Соединения деталей машин

Как классифицируются соединения?

 

По сохранению целостности деталей при разборке:

● Разъемное.

● Неразъемное.

По методу образования, определяемого процессом получения соединения:

● Заклепочное.

● Сварное.

● Паяное.

● Клееное.

● Прессовое.

● Резьбовое.

● Штифтовое.

● Шпоночное.

● Шлицевое.

2.1. Неразъемные соединения

2.1.1. Какие соединения называются неразъемными?

 

Соединения, при разборке которых нарушается целостность составных частей изделия.

2.1.2. Что такое заклепочное соединение?

Неразъемное соединение деталей с применением заклепок.

 

 

2.1.3. Как определяется прочность заклепочного соединения?

 

Проверяют:

● Прочность заклепок на срез.

● Прочность соединения на смятие.

 

2.1.4. Что называют сварным соединением?

Неразъемное соединение, выполненное сваркой.

2.1.5. Какой вид сварки наиболее широко распространен?

 

Электрическая сварка.

2.1.6. Основные виды электросварки.

 

● Электродуговая.

● Контактная.

2.1.7. На чем основана электродуговая сварка?

 

На использовании теплоты электрической дуги для расплавления металла.

2.1.8. Для чего на электроды наносится покрытие?

 

Для защиты расплавленного металла от вредного воздействия воздуха, что обеспечивает высокое качество сварного шва и устраняет разбрызгивание металла.

2.1.9. На чем основана контактная сварка?

 

На использовании повышенного омического сопротивления в стыке деталей при пропускании через соединение тока, в результате чего стык деталей размягчается и при сдавливании образуется прочное соединение.

 

2.1.10. Виды сварных соединений.

Сварные швы:

● Стыковой 1.

● Нахлесточный 2.

● Тавровый 3.

● Угловой 4.

 

 

2.1.11. Что является геометрической характеристикой стыкового шва?

Толщина свариваемых деталей.

 

2.1.12. Как определяется прочность стыкового шва?

Расчет стыкового шва производится по нормальным напряжениям растяжения или сжатия по номинальному сечению свариваемых деталей без учета выпуклости шва.

2.1.13. Почему соединения с натягом (прессовые соединения) относят к неразъемным соединениям?

 

Эти соединения можно разбирать без разрушения деталей, однако их повторная сборка не обеспечивает той же надежности соединения, что и первичная.

2.1.14. Что такое натяг?

 

Положительная разность между диаметрами вала и отверстия до их сборки, диаметр вала несколько больше диаметра отверстия.

2.1.15. Благодаря каким силам прессовое соединение передает нагрузку?

 

При сборке вследствие упругих и пластических деформаций диаметр посадочных поверхностей деталей становятся общим. При этом на поверхности посадки возникают удельное давлениеи соответствующие ему силы трения. Силы трения обеспечивают неподвижность соединения и позволяют воспринимать как крутящие, так и осевые нагрузки.

2.1.16. Какими способами выполняется сборка прессового соединения?

 

● Прессованием.

● Температурным деформированием (втулку нагревают, вал охлаждают).

 

2.2. Разъемные соединения

 

2.2.1. Какие соединения называются разъемными?

 

Соединения, при разборке которых не нарушается целостность составных частей изделия.

 

2.2.2. Какие разъемные соединения наиболее распространены в машиностроении?

 

● Резьбовые.

● Штифтовые.

● Шпоночные.

● Шлицевые.

2.2.3. Какие соединения называются резьбовыми?

 

Соединения с применением деталей, имеющих резьбу.

 

2.2.4. Геометрические параметры резьбы.

D – наружный диаметр винта,

или номинальный диаметр резьбы,

d – внутренний диаметр винта,

p – шаг резьбы.

 

 

2.2.5. Как классифицируются резьбы?

 
 


● По форме профиля – треугольная 1, трапецеидальная 2, прямоугольная 3, упорная 4, круглая 5.

● По расположению – наружная, внутренняя.

● По числу заходов – однозаходная, многозаходная.

● По направлению заходов – правая, левая.

● По величине шага – с крупным шагом, с мелким шагом.

2.2.6. Основные крепежные детали.

 

Болт, винт, шпилька, гайка.

 

2.2.7. Виды резьбовых соединений.

 

Болтовое 1, винтовое 2, шпилечное 3.

Болт применяют при относительно небольшой толщине соединяемых деталей.

Винт применяют, когда корпусная деталь большой толщины не позволяет выполнить сквозное отверстие для установки болта.

Шпильку применяют вместо винта при частых сборках и разборках соединения.

 

2.2.8. Способы стопорения резьбовых соединений.

 

● Постановка контргайки.

● Применение пружинной шайбы.

● Гайку соединяют со стержнем болта при помощи шплинта, который вставляется в отверстие и выступающие концы которого отгибаются.

● Гайку жестко соединяют с деталью стопорной шайбой, имеющей отгибаемые лапки.

2.2.9. Какие соединения называются штифтовыми?

 

Разъемные соединения с применением штифтов.

2.2.10. Для чего служат штифтовые соединения?

● Для фиксации точной ус-тановки деталей.

● Для закрепления деталей на валах и осях и для передачи вращающего момента от вала к установленным на нем деталям или наоборот.

 

2.2.11. Как определяется прочность штифтового соединения?

Проверяют:

● Прочность штифта на срез.

● Прочность соединения на смятие.

 

2.2.12. Какие соединения называются шпоночными?

 

Разъемные соединения с применением шпонок.

2.2.13. Для чего служат шпоночные соединения?

 
 


Для закрепления деталей на валах и осях и для передачи вращающего момента от вала к установленным на нем деталям или наоборот.

 

2.2.14. Виды шпонок.

● Призматическая 1.

● Клиновая 2.

● Сегментная 3.

 

 

2.2.15. Как определяется прочность шпоночного соединения?

Проверяют:

● Прочность шпонки на срез.

● Прочность соединения на смятие.

2.2.16. Что такое шлицевое соединение?

 

Разъемное многошпоночное соединение, в котором шпоночные выступы (шлицы) выполнены за одно целое с валом.

2.2.17. Основные типы шлицевых соединений.

 
 


По форме профиля выступов различают три типа соединений:

● Прямобочное 1.

● Эвольвентное 2.

● Треугольное 3.

Стандартом предусмотрены три серии соединений: легкая, средняя и тяжелая. Они отличаются высотой и числом выступов.