Риторика – технология или искусство?

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Подражание (мимесис) – основа технологии, алгоритм речи, сумма приемов. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Величайшим теоретиком античности Аристотелем логика мыслилась как инструмент получения достоверного знания, диалектика, относилась к сфере правдоподобного мнения, а риторика – к сфере публичных коммуникаций. В современной риторике предполагается целостное знание о мире, экстралингвистическое знание – философия, политика, история, литература, право и закон.

Появился ряд новых моментов: психологическое изучение структуры общения, изучение ролей слушателей, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т. д.

Появилась неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), которая сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному средствами массовой ин формации (радио, телевидением, прессой, рекламой); к построению теории диалога, к вариантам обратной связи в общении. Прошло то время, когда главным средством общения была газета, теперь внимание приковано к телевидению и радио.

Специалистами много внимания уделяется анализу содержания высказывания – так называемому контент-анализу, под которым понимается семантический анализ на основе выделения ключевых слов в тексте (анализ значений этих ключевых слов). Недостаточно выделить ключевые слова культуры и оценить их значения, необходимо еще рассмотреть различные формы речи и мысли. Культура предлагает человеку как носителю культуры различные варианты форм речи, в этом разнообразии выражаются терпимость и сосуществование разных идей и разных ценностных иерархий, совокупности значимых смыслов – вечных и сиюминутных. Информационное общество предъявляет специфические требования в риторике. Это связано не только с формами риторического влияния, способов выражения, но и с накалом идеологических противостояний: В более широком значении – вся огромная область культуры наполнена словами, идеями, смыслами, которые можно выразить простыми вопросами: «зачем мне это нужно?», «что мне за это будет?» Последний вопрос очень актуален в сфере юридической оценки риторического поведения.

Принципы, которые лежат в основе правил общения, находят отражение в выделенных А.К. Михальской законах риторики:

- закон диалогизации речи;

- закон близости содержания речи интересам и жизни адресата;

- закон конкретности речи;

- закон движения;

- закон эмоциональности;

- закон эстетического удовольствия. К этим принципам мы добавим

- закон ответственности.

Таким образом, риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач:

а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

б) исследование форм, механизмов речи , а также различных кодовых систем в жизни людей;

в) формирование языковой личности — контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения;

г) дальнейшее совершенствование норм и правил культуры речи.

д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, механизмов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;

е) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства.

Об особенностях риторики как искусства и технологии мы поговорим на следующих лекциях.