В. Прочтите материал второй колонки.Согласны вы или нет с доводами спичрайтеров? Обоснуйте свой ответ.

Давайте обойдемся без предисловий и сразу ознакомимся с разбираемым выступлением главы государства. Эта речь была произнесена на всероссийском молодёжном Форуме победителей “Прорыв” 17 декабря 2009 года в Москве, в спорткомплексе “Олимпийский”. Цитируем по Кремлин.ру

Б. Прочтите комментарий спичрайтеров.

Отрадно, что разбирать речи президента возможно с позиций риторической азбучности. У нас есть возможность не копаться в деталях, не цепляться за едва заметные шероховатости, а говорить очень генерально. Для учебных целей, которыми студия “Аргументъ” руководствуется в своих разборах, такое положение вещей идеально.

Итак, у данной речи есть серьезный изъян в ее тезисе, в ее основной мысли.

Тезис не соответствует требованиям риторики.

Тезис: “Мы будем делать нашу страну сильной, мощной, и для этого нужна ваша энергия, энергия молодых”. Тезис озвучен в конце и совпадает с выводом, это вполне возможный способ его расположения, хотя лучше, все-таки, ставить его повыше, а в конце повторять в рекапитуляции. Тезис вполне подтвержден. “Мы будем делать нашу страну сильной и мощной” – об этом абзац, начинающийся словами “знаете, мы сейчас много работаем”. “Для этого нам нужна” – то, что действительно нужна, подтверждается в последнем абзаце словами о непрекращающемся Годе молодежи. “Ваша энергия, энергия молодых” – об этом начало речи, где раскрывается, что такое энергия молодых.

Проблема не в том, что тезис не подтвержден, а в том, что он сам по себе не соответствует требованиям риторики.

Что такое публичное выступление? Это попытка ритора решить реальную трудность, проблему аудитории; совсем не всегда проблему практическую, но всегда проблему. Ритор обязан ее сформулировать, раскрыть и предложить решение. Темой выступления оратора является проблема его слушателей, а решением проблемы является тезис его речи.

Тема обязана быть интересной, актуальной и проблемной (поскольку тема – это и есть проблема), а тезис обязан быть новым, спорным и осуществимым (поскольку тезис – это решение проблемы).

Какова тема рассматриваемого выступления президента? Какую проблему аудитории пытается решить это выступление? Какое предлагается решение проблемы? Нет ответа.

Самая страшная ошибка – говорить мимо аудитории/

“Мы будем делать нашу страну сильной, мощной, и для этого нужна ваша энергия, энергия молодых”. Допустим, я – молодой и энергичный победитель “Прорыва”, я сижу на форуме и слышу данный тезис. На какую мою проблему он является ответом, какой моей трудности он является решением? Разве я не знал, что государство должно хотеть делать страну более мощной? Или я совсем не догадывался, что я – такой талантливый, деловой и креативный – могу в принципе государству пригодиться?

Я все это знал и так. Для чего тогда мне необходима услышанная речь?

Тезис данного выступления не является решением проблемы аудитории. А потому тема речи к аудитории не имеет отношения, сколько бы раз в ней не повторялось слово “молодежь”. Данная речь произнесена не в аудиторию, данная речь в аудитории не нуждается. А аудитория, соответственно, не имеет нужды в подобной речи.

Это самая страшная ошибка – говорить мимо аудитории.

Запомните и остерегайтесь.

Примечание. Первый пост в этой теме – “Зачем нужно искать ошибки в речах президента России” – объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева. Советуем ознакомиться во избежание недопонимания. Здесь же, в примечании, с неизменным чувством удовлетворения опять свидетельствуем, что мы полностью, окончательно и бесповоротно поддерживаем курс нашего президента в той его части, которую поддерживаем»[107].


5. Классические риторические правила: мемория и акция