Сменный эксплуатационный режим одноковшового экскаватора

Элементы сменного времени Затраты времени, мин
Продолжительность смены Простои по организационным причинам: из-за отсутствия фронта работ из-за несвоевременного обеспечения ТСМ в связи с устранением мелких дефектов в связи с переходом машины из одной рабочей зоны в другую Простои по метеорологическим причинам Полезное рабочее время машины Перерывы в работе по конструктивно-технологическим причинам, в том числе: подготовительно-заключительное время - заправка машины топливом, передача смены ЕТО Перерывы, связанные с организацией труда машинистов, в том числе: на получение бригадой задания и ознакомление с чертежами и объектом на оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации на отдых и личные надобности Время работы машины Перерывы по технологическим причинам, в том числе время: на передвижение вдоль забоя на очистку ковша от налипающего грунта Время чистой работы                      

Фактический средневзвешенный коэффициент сменности находят по формуле

где Тчф - фактически отработанные часы группой оборудования за отчетный период; Nc - среднесписочное количество единиц оборудования в группе, для которой определяется коэффициент сменности; Dp - число рабочих дней за отчетный период.

Плановый коэффициент сменности устанавливают с учетом фактического средневзвешенного его значения по оборудованию данной марки или данного типа за отчетный период.

При годовом режиме работы оборудования распределяют годовое календарное время на рабочее и время, когда оборудование не работает по тем или иным причинам. Годовые режимы разрабатывают на среднесписочную единицу оборудования по каждой группе или каждому виду оборудования для определения продолжительности его рабочего времени в течение года. Их применяют при разработке годовых производственных планов предприятии, использующих оборудование; определении потребности в оборудовании для выполнения планируемых объемов работ; составлении годовых планов ТО и ремонта оборудования; определении планово-расчетных цен на эксплуатацию оборудования; расчетах экономической эффективности средств механизации; анализе фактического использования оборудования и разработке мероприятий по улучшению эксплуатации и повышению выработки оборудования.

Годовой (квартальный) режим работы оборудования устанавливают в часах и днях (сутках) рабочего времени.

Число часов работы оборудования в годуч) рассчитывают по формуле

где Dp - число рабочих дней оборудования в году.

При расчете Dp учитывают следующие перерывы в работе оборудования: праздничные и выходные дни dпв, по метеорологическим условиям dм по организационным (непредвиденным) причинам d0, при выполнении периодических ТО и ремонтов dp и перебазировании оборудования с одного объекта на другой dпб.

Число рабочих дней оборудования в году устанавливают из соотношения

(3.1)

где dк - число календарных дней в году.

При разработке годового (квартального) режима работы оборудования dпв принимают по календарю или на основании скользящих графиков работы операторов или машинистов, принятых данным предприятием.

Расчет dм ведут по каждому неблагоприятному метеорологическому фактору. Общую продолжительность перерывов в работе оборудования находят как сумму числа дней перерывов в его работе по каждому неблагоприятному метеорологическому фактору.

Если неблагоприятные метеорологические условия совпадают с выходными и праздничными днями, то dм устанавливают по формуле

где d′м - число дней с неблагоприятными метеорологическими условиями по данным районных управлений Гидрометеослужбы.

Значение d0 определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в работе оборудования за отчетный (базовый) период. При этом намечают организационно-технические мероприятия, проведение которых позволит в планируемом году уменьшить число дней с простоями. При расчете плановых годовых (квартальных) режимов работы оборудования значения d0 равны 1,5-5 % общего числа календарных дней в году (квартале) или 2,5-7 % числа календарных дней за вычетом выходных и праздничных, т.е.

Время dпб, затрачиваемое на перебазирование оборудования, определяют на основании рассмотрения фактических данных о числе и продолжительности перебазирований за предшествующий отчетный год. В тех случаях, когда годовой режим работы оборудования составляют с учетом данных об объектах использования оборудования, число дней, затрачиваемых на перебазирование, подсчитывают по формуле

где dп - продолжительность одного перебазирования, дни; Тоб - расчетное число часов работы оборудования на объекте; Рч - ремонтный коэффициент, дн/ч.

Для оборудования, которое ежедневно возвращается на свою базу, значение dпб не учитывается.

Время dp, затрачиваемое на ТО и ремонт, определяют по формуле

Ремонтный коэффициент Рч представляет собой число дней, приходящихся на ТО и ремонт в 1 ч работы оборудования. Его рассчитывают по формуле

(3.2)

где tк, tт, tТО-3, tТО-2, tТО-1 tСТО - среднее плановое время пребывания оборудования соответственно в капитальном и текущем ремонтах, техническом обслуживании ТО-3, ТО-2, ТО-1 и сезонном техническом обслуживании (СТО), nт; nТО-3, nТО-2, nТО-1 и nСТО - соответственно число текущих ремонтов, ТО-3, ТО-2, ТО-1, сезонное обслуживание за межремонтный цикл; Пк - периодичность проведения капитального ремонта, мото-ч.

Значения tк tт; tТО-3, tТО-2, tТО-1, tСТО, nт; nТО-3, nТО-2, nТО-1 и nСТО устанавливают на основании действующих рекомендаций по ТО и ремонту оборудования на предприятии.

В тех случаях, когда оборудование работает с сезонными перерывами из-за климатических или иных условий и если в этот период проводят капитальные ремонты, то из числителя формулы (3.2) исключается значение tк.

При расчете годового режима работы для группы оборудования, состоящей из разных марок, выявляют средневзвешенное значение ремонтного коэффициента Рчср по формуле

где Рч1, Рч2,..., Рчn - значения ремонтных коэффициентов по отдельным маркам оборудования, входящего в группу; А, Б, ..., N - количество единиц оборудования по отдельным маркам.

Перерывы в работе оборудования по различным причинам стремятся сократить за счет совмещения перерывов по времени, а также проведения различных организационно-технических мероприятий. Так, продолжительность перерывов в связи с выходными и праздничными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для ТО сокращают за счет организации его в выходные дни или в нерабочие смены и т.д.

Исполнение годовых режимов работы оборудования оценивают коэффициентом использования календарного времени Кк, показателем использования оборудования по времени Кч, и показателем выполнения годового режима работы оборудования Кг

Коэффициент использования календарного времени Кк - отношение часов работы одной среднесписочной единицы оборудования в году Тч к числу календарных часов Тк, т.е.

Кк = Тчк.

При определении планового коэффициента использования календарного времени значение Тч принимают в соответствии с режимом работы, а при определении коэффициента фактического использования календарного времени - по данным отчета.

Число календарных часов в году Тк определяют как произведение числа календарных дней на продолжительность суток в часах (24 ч), т.е.

Тк = 24dк

Показатель использования оборудования по времени Кч - отношение фактического числа часов работы оборудования в году Тчф к числу часов работы оборудования, установленному годовым режимом работы Тч, выраженное в процентах, т.е.

Кч = (Тчфч)100.

Показатель выполнения годового режима работы оборудования Кг - отношение фактического числа дней работы оборудования в году Dф к числу дней работы оборудования, установленному годовым режимом работы Dp, выраженное в процентах, т.е.

Кг = (Dф/Dр)100.