

2. Тенденция к обобщенности проявляется и в обилии конструкций с отглагольными существительными, количество которых в СМИ не снижается. Причины этого: 1) имя отвлеченнее, обобщеннее, чем глагол, лишено конкретных красок; 2)использование отглаг. сущ. тесно связано и с типизацией публицистического стиля. Конструкции с отглаг. сущ. − это готовые словесные блоки. Роль глагола сводится здесь к соединению словесных блоков; 3) Благодаря семантической емкости и обобщенности значения конструкции с отглаг. сущ. оказываются в структурном отношении более гибкими, чем соответствующие им глагольные конструкции.

3. Для газетного синтаксиса характерны различные оценочные средства, которые можно объединить в несколько групп: 1) иностилевые структуры (в основном из разговорной речи);2) актуализированные (сегментированные и парцеллированные) конструкции; 3) эмоционально-экспрессивные средства построения целого высказывания (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия и др.).

Парцелляция − такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонациовально-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. Глеб Успенский.

Сегментация − деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы, т.е. членение предложения на смысловые части: Земля. На ней никто не тронет... Лишь крепче прижимайся к ней. К. Симонов).

4. Частотны именительные темы (Москва. На картах мира...)

5. Риторические вопросы.

6. Мотивированные повторы.

7. Восклицательные предложения.