Информационные правоотношения
Информационное правоотношение - это урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационной нормой.
Информационно-правовые нормы регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационным нормам присущи все основные характерные черты норм. Информационно-правовая норма состоит из: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений.
Диспозиция - содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливает их права и обязанности.
Санкция - устанавливает защиту прав и обеспечение исполнения установленных правил.
Элементы информационных правоотношений:
а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;
б) поведение субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений;
в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;
г) права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
Классификация информационных правоотношений:
1) регулятивные и охранительные. Регулятивные - связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, например доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам. Охранительные - возникают в связи с совершением правонарушения. Данное правоотношение имеет место, когда возникают незаконные ограничения прав средств массовой информации;
2) материальные и процессуальные. Материальные- складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений, например в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений. Процессуальные - складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения, прекращения, например при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям;
3) абсолютные и относительные (в зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений). Абсолютные- отношения, складывающиеся между заявителями и неопределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче патента, содержащих, в частности, название и формулу изобретения или полезной модели или перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.
В относительныхинформационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Например, отношения между работниками и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных.
Субъекты информационных правоотношений — это субъекты информационного права, под которыми понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.
В правоотношениях, связанных с поиском и получением информации, которые складываются, прежде всего, по поводу использования информационных ресурсов, организации и деятельности средств массовой информации, на первый план выходят фигуры потребителей информации — граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления (потребители информации).
В правоотношениях, связанных с производством информации, которые складываются по поводу деятельности средств массовой информации, формирования информационных ресурсов, рекламной деятельности, — издательства, редакции средств массовой информации, рекламодатели, журналисты, органы государственной власти и самоуправления.
В отношениях, связанных с управлением информационными процессами, которые складываются практически во всей информационной сфере, — органы государственного управления в информационной сфере.
Под объектами информационных правоотношений понимаются блага, существующие в формах информации, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными.
Содержанием информационных правоотношений являются взаимные права и обязанности участников информационных правоотношений.
К правам относятся:
— правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;
— правомочия на чужие действия, заключающиеся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;
— правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участником правоотношения своих обязанностей.
К обязанностям относятся:
— необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них;
— необходимость исполнить требования управомоченного субъекта;
— необходимость нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.
Тема 2. ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ