Словообразовательная и морфологическая синонимия

Так, с помощью различных суффиксов или префиксов от одного и того же корня образуются слова близкой семантики, но различного экспрессивно-эмоционального и стилистического характера. Здесь в особенности значимы суффиксы субъективной оценки. Примеры подобных синонимических рядов с выражением в них отношения говорящего к называемому: человек, человечишко, человечище; мама, мамочка, мамуся, мамуля, мам­ка, мамища; книга, книжица, книжонка, книжища; журнал, журнальчик и т. п. Помимо экспрессивно-эмоциональных, есть суффиксы и функционально-стилистические, употребление которых соотносит слово с определенной сферой общения. Пре­имущественно это суффиксы (и соответствующие слова) разго­ворной окраски и сниженного, фамильярного характера. Их можно рассматривать как синонимические к нулевому суффиксу в слове или к другому суффиксу: табурет табуретка, жилет жилетка, картофель картошка, читальня читалка. Ср., кроме того, просторечные: столовка, умывалка, караулка.

Можно привести примеры и префиксальной синонимии стилистического значения. Она более чем суффиксальная, связана со смысловыми различиями. Отчасти поэтому здесь речь идет чаще о синонимии собственно приставок, чем слов с разными приставками. Ср.: войти взойти; нисходить сходить; ниспадать спадать; восходить всходить и т. п. Стилистическая синонимия свойственна прежде всего приставкам разного происхождения, преимущественно русского и старославянского: чрез- через-, из- вы-, нас- − с-, воз- −вз-, со- − с- и др.

Синонимичны окончания именительного падежа множественного числа существительных: инженеры инженера, профессоры (устар.) − профессора, учители (устар.) − учителя, токари токаря; шофёрышофера, библиотекари библиотекаря; отпуска отпуска, торты − торта и т. п. Формы на -а(-я), за исключением немногих прочно вошедших в язык вариантов (учителя, профессора, доктора), еще сохраняют окраску разговорности и даже просторечия, хотя продуктивность этих образований все растет.

Синонимические варианты окончаний родительного и предложного падежей (род. п.) и (пр. п.) традиционно квалифицируются как стилистически нейтральные или книжные формы, а − как разговорная (иногда просторечная), например: стакан чаячаю, кусок сыра сыру, кружка кваса квасу, кусок сахара сахару; в доме в дому (устар.), в квасе в квасу (устар.), в цехев цеху, в отпуске в отпуску. Есть тенденция к расширению использования форм на -а(-я) в род. п. за счет форм на -у(-ю). Вторые варианты форм предл. п. имеют либо архаичный, либо разговорный характер, хотя это правило не является абсолютным, вопрос о выборе окончания здесь решается особо для каждого слова.

Стилистические синонимы в морфологии охватывают и фор­мы родительного падежа множественного числа существитель­ных, например: помидоров помидор, апельсинов апельсин; простынь простыней, свечей свеч; побережий побережьев; яслей ясель. Первая форма в каждой паре литературно ней­тральная, а вторая разговорная или просторечная и в какой-то мере допустима лишь в устно-бытовой речи. Впрочем, в связи с тенденцией к экономии средств языка все расширяется упот­ребление форм с нулевым окончанием − «помидор», «апельсин».

Синонимичны полные и краткие (усеченные) варианты окон­чаний тв. п.: водой водою, зимой зимою, а также варианты: дверьми дверями, дочерьми дочерями. Вторые формы лите­ратурно-книжные, более свойственные письменной речи, а пер­вые − устно-разговорные. Подобные стилистико-морфологические синонимические пары наблюдаются и в формах на -ся: смеюсь смеюся, вожусь вожуся, боюсь боюся, развлекаюсь развлекаюся и т. п. Здесь формы на -сяразговорно-просторечные в отличие от форм на -сь,литературных, с некоторым оттенком книжно-письменной речи.

Синонимия в морфологии касается также параллельных деепричастий: придя пришедши, взяв взявши, вытерев вытерши, продумав продумавши (вторые варианты разговорные); она захватывает и формы превосходной степени: самый глубокий глубочайший, самый прекрасный прекраснейший, наиболее детальный детальнейший (вторые варианты отличаются более экспрессивным характером и несколько ограниченным употреблением по сравнению с первыми).