Риторика – технология или искусство?
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции. Подражание (мимесис) – основа технологии, алгоритм речи, сумма приемов. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Величайшим теоретиком античности Аристотелем логика мыслилась как инструмент получения достоверного знания, диалектика, относилась к сфере правдоподобного мнения, а риторика – к сфере публичных коммуникаций. В современной риторике предполагается целостное знание о мире, экстралингвистическое знание – философия, политика, история, литература, право и закон.
Появился ряд новых моментов: психологическое изучение структуры общения, изучение ролей слушателей, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т. д.
Появилась неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), которая сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному средствами массовой ин формации (радио, телевидением, прессой, рекламой); к построению теории диалога, к вариантам обратной связи в общении. Прошло то время, когда главным средством общения была газета, теперь внимание приковано к телевидению и радио.
Специалистами много внимания уделяется анализу содержания высказывания – так называемому контент-анализу, под которым понимается семантический анализ на основе выделения ключевых слов в тексте (анализ значений этих ключевых слов). Недостаточно выделить ключевые слова культуры и оценить их значения, необходимо еще рассмотреть различные формы речи и мысли. Культура предлагает человеку как носителю культуры различные варианты форм речи, в этом разнообразии выражаются терпимость и сосуществование разных идей и разных ценностных иерархий, совокупности значимых смыслов – вечных и сиюминутных. Информационное общество предъявляет специфические требования в риторике. Это связано не только с формами риторического влияния, способов выражения, но и с накалом идеологических противостояний: В более широком значении – вся огромная область культуры наполнена словами, идеями, смыслами, которые можно выразить простыми вопросами: «зачем мне это нужно?», «что мне за это будет?» Последний вопрос очень актуален в сфере юридической оценки риторического поведения.
Принципы, которые лежат в основе правил общения, находят отражение в выделенных А.К. Михальской законах риторики:
- закон диалогизации речи;
- закон близости содержания речи интересам и жизни адресата;
- закон конкретности речи;
- закон движения;
- закон эмоциональности;
- закон эстетического удовольствия. К этим принципам мы добавим
- закон ответственности.
Таким образом, риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач:
а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
б) исследование форм, механизмов речи , а также различных кодовых систем в жизни людей;
в) формирование языковой личности — контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения;
г) дальнейшее совершенствование норм и правил культуры речи.
д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, механизмов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;
е) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства.
Об особенностях риторики как искусства и технологии мы поговорим на следующих лекциях.