Реферат как жанр научного стиля
Образцы аннотаций
Музыкант В.Л.
Реклама: международный опыт и российские традиции. − М.: Право и Закон, 1996. − 222 с.: ил.
ISBN 5-7858-0009-8
Книга посвящена анализу одной из реалий российской жизни − рекламе. Это явление рассматривается автором системно, в комплексе маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, директ-маркетинга и сейлз промоушн.
Особое внимание уделено зарубежным и отечественным направлениям деятельности рекламиста, ПР-мена, специалиста в области политической рекламы. Рассматривая российскую рекламу в контексте мирового рекламного рынка, автор акцентирует внимание на российской специфике и достижениях рекламистов. Основные положения подкреплены иллюстрациями и схемами.
Для сотрудников рекламных и ПР-агентств, специалистов в области политической рекламы и паблик рилейшнз, а также всех изучающих и интересующихся рекламным бизнесом.
Д 709 Доти Дороти И.
Паблисити и паблик рилейшнз: Пер. с англ. − М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996. − 288 с. − (Серия «Экономика для практиков)
ISBN 5-900855-48-1 (русск.) ISBN 0-8120-4413-4 (англ.)
Рассматриваемая автором сфера плохо известна российскому читателю. Что же такое «паблисити» и «паблик рилейшнз», как сделать свою фирму, товары и услуги известными, повысить отдачу от продаж и открыть новые сегменты рынка, как добывать актуальную информацию и многое другое, поможет узнать эта книга. Она рассчитана на широкий круг читателей: специалистов и участников бизнеса, работников СМИ, а также всех, кому интересна тема «бизнес — общественность».
Р 69 Романов А.А.
Грамматика деловых бесед. − Тверь, 1995. − 240 с.
Предлагаемая работа посвящена вопросам управленческой коммуникации как разновидности человеческого общения, которая реализуется собеседниками в условиях производственной деятельности. Книга призвана раскрыть основы деловой коммуникации с точки зрения общих закономерностей человеческого общения, осветить вопросы, с которыми постоянно сталкиваются деловые люди, − как построить беседу, как успешно разрешать конфликтные ситуации на почве языкового непонимания, как в беседе учитывать интересы партнера без ущерба собственной выгоды, как найти с любым собеседником «общий» язык.
Книга адресована руководителям всех уровней управленческого звена, предпринимателям, студентам, учащимся и всем, кто связан с организацией деловых контактов и взаимовыгодного сотрудничества.
Язык аннотации должен быть простым, лаконичным, литературным и ясным. Не должно содержаться избыточной информации.
Реферат(от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определение целесообразности обращения к ней. Цель– ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.
Как следует из определения, реферат должен содержать основные сведения о документе, наиболее ценную его информацию, давая возможность определять, необходимо ли обращение к первичному документу. В некоторых случаях реферат должен быть пригодным к использованию в различных изданиях вторичной информации.
Реферат должен быть некритическим, информационным резюме существенного содержания и выводов статьи, а не простым ее описанием. Он должен быть понятным сам по себе, без обращения к оригиналу, но не предназначен его заменять. Реферат должен быть краток (желательно не более 3% оригинала) и написан полными предложениями, а не телеграфными фразами.
Единой классификации рефератов в настоящее время не существует вследствие многообразия их аналитических функций. В основном рефераты различаются по следующим признакам:
1. Цель реферирования − информативный и индикативный рефераты.
Информативный рефератсодержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использовании оборудования и сфере применения. Поэтому его называют также расширенным, фактографическим или рефератом-конспектом.
В индикативном рефератеприводятся не все, а лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Поэтому его называют также указательным или рефератом-резюме.
К этому же типу можно отнести специализированные рефераты, которые ориентированы на специалистов в определенной области или какого-либо рода деятельности.
2. Число отражаемых документов − монографический, обзорный и сводный рефераты.
Рефераты, составленные на основании одного источника, называются монографическими.
Составленные на основании нескольких источников на одну тему − обзорными.
Сводные рефераты − это комбинация монографических и обзорных рефератов.
3.Форма изложения − текстовый, иллюстративный, табличный и другие виды рефератов.
Текстовый реферат− это реферат, составленный в виде текста, т.е. в словесной форме. Часто используются также табличная и иллюстративная формы.
4. Исполнитель − авторский, референтский и машинный рефераты.
Авторские рефератысоставляются самими авторами текста, референтские − профессиональными референтами, эрудированными в широкой области, машинные − с помощью ЭВМ.
Кроме того, рефераты различаются по методу реферирования источника и по уровню переработки информации.
Выбор того или иного вида реферата зависит от:
· характера реферируемого источника (стиля и жанра текста);
· предмета изложения (естественно-технические или гуманитарные дисциплины);
· цели составления реферата;
· функции, которую он призван решать.
Каждый из перечисленных видов рефератов имеет свою специфику. Но при всем разнообразии видов рефераты обладают некоторыми общими особенностями, которые обусловлены определенными требованиями к структуре и содержанию рефератов. Требования, предъявляемые к реферату.
· в реферате, как правило, не отражаются субъективные мнения референта относительно излагаемого вопроса, так же, как и его оценка. В случае крайней необходимости (при наличии явных авторских ошибок или противоречивых положений) такая оценка выносится в примечание;
· если в первоисточнике главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена. Исторические экскурсы в реферате обычно опускаются, а ссылки на опубликованные работы сохраняются лишь в тех случаях, когда это связано с установлением приоритета, когда
· документ является продолжением ранее опубликованных материалов или эти материалы обсуждаются в документе;
· цифровые данные, содержащиеся в оригинале, при реферировании систематизируются и обобщаются. Таблицы, схемы, графики, формулы включаются в реферат лишь при необходимости уяснить основное содержание документа. Единицы измерения должны соответствовать принятым в нашей стране стандартам, географические названия должны быть написаны в русской транскрипции, а иностранные фамилии и названия фирм − в написании оригинала.
Объем реферата − одна из остро дискутируемых до сих пор проблем. Иногда объем зависит от объема реферируемого источника или его конкретного содержания.
Объем рефератов по естественно-техническим наукам в соответствии с ГОСТом составляет 1000 − 2500 печатных знаков. Объемы рефератов по гуманитарным наукам ГОСТом не регламентируются − в среднем их объем равен 5000 − 6000 печатных знаков, иногда − 12000 печатных знаков и более.