Образ оратора: этос, логос, пафос. Ораторские роли
Технология – деловая игра – конкурс претендентов на участие в молодежном проекте «Я тот, кто вам нужен».
Вопросы и темы для обсуждения:
1. Логос, этос и пафос.
2. Ораторские маски.
3. Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки.
Ход занятия
1. Сообщение Председателем конкурса темы, цели и видов конкурса.
2.Сообщения организаторов конкурса участникам о требованиях к претендентам(Таблица 1 Критерии оценивания ораторского выступления).
3. Самопрезентации студентов, участников конкурса «Честь имею представиться».
*Примечание. Выберите не менее 8 пунктов для неформальной самопрезентации из памятки, предложенной В.И. Аннушкиным[98]:
1. Во-первых, представьтесь. Встает задача: как себя назвать?
2. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в своих увлечениях? Многого не расскажешь, но заинтригуйте…
3. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Если считаете нужным, расскажите.
4. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы?
5. Какие качества вы цените в людях?
6. Вы – человек общительный? В чем выражается ваша любовь / нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?
7. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?
8. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе?
9. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?
10. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?
11. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?
12. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка?
13. Скажи мне, кто твой друг. У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?
14. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее любитель путешествовать?
Таблица 1. Критерии оценивания ораторского выступления
1.Содержание ораторского выступления | Баллы | |
1.1.Соответствие теме, стилю, жанру | Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру | 0-3 |
1.2.Раскрытие темы, цельность, доказательность, глубина основной мысли | Тема раскрыта, Основная мысль концептуально выражена (ключевые понятия и тезисы отражают систему взглядов выступающего); Отличается самостоятельностью и оригинальностью (в ней есть интересные повороты) есть выводы, и оценки | 0-4 |
1.3.Смысловая цельность Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность | Выступление характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью | 0-3 |
Максимальное количество баллов за содержание | ||
2.Коммуникативные качества речи | ||
2.1. Речевая связность, и последовательность изложения | Выступление связное, последовательное, с правильным тематическим членением текста; есть словесные сигналы начала и конца речи, формулы перехода между частями | |
2.2.Точность, богатство речи | Точное словоупотреблении и сочетаемость слов; языковые средства уместны и разнообразны | |
2.3.Выразительность речи | Имеются яркие, выразительные и изобразительные средства языка (риторические фигуры и тропы); | |
2.4.Соблюдение норм современного русского языка, чистота речи | Выступление характеризуется орфоэпической и акцентологической грамотностью, разнообразием грамматического строя речи | |
Максимальное количество баллов за коммуникативные речи качества | ||
3.Артистизм, речевое мастерство | ||
3.1.Пафос высказывания | Сильное эмоциональное начало и конец, есть эмоциональная кульминация речи. Интонация, сила и тембр голоса варьируются в соответствии с целью воздействия | |
3.2.Диалогичность | Высказывание адресное, обращено к слушателям | |
Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство | ||
Максимальное количество баллов за ораторское выступление |
2. Задание – рекомендация по итогам конкурса: составьте для себя памятку «Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором?».
3. Классические риторические правила: инвенция.
Технологии: а)Коммуникативно-логический тренинг, кейс-технология, работа с таблицами, контент-анализ текста, дискуссия; межпредметная интеграция: «Логика», «Профессиональная этика».