Краткая характеристика формирования стилистики как лингвистической дисциплины

Определение основных понятий и категорий стилистики

Основные направления и аспекты изучения стилистики

Краткая характеристика формирования стилистики как лингвистической дисциплины

Стилистика как лингвистическая дисциплина

15.3 Содержание понятия «стиль». Функциональный стиль

 

Стилистика имеет большое значение для развития теории языка, она закладывает теоретические основы ряда прикладных дисциплин − культуры речи, практической стилистики, методов редактирования.

Значение стилистики обнаруживается и в углубленном специальном изучении проблем взаимодействия лингвистического и экстралингвистического. Стилистика, особенно функциональная, обогащает наши знания о функциональном аспекте языка, следовательно, о языке в целом.

Слово «стилистика» происходит от лат. stilus − остроконечная палочка для письма, манера письма.

Стилистика− раздел языкознания, имеющий основным предметом «стиль» во всех языковедческих значениях этого термина: как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т.д. Однако задачи стилистики шире, чем только изучение стиля; она исследует эволюцию стилей в связи с историей литературного языка, язык художественной литературы в его эволюции, универсальные приемы языкового построения литературных произведений (соприкасаясь с поэтикой), а также жанры общения. Стилистика изучает также экспрессивные средства языка, фигуры речи и тропы, которые могли быть и не связаны с каким-либо одним определенным стилем.

Современная стилистика понимается различно в разных лингвистических направлениях и школах, причем каждое понимание имеет объективное основание в связи с многосторонностью основного предмета стилистики - стиля.

Сравним следующие определения понятия«стилистики»:

«Под стилистикой принято понимать науку о стилях языка. Изучая закономерности употребления речевых средств, она оценивает, отбирает и культивирует лучшие образцы национальной речевой деятельности. Она раскрывает и обобщает удачные и наиболее целесообразные способы и приемы использования различных средств языка. В силу этого стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка». (Ефимов А. И. Стилистика русского языка − М., 1969).

«Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, способствующих сформированию выразительных средств того или иного языка». (Ш. Балли. Французская стилистика − М., 1961)

«Стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (Кожина М. Н. Стилистика русского языка − М., 1983).

Предмет «Стилистика» появился в начале XIX века в произведениях немецких романтиков в связи с новыми для того времени понятиями индивидуальности творческий личности.

Предшественницами современной стилистики были античная и средневековая поэтика и в большей степени риторика. Поэтика понималась как наука о поэзии, а риторика первоначально - как наука об ораторском исскустве; центральную часть риторики составляло учение о словесном выражении, в котором рассматривался отбор слов и их сочетание, а также фигуры речи. Риторики XVII и XVIII вв. делают центром учение о стилях (например, риторика А. Х. Белобоцкого в России), в русской стилистике значительную роль сыграла теория стилей М. В. Ломоносова и его «Риторика» (1748).

В середине XIX в. предпринимаются попытки научно обосновать стилистику («Философия стиля» Г. Спенсера (1852) и Х. Штейнталя (1866). Основы исторической стилистики были заложены в трудах А.Н. Веселовского («Из истории эпитета», 1885, и др.) и А. А. Потебни.

Лингвистическая стилистика в современном смысле начинается с работ Шарля Балли («Трактат по французской стилистике», 1909) и становится самостоятельным разделом языкознания в трудах лингвистов Пражского лингвистического кружка. Оформление стилистики в отечественной науке было завершено в концепции В. В. Виноградова.