Типы и виды учебных исследований

Курсовая и дипломная работы

Курсовая работа– это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование.

Она, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студент и слушатель учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.

Дипломная работа– это выпускная квалификационная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуют­ся как подготовленные (или прошедшие переподготовку) к работе специалисты.

Она выполняется как интеграция знаний из разных учеб­ных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Создавая ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полученных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретиче­ским и эмпирическим материалом, самостоятельному проек­тированию исследования, по подготовке и проведению экспе­римента, по письменному изложению результатов своего ис­следования. Этим подтверждается соответствие требованиям государственного стандарта высшего профессионального об­разования.

Дипломная работа может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной про­грамме проведения исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.

В целом, последовательное и качественное выполнение этих трех форм учебно-исследовательской деятельности обес­печит специалисту формирование методологической, психо­логической, педагогической, организационной и исследова­тельской культуры как основы профессиональной компетент­ности.

Исследования, которые могут проводить студенты и слушате­ли, подразделяются на три группы:

· теоретические;

· эмпирические;

· смешанные.

Основанием такого деления служит типология источни­ков познания.

Теоретические исследования основаны на освоении науч­ной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тези­сы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные науч­ные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

Эмпирические исследования− это работы, связанные с изучением и описанием практической деятельности. Их предметом становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют такие виды, как экспериментальные и опытно-практические исследования.

Экспериментальные исследования предполагают рассмотрение изменений предмета исследования под влиянием изменяемых экспериментато­ром условий.

Опытно-практические исследования проводятся как изуче­ние и описание практического опыта работы. Как правило, изучается ин­новационный опыт, достойный сохранения и распространения. Им может быть и опыт самого студен­та при прохождении преддипломной практики.