Фигуры речевой последовательности

Фигуры украшения в речи юриста

а) «характеристика» – объяснение преступления в соответствии с личными свойствами и душевными побуждениями преступника: было ли преступление естественным выражением характера, или оно противоречит его природе, а он действовал вопреки личным качествам (т.е. по принуждению или в состоянии аффекта);

б) «цитирование» – дополнение характеристики: речь от лица другого (преступника) как объяснение мотивов поступка (обычно используется в обвинительной речи);

в) «картина» представление события как бы происходящим на глазах у слушателей – словесное рисование ситуации для создания эффекта присутствия и переживания;

г) «параллель» сравнивание двух людей, их внешности, поведения, характеров, чтобы ясно ощутить их сходство или различие (при наличии нескольких подозреваемых для определения роли в группе).

1.3.Фигуры эмоционального воздействия на слушателей

а) обращение: «Граждане судьи», «коллеги», «сограждане», «господа присяжные»;

б) восклицание: «О времена! О нравы!» «Святая простота!»

в) умолчание (для имитации гнева или сильного душевного волнения): «Много ли в нем чистосердечия – это мы увидим» (Плевако Ф.Н. Речь в защиту Кострубо-Карицкого);

г) усиление – повтор мысли – использование синонимического ряда с усилением признака: «Жертва его – слабая девушка, подвергшаяся оскорблениям, насилиям, жестокостям…»

д) желание (звучит в начале или в финале речи и раскрывает цель автора): «Я не хочу обвинять ее, но я должен обличить ее ложь»;

е) олицетворение – приписывание свойств живого человека предметам и даже понятиям: «К сожалению, Зайцев не психолог; он не знал, что, купив после таких мыслей топор, он попал в кабалу к этой глупой вещи, что топор с этой минуты станет живым, будет безмолвным подстрекателем, будет сам проситься под руку» (Андреевский С.А. Речь по делу Зайцева).

2.1. Фигуры прибавления – на основе повтора для демонстрации сильного и продолжительного чувства:

а) анафора – повтор слова или в начале предложения;

б) эпифора – повтор слова в конце отрезка речи;

в) стык – повторы на границе отрезков «только у нас, у нас и больше нигде»,

г) кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается (возврат мысли) «Петр 1 сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия Византии, сегодняшние его преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии»;

д) синтаксический параллелизм – повтор однотипных конструкций «Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлен ненасильственными методами»;

е) хиазм – фигура с повторением двух элементов, но повтор в обратном порядке: «есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть».

2.2. Фигуры убавления – основаны на пропуске единиц (придают внутреннюю энергичность):

а) эллипсис – обычно пропуск сказуемого: «Кто куда, а я в сберкассу».

б) зевгма – пропуск отрезка в продолжении однородной конструкции: «Совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель – бизнесом, ученый – наукой».

2.3. Фигуры размещения и перестановки – основаны на нарушении порядка или дистантного расположения элементов (показывают изменение настроения):

а) инверсия – обратный порядок слов: «Историю делают люди, а не какие-то законы истории»;

б) парцелляция – расчленение высказывания на отрезки: «Дети строят для удовольствия, мы строим для них»; « На предприятие пришел новый директор. Третий за год»;

в) парентеза (эпентеза) – расчленение высказывания вставкой. « Я полагаю – и неоднократно заявлял об этом в прессе, – что недопоступление средств связано с недополучением доходов от приватизации».

г) антитеза – фигура противопоставления «Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства».

Мемория.Как-то один юморист произнес, что услышанные в детстве дворовые песни запоминались лучше, чем стихотвоения классиков. В чем эффект избирательности памяти?

Канон memoria был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения, и имел более психологический, нежели филологический характер. В нем содержался перечень приемов, позволявших запоминать относительно большие объемы текстовой информации, в основном с опорой на комплексные визуальные образы.

Современная риторика, рассматривая мнемонические процессы, опирается на фундаментальные исследования физиологов, психологов, нейро- и психолингвистов , посвященные изучению деятельности мозга, физиологических основ памяти, описанию видов памяти, процессов взаимодействия оперативной и долговременной памяти и т. п.

Мнемоте́хника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Основные приёмы: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации; Рифмизация; Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных; Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией; Метод Цицерона на пространственное воображение; Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти; Методы запоминания цифр: закономерности, знакомые числа.

Мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Риторику интересуют сегодня проблемы моделирования процесса произвольного запоминания, оптимального использования приемов, разработанных в рамках различных мнемотехник, а также сбои в работе мнемонического механизма.

Эффект может бытьдостигнут оратором только посредством комплексного взаимодействия целого ряда навыков мнемонической деятельности:

а)·внимания, которое является результатом концентрации - повышения способности к восприятию;

б) наблюдательности, которая поддерживается созданием ассоциаций ("мостиков памяти"), т. е. демонстрирует возможности ассоциативного мышления человека;

в) повторения, которое как средство, обеспечивающее запоминание, не должно применяться механически.·

г) чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (так как соединяет зрение и слух).

Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить. При повторении делайте перерывы(созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти. Экспериментальная психология показала, что часть заучиваемого материала забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее.

Акция. В раздел об исполнении входили сведения и навыки, которые сегодня относятся к ведению теории актерского мастерства, а именно: владение голосом – его акцентно-интонационным богатством, мимикой, искусство позы и жеста. Формулировались комплексные требования к поведению говорящего (обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.).

Древние риторы делили речь на два вида: периодическую, т. е. построенную из усложненных предложений, и отрывистую, лаконичную.

Ритмика речи, симметрия конструкций также могут быть отнесены к риторическим средствам как отражающие общие закономерности гармонии мира. Русский эквивалент гармонии – «лад», лежавший (может быть лежащий) в основе народной эстетики, легко обнаруживается и в частушке, и в традиционных формах народной.

Противопоставление добра и зла, порядочности и низости, подлости и силы духа, мощи и слабости, света и тьмы, искренности и лицемерия (антитеза) соответствует этим законам, обеспечивает размеренность композиции текста, сопоставление сюжетных линий и образов персонажей. Этим законам подчиняются и стили (высокий – низкий), и роды литературы (трагедия – комедия, поэзия – проза), и конструкции текста (простые и сложные предложения, цепная и параллельная связи), и типы речи.

Гармония формы, текста неразрывно связана с гармонией смысла.

Ритм есть организующее начало исполнения речевого произведения в акустическом коде.

Один из чеховских героев так вспоминает о своей лекторской деятельности: «Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».
Действительно, заветная мечта каждого оратора, самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.

Подробнее остановимся на вопросе, какова роль паузы.

Пауза – не просто прекращение речи или молчание. Это – элемент речи,имеющий много функций:

1. Для привлечения внимания. Периодически, в течение доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.

2. Для подчеркивания важности информации. Пауза делается обычно после важных или значительных фраз.

3. Пауза – время отдохнуть и подумать.Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждого слова. Выступление экспромтом без пауз фактически невозможно.

4. Между частями доклада.При этом полезно не только сделать паузу, но и сменить интонацию голоса.

5. Уверенность в себе. Оратор, владеющий паузой, производит впечатление уверенного в себе человека. Паузы хорошо помогают справиться с волнением.

6.Использование пауз позволяет создать свой стиль.

7. После окончания речи. Даже если не будет аплодисментов, надо чуть задержаться и поблагодарить слушателей.