Историческая стилистика
Прагматическая стилистика
Функциональная стилистика
Текстовая стилистика
Основные направления и аспекты изучения стилистики
1. Наиболее узкое понимание стилистики (но исторически не первое) было выдвинуто американской дескриптивной лингвистической школой 40−50-х гг. XX в. Дескриптивная(от англ. – описательный)стилистикаформальных элементов структуры языка, без учета его смысловой стороны,– ее задачей было описание путем применения метода распределения языковых элементов (фонем, морфе, слов) по законам, которые присущи данному языку.
Более широкое понимание стилистики, непосредственно исходящее из предыдущего, характерно для современной, главным образом, английской лингвистики текста. То, что дескрептивисты определяли как стилистическую вариативность, т.е. построение текста на более длинных отрезках, чем предложение, в лингвистике текста рассматривается как проявление общих закономерностей построения текста.
Была разработана исторически ранее, в 30-40-х гг.XX в. лингвистами пражской лингвистической школы. Текст, вообще речевой акт, устный или письменный, с этой точки зрения предстает как результат выбора говорящим языковых форм из заранее данных языком возможностей − фонетических, грамматических, и как их комбинация в речевом акте в зависимости от его цели («функции»). Основу такого истолкования Стилистики составило понятие «коммуникативного», или «функционального», стиля речи. Этот подход смыкается в какой-то степени с социолингвистикой.
Понятие функционального выбора, в свою очередь, выходит к концепции Ш. Балли, согласно которой в языке констатируются многочисленные синонимические формы и их ряды, один из последних составляет «нейтральный фон», а другие отличаются той или иной дополнительной окраской − именно стилистической. Балли выделял экспрессивную − «сниженную», разговорно-фамильярную, или, напротив, «высокую», книжную окраски (ср., например, голова − нейтр., глава − кн., высок., башка − снижен.).
С одной стороны, в противопоставлении развивающемуся учению о структуре языка стилистика стала осознаваться как общее учение об употреблении языка (в современном языкознании − Г. О. Винокур), что отвечало повсеместному сдвигу лингвистики 50-х гг. XX в. к исследованию «языка в действии» (Э. Бенвенист), использования языка говорящими в разных ситуациях и т.д. Эти вопросы включаются в сферу языковой прагматики (с греч. − ргаdmа − дело, действие), и, следовательно, можно говорить о прагматической стилистике.
В концепции Г. О. Винокура общественное употребление языка носит исторический характер. Уже с 30-х гг.XX в. синхронная стилистика современного языка стала рассматриваться, главным образом В. В. Виноградовым, как этап в истории литературного языка; этот подход и стал определяться как историческая стилистика.