Этика слушания

Правила для слушающего обобщил Ю. П. Богачев в книге по культуре речи.

1. Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Вступивший в контакт должен чувствовать, можно ли сделать собеседником занятого человека. В служебной обстановке неэтично отрывать от дела работника; в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так. Правило: отдайте предпочтение слушанию перед другими видами деятельности.

2. Слушая, уважительно и терпеливо относитесь к говорящему. Старайтесь выслушать внимательно и до конца. Даже если приходится слушать, с вашей точки зрения, не вовремя и говорящий, как вам кажется, несет чепуху. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите беседу на другое время, аргументировано сославшись на свою занятость. Не выслушать младшего – в семье, на службе – значит нарушить важнейшее правило этики общения. Не выслушать старшего – проявить элементарную грубость.

3. Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не вставляйте каких-нибудь замечаний, не переводите слушание в собственное говорение.

4. Слушая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним.

5. Следует вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос. Необходимо умело сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего.

6. Не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, обращенную к другому. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе.

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте понятие этики

2. Каковы принципы делового этикета?

3. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.

4. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.

5. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

6. Какова история обращения людей друг к другу в России ?

7. Каковы правила этики письменной речи?

8. В чем состоит соблюдение речевого этикета в устной речи?

9. Каковы правила слушания в речевом этикете?

10. Дайте определение понятиям «нация», «национальный язык».

11. Расскажите об истоках русского национального языка.

12. В чем заключается связь языка и общества?

13. Дайте характеристику литературного языка как разновидности национального языка

14. Чем характеризуются территориальные диалекты как разновидность национального языка

15. Особенности просторечья и жаргонов как разновидностей национального языка

16. Какое место занимают славянские языки в совокупности языков мира? Какова роль русского языка в этой совокупности?

17. Охарактеризуйте исконно русскую лексику

18. Источники заимствованной лексики в русском языке

19. Что вы знаете о роли М.В. Ломоносова в развитии русского национального языка?

20. Как развивался русский язык в эпоху Петра Великого?

21. В чём суть разногласий славянофилов (А.С. Шишков) и западников (Н.М. Карамзин) во взглядах на развитие русского языка?

22. Почему мы считаем А.С. Пушкина создателем современного русского литературного языка?

23. Какие перемены произошли в русском литературном языке после Октябрьской революции 1917 года?

24. Каковы особенности развития русского языка в советскую эпоху?

25. Назовите разновидности русского национального языка и дайте краткую характеристику их особенностям.

26. Почему литературный язык считается универсальным средством общения? Расскажите об особенностях, делающих его таковым.

27. Какие особенности устной и письменной форм языка вам известны?

28. Что такое логическая (предметная, понятийная) точность?

29. Охарактеризуйте уровни логичности в тексте.

30. Какие элементы являются чуждыми литературному языку?

31. Что такое канцеляризмы?

32. Расскажите об уместности как качестве грамотной речи.

33. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?

34. Расскажите о богатстве как качестве грамотной речи. Каковы пути обогащения речи?

35. Какие типы словарей вам известны? Расскажите

 

Раздел 2 Нормативный аспект культуры речи