Информационные правоотношения

Информационное правоотношение - это урегулирован­ное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, уста­новленных и гарантированных информационной нормой.

Информационно-правовые нормы регулируют обособ­ленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационным нормам присущи все основные характерные черты норм. Информационно-правовая норма состоит из: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кото­рых могут возникать информационные правоотношения, и ука­зывает на круг субъектов - участников этих правоотношений.

Диспозиция - содержит предписание о том, как долж­ны поступать субъекты правоотношений, устанавливает их права и обязанности.

Санкция - устанавливает защиту прав и обеспечение исполнения установленных правил.

Элементы информационных правоотношений:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осу­ществлении информационных процессов;

б) поведение субъектов при осуществлении ими инфор­мационных правоотношений;

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в ин­формационные правоотношения;

г) права, обязанности и ответственность субъектов право­отношений при осуществлении информационных процессов.

Классификация информационных правоотношений:

1) регулятивные и охранительные. Регулятивные - связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распростра­нению информации, например доступ физических и юриди­ческих лиц к государственным информационным ресурсам. Охранительные - возникают в связи с совершением правонарушения. Данное правоотношение имеет место, когда возникают незаконные ограничения прав средств мас­совой информации;

2) материальные и процессуальные. Материальные- складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений, на­пример в результате реализации права гражданина или ор­ганизации на опровержение не соответствующих действи­тельности и порочащих их честь и достоинство сведений. Процессуальные - складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения, прекращения, например при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям;

3) абсолютные и относительные (в зависимости от структуры связи между субъектами информационных пра­воотношений). Абсолютные- отношения, складывающиеся между зая­вителями и неопределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче патента, содержащих, в частности, на­звание и формулу изобретения или полезной модели или перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.

В относительныхинформационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противо­стоят точно поименованные лица. Например, отношения между работниками и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных.

Субъекты информационных правоотношений — это субъекты информационного права, под которыми пони­маются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.

В правоотношениях, связанных с поиском и получением информации, которые складываются, прежде всего, по пово­ду использования информационных ресурсов, организации и деятельности средств массовой информации, на первый план выходят фигуры потребителей информации — граж­дане, организации, органы государственной власти и мест­ного самоуправления (потребители информации).

В правоотношениях, связанных с производством инфор­мации, которые складываются по поводу деятельности средств массовой информации, формирования информаци­онных ресурсов, рекламной деятельности, — издательства, ре­дакции средств массовой информации, рекламодатели, жур­налисты, органы государственной власти и самоуправления.

В отношениях, связанных с управлением информацион­ными процессами, которые складываются практически во всей информационной сфере, — органы государственного управ­ления в информационной сфере.

Под объектами информационных правоотношений пони­маются блага, существующие в формах информации, по по­воду которых возникает и осуществляется деятельность участ­ников этих правоотношений. При этом информация являет­ся благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными.

Содержанием информационных правоотношений являют­ся взаимные права и обязанности участников информацион­ных правоотношений.

К правам относятся:

правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически зна­чимых действий;

правомочия на чужие действия, заключающиеся в возможности требовать от обязанного лица исполнения воз­ложенных на него обязанностей;

правомочие на защиту, заключающееся в возможно­сти прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участником правоотношения своих обязанностей.

К обязанностям относятся:

необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них;

необходимость исполнить требования управомоченного субъекта;

необходимость нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

 

 

Тема 2. ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ