Внешняя политика
Особенностью современной России является то, что, несмотря на свою уходящую в глубь веков историю, это новая страна, фактическое существование которой начинается после распада Советского Союза в 1991 г. Международное сообщество признало Российскую Федерацию государством-продолжателем СССР, то есть СССР и РФ являются с точки зрения международного права, в том числе заключенных Советским Союзом международных соглашений, одним и тем же государством. Россия провозгласила себя преемницей Советского Союза, признав его долги и получив права на зарубежное имущество. Но цели этого великого государства прошлого новой России были чужды, а средства их достижения – недоступны. Попытки играть прежнюю роль в системе международных отношений были не нужны в первую очередь самой же России. Поэтому Россия столкнулась с серьёзной проблемой – необходимостью выработать собственные национальные интересы и стратегию их защиты. Эта задача была тем более сложной, что общество в нашей стране не представляло собой устоявшейся системы. Оно только складывалось (хотя складывалось довольно быстро).
Большим достижением этого периода стало участие России в Совете Европы, авторитетной международной межправительственной организацией, созданной в 1949 г. Заявку о приеме в эту организацию Россия подала еще в 1992 г., но вопрос был решен лишь спустя три с лишним года. В конце января 1996 г. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) после долгих колебаний, усилившихся с началом войны в Чечне, приняла решение о приеме России в эту организацию. В результате Россия стала 39-м членом ПАСЕ.
Значительно более сложным делом для России стали попытки вступления в Европейский Союз (ЕС). Заявив о своем намерении вступить в эту организацию, Россия начала движение по этому пути еще в 1994 г., когда после трехлетней подготовки, Б.Ельцин подписал на Корфу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Соглашение с ЕС закрепило равенство РФ в торговых отношениях. Снятие дискриминационных барьеров в торговле со странами ЕС, на долю которых приходится более 40% российской внешней торговли, позволило государству и бизнесу сэкономить сотни миллионов долларов в год.
В целом надежды России на то, что «правильная» с точки зрения США внешняя политика (то есть политика односторонних уступок) позволит обеспечить России существенную поддержку, в том числе экономическую, в период разрушительно тяжелого экономического кризиса (падение ВВП почти в два раза) не оправдались. Правда, политическая поддержка Б.Н. Ельцину была оказана – его победа на президентских выборах 1996 г. не без некоторых оснований приписывается отчасти американским политтехнологам. Но общие неудачные результаты требовали серьёзной корректировки внешнеполитического курса России.
Следующий этап внешней политики России связан в первую очередь с именем ставшего в 1996 г. министром иностранных дел Е.М. Примакова. С его приходом на пост министра иностранных дел во внешней политике страны наступил этап, который, можно охарактеризовать как этап защиты национальных интересов. Такая страна, как Россия, не может ходить на одной, «западной ноге», говорил Примаков.
Новые подходы к внешней политике были сформулированы в президентском Послании Федеральному Собранию в 1997 г. Среди целей внешней политики в Послании президента России особо подчеркивались две:
1) «отстаивать национальные интересы России, не сползая к конфронтации, а укрепляя основы стабильности и сотрудничества в международных отношениях»;
2) построение такой системы, международных отношений, которая исходит из того, что наш мир многополюсный, что в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы».
Главной проблемой внешней политики России на европейском направлении в 1997 г. было названо расширение НАТО на Восток. Заявляя, как и прежде, о своем резко отрицательном отношении к этим устремлениям НАТО, Россия вместе с тем выразила готовность подписать соглашение с этим блоком, в котором будут оговорены условия расширения. России нужны были твердые гарантии взаимной безопасности, в том числе и в ядерной сфере, создание надежного механизма консультаций и принятия решений.
В послании 1997 г. имелось три ключевых отличия от предыдущих документов такого типа. Первое из них обозначено уже в самом начале главы о внешней политике: «Перед лицом внешних вызовов и угроз, - отмечается в этой части, - нам крайне необходима взвешенная, продуманная на перспективу внешняя и оборонная политика, объединяющая общественные и политические силы, властные институты». Второе отличие заключается в твердой и ясной поддержке Россией такой системы международных отношений, которая основана на многополюсности, а не однополярности, к чему стремятся Соединенные Штаты Америки. Очевидно, что в этом вопросе интересы России и США были диаметрально противоположны. Третье состоит в том, что в отличие от предыдущих документов подобного типа, в Послании 1997 г. ничего не говорится о важности партнерских отношений со странами Запада и стремлении развивать именно такого рода отношения. Говорится лишь о «равноправном, долговременном сотрудничестве» с этими странами. Что же касается партнерства, то о нем в терминах «доброго, доверительного» говорится применительно к отношениям с Китаем. Такая позиция была зафиксирована в «Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка», подписанной 24 апреля 1997 г. в Москве Президентом РФ Ельциньм и Председателем КНР Цзян Цземинем.
В качестве определенной компенсации за ущерб, нанесенный России расширением НАТО на Восток, наиболее развитые страны мира, или «большая семерка», приняли решение трансформировать «семерку» в «восьмерку», включив в нее Россию. Процесс такой трансформации начался еще в 1992 г. в Мюнхене, был продолжен в Неаполе в 1994 г. и вступил в свою завершающую стадию на встрече в верхах в Денвере (штат Колорадо, США), состоявшейся 20-22 июня 1997 г.
В отличие от предыдущих лет, когда на саммитах «семерки» Россию допускали лишь к обсуждению некоторых, в основном политических проблем, в 1997 г. она была привлечена ко всем ключевым общемировым вопросам, кроме финансовых. Это событие было весьма выгодно для России. У нее появилось больше возможностей развития сотрудничества с ведущими индустриальными державами мира, повышения своего международного престижа.
Таким образом, была предпринята попытка России играть по правилам «многополярного мира». Однако далеко не очевидно, что мир после распада СССР стал многополярным, и даже что он может стать многополярным. Фактически Е.М. Примакову пришлось работать над конструированием такого миропорядка, расширяя связи России с Китаем, Индией, Ираном и арабскими странами, рассматривавшимися как потенциальные полюсы нового миропорядка. Но политических ресурсов России оказалось явно недостаточно для решения этой проблемы. Демонстрацией неудачи в данной сфере стали действия НАТО против Югославии в 1999 г.
Содружество независимых государств (СНГ) –региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
В сферу стратегических интересов России входят суверенные государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. Однако первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с середины 1990-х гг. наметились некоторые изменения во внешнеполитических ориентирах.
В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, формирование границ, невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями. В отношениях России со многими бывшими республиками СССР остаются нерешенные проблемы. Это качается вопроса о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились беженцы. В 1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). В отношениях с Украиной существует проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота.
В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз стран СНГ оказался более выгоден, чем сепаратизм. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.). 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, после чего развернулась дискуссия по поводу «Уставу союза России и Беларуси».
Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ было подтверждено Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие этого типа сотрудничества рассматривается как один из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности стран СНГ. Однако на сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ.
Итоги. После 1991 г. Российская Федерация получила международное признание правопреемницы СССР во внешней политике и подтвердила свою приверженность соглашениям и договоренностям по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.
Россия – один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международной безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России, в частности СНГ.