Стилистические фигуры
Данные языковые средства, делающие нашу речь выразительной, разнообразны, и знать их весьма полезно.
Анафора (от греч. anaphora − ana вновь + phoros несущий) − единоначатие, повторение звуков, морфем, слов, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк.
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища (А.С. Пушкин) (повторение звуков)
...Черноглазую девицу,
Черногривого коня! (М.Ю. Лермонтов) (повторение морфем)
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С.А. Есенин) (повторение слов)
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой. (А.С. Пушкин)
Противоположный анафоре стилистический прием называется эпифорой (от греч. epiphora − epi после + phoros несущий) − тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Антитеза (от греч. antithesis − противоположение) − стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп. Этот стилистический приём часто строится на антонимии.
Великий человек на малые дела. (В.И. Даль)
Где стол был яств,
Там гроб стоит. (Г.Р. Державин)
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).
Бессоюзие (асиндетон − от греч. asyndeton) − бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения. Предикативной частью сложного предложения является сочетание основ, простые предложения, которые составляют сложное.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, крики, скрежет. (А.С. Пушкин) (однородные члены)
Лето припасает − зима поедает, (пословица) (предикативные части)
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (А.С. Пушкин) (предикативные части)
Противостоящий бессоюзию стилистический прием называется многосоюзием (полисиндетон − от греч. polisyndeton) − намеренное увеличение количества союзов в предложении. Употребляется обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность текста.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г. Короленко)
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов)
Градация (лат. gradatio − постепенное повышение) − расположение ряда слов в порядке нарастания (восходящая) или ослабления (нисходящая) их смыслового и эмоционального значения.
Не жалею, не зову, не плачу. (С.А. Есенин) (восходящая)
Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) (восходящая)
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц) (нисходящая)
Инверсия (лат. inversio − переворачивание, перестановка) − изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления его выразительности. В русском языке порядок слов свободный, однако это не означает, что члены предложения могут стоять как душе заблагорассудится. Чешский лингвист В.Матезиус, разрабатывавший теорию актуального членения речи, считает, что в предложении должно осуществляться движение мысли от известного, знакомого (тема) и неизвестному, незнакомому (рема). Тема тяготеет к началу предложения, рема − к его концу. Исходя из этого одно и то же предложение может быть представлено разнообразным актуальным членением. Инверсии может подвергаться любой член предложения, на котором автор хочет сделать акцент: Помогла им чистейшая случайность (подлежащее). Не надеюсь я на его аккуратность. (сказуемое) Погода стояла замечательная. (определение) С горечью расставались мы с друзьями. (обстоятельство). За покупками послали его в соседнее село. (дополнение).
Параллелизм (от греч. parallelos − рядом идущий) − тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит. − (русская народная песня «Лучинушка») (отрицательный параллелизм)
Риторический вопрос − вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется ответа.
Кто не ошибался в юности?
Риторическое обращение − стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу, усиливая тем самым выразительность речи.
Эллипсис (от греч. elleipsis) − опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту.
Мы села − в пепел, грады − в прах, в мечи − серпы и плуги. (В.А. Жуковский)
Правда правдой остается, а молва себе − молвой. (А.Т. Твардовский).