Сообщение модераторами выводов работы группы.

6-й этап.Опираясь на изученные кейсы, подготовить свое риторическое рассуждение в жанре «рассуждения с дефиницией» (т.е. уточнения определения) на тему «Справедливый суд». Сначала приводится ложное определение, затем оно уточняется (в уточнении и должен заключаться аргумент), затем выводится правильное определение: а) «Вы полагаете, что «басманный суд» можно назвать справедливым судом? Но…»; б) «Вы полагаете, что суд присяжных можно назвать совершенным? Но…».

7-й этап. Кейс завершается дискуссией «Кодекс чести в профессиональной и личностной самоидентификации юриста – внешний или внутренний регулятор?»

4. Классические риторические правила: диспозиция, элокуция

Технологии – блиц-опрос, исследовательская, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Модели и методы изложения материала.

2. Композиция речи. Роль зачина и концовки.

3. Рассуждение (хрия): порядок расположения аргументов.

4. Языковые средства и приемы выражения замысла речи.

5. Тропы и фигуры речи.

 

1-й этап. Блиц-опрос.Цель – актуализировать базовые знания для последующей исследовательской работы.

Что такое диспозиция? – Назовите основные виды композиции. – Какова композиция хрии? – Что такое троп? – Назовите основные виды тропов – Вспомните основные группы риторических фигур.

2-й этаписследовательский.Цель – формирование исследовательских (аналитико-синтетических) умений студентов.

2.1.Вспомните основные группы риторических фигур и выполните текстовые задания

Таблица Риторические фигуры, характерные для юридической речи
Фигуры мысли   Фигуры речевой последовательности
Убеждения     Украшения     Страстей - эмоционального воздействия Прибавления     Убавления Размещения и перестановки
Риторический вопрос Вопрос-ответ Предварение Сообщение Сомнение Прохождение Характеристика Цитирование Картина Параллель     Обращение Восклицание Умолчание Усиление Желание Олицетворение Имитация спонтанности Анафора Эпифора Симплока Стык Кольцо Хиазм Многосоюзие Параллелизм Период Эллипсис Обрыв Опущение Зевгма   Инверсия Парцелляция Парентеза      

А. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

 

«Но все же эти люди, куда бы вы ни послали их, – к станку или в тюрьму и ссылку, услышав в вашем приговоре голос, осторожный в признании вины и свободный в приложении милости, исполнятся чувства нравственного удовлетворения. Они увидят, <... > что и им, воздавая по заслугам, судейская совесть сотворила написанное на роду милосердие, внушенное русскому правосудию с высоты первовластия. И пусть из их груди, чуткой ко всякой правде, им дарованной, дорожащей всякою крупицей внимания со стороны вашей, вырвутся благодарные клики, обращенные к тому, чьим именем творится суд на Руси, клики, какие, правда, по иным побуждениям вырывались из груди гладиаторов Рима: «Vive, Caesar, moriuri te salutant!», «Слава, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!» (Ф. Н. Плевако.)

Б. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

«Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела, почему Гомер дает ему эпитет крылатого. Оно льется, как водный поток, и блестит, как небесный свет. Речь и река происходят от одного корня; мы говорим: течение речи, плавная (от глагола плыть) речь; русское баять имеет при себе в прочих индоевропейских языках родственные слова со значением света; припомним выражения: красно говорить, красная речь. Под влиянием таких воззрений слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии. (Л. Н. Афанасьев.)

2. 2. Проанализируйте текст (1 и 2 варианты), опираясь на предложенную схему лингвориторического анализа текста.

А. «Для речей А.Ф. Кони характерен классический «гомеров порядок» расположения аргументов: сначала сильные доводы, затем средней силы, в конце – один наиболее мощный. Оратор редко ограничивается 3-4 аргументами. В некоторых обвинительных речах им рассматривается до 6-8 доводов для обоснования только одного положения. В каждом случае, выбирая количество аргументов, юрист строго следует закону достаточного основания: их должно быть не больше и не меньше, чем нужно для обоснования тезиса. Особое место в обвинительных речах А.Ф. Кони занимают периоды, способствующие полному, последовательному и эмоциональному выражению мысли (...) Например: «Если в один прекрасный день малолетний сын Горшкова, постоянно проживавший при отце в Петербурге, оказывается оскопленным; если рассказ его об оскоплении неправдоподобен; если отец его не ропщет, не жалуется, не негодует на то, что его сын навеки «испорчен»; если он поддерживает тесную связь с лицами, из среды которых вышли губители его сына; если, нимало не заботясь о судьбе исчезнувшего сына, он так интересуется теми людьми и скорбит о предстоящих скопчеству опасностях, то мы можем сказать, что этот человек пожертвовал своим сыном для скопческого дела» – логический период; «В то время, когда он беседовал с должниками, видел их кислые улыбки в расчете процентов, а от иных, слишком уже прижатых им к стене, выслушивал невольные резкие замечания, жена его покупала себе шубки и духи; когда он копил копейку за копейкой деньги, которые приносились ему с презрением к его занятиям, с негодованием к его черствости, когда, сталкиваясь с должниками, которые смотрели на него как на прирожденного и беспощадного врага, он подавал ко взысканию, описывал и продавал их имущество, вынося на себе их слезы и их отвращение, жена его франтила и предавалась удовольствиям» – ораторский период»[104].

Б. «Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»[105].