Типы и виды учебных исследований
Курсовая и дипломная работы
Курсовая работа– это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование.
Она, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студент и слушатель учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.
Дипломная работа– это выпускная квалификационная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются как подготовленные (или прошедшие переподготовку) к работе специалисты.
Она выполняется как интеграция знаний из разных учебных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Создавая ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полученных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению эксперимента, по письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования.
Дипломная работа может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной программе проведения исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.
В целом, последовательное и качественное выполнение этих трех форм учебно-исследовательской деятельности обеспечит специалисту формирование методологической, психологической, педагогической, организационной и исследовательской культуры как основы профессиональной компетентности.
Исследования, которые могут проводить студенты и слушатели, подразделяются на три группы:
· теоретические;
· эмпирические;
· смешанные.
Основанием такого деления служит типология источников познания.
Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.
Эмпирические исследования− это работы, связанные с изучением и описанием практической деятельности. Их предметом становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют такие виды, как экспериментальные и опытно-практические исследования.
Экспериментальные исследования предполагают рассмотрение изменений предмета исследования под влиянием изменяемых экспериментатором условий.
Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения. Им может быть и опыт самого студента при прохождении преддипломной практики.