Общая характеристика научного стиля
Подстили научного стиля 1) собственно научный; 2) научно-учебный; 3) научно-популярный.
Научный стиль обслуживает сферу науки. Его стилеопределяющими факторами являются:
1) сфера общения – оформление, передача, восприятие, утверждение и хранение научного знания (научные контакты);
2) задачи коммуникации – экономное представление нового знания в контексте накопленного; свернутая экспликация (использование, объяснение) освоенного знания; рационально-организованная документация;
3) участники коммуникации – абстрагированные и типизированные применительно к данной области и уровню знания личности выразителя нового знания и обучаемого или специалиста;
4) реализация языковых функций – функция сообщения; когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда называемая экспрессивной, т.е. выражения деятельности сознания);
5) контактность – дистантная во времени и пространстве, опосредованная письменным текстом; полупрямая в устном общении;
6) организация речи – очень высокая степень формальной и содержательной подготовленности.
Стилевые языковые черты:отвлеченно-обобщающий характер изложения, точность, логичность, последовательность, объективность в представлении информации; однообразие, однородность языковых средств; безэмоциональность, необразный характер речи; своеобразная экспрессия.
Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой научной речи. Они необходимы и деловому языку, и публицистическому, желательны и в разговорно-обиходной речи.
Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научных произведений не может существовать.
Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают собой каждый научный текст. Это сказывается прежде всего в том, что почти каждое слово выступает здесь как обозначение общего понятия или абстрактного предмета.
Логичность – это последовательность расположения всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними.
Ясность – это понятность, доступность.
Точность – это однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и означающим. (См. тему 4)
Отсутствие открыто выраженной эмоциональности в научном тексте связано с ограниченностью авторского, личностного начала.
Для научной речи характерна тенденция к стандартизации, которая проявляется и в структуре текста, и в использовании языковых средств.
Научный стиль бытует и в письменной, и в устной речи. Первичной формой является письменная форма. Звучащая научная речь в значительной степени испытывает влияние книжно-письменного ее варианта, т.к. большинство устных научных выступлений читается по заготовленному заранее письменному тексту.
Стиль произношения в научной речи книжный, полный, с логическим выделением смысловых центров.