Типы речевой культуры

 

Исключительно важным для современного состояния общества и его культуры является понятие типа речевой культуры носителя языка (О.Б. Сиротинина). И.А. Стерниным выделены элитарный тип речевой культуры, литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры[39]: Остановимся подробнее на базовых для речи юриста.

Элитарный тип речевой культуры характеризуют следующие параметры: высшее образование носителя языка, обычно гуманитарное; рефлексивный интеллект; логичность мышления; некатегоричность в оценках; знание и соблюдение риторических правил общения; привычка проверять свои языковые знания, пополнять их по авторитетным текстам и словарям; самостоятельность в формировании собственной речевой культуры; богатство как активного, так и пассивного словаря; получение удовольствия от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий; обсуждение с коллегами и близкими состояния современного языка, комментирование изменений в языке.

Литературный тип –основной для большинства юристов,характеризуют следующие параметры: преимущественно рефлексивный тип интеллекта; некатегоричность в оценках; неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие потребности в расширении своих знаний и их проверке; выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий; соблюдение основных этических норм; соблюдение основных норм речевого этикета; соблюдение основных норм литературной речи; владение основными стилями устной речи; примерно одинаковое владение культурой устной и письменной речи; способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации; способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе; отсутствие языковой самоуверенности; «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь и, напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную; владение основами связной устной монологической речи, способность без подготовки или с минимальной подготовкой выступить с небольшим устным монологом на известную тему; привычка обращаться к словарям или специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать»; богатство как активного, так и пассивного словаря, способность использовать синонимы в своей речи; знание основных изучавшихся в школе прецедентных текстов художественной литературы, способность использовать в качестве цитат в непосредственном общении некоторые (известные из школьной программы) строки; владение основными нормами устного речевого этикета; владение эпистолярным жанром (носитель этого типа регулярно пишет письма); способность самостоятельно готовить необходимые письменные документы с опорой на собственные языковые знания; способность к языковой игре, получение от нее удовольствия; ематический и стилистический самоконтроль; экспрессивность речи создается интонацией, образностью, синонимическими средствами языка, юмором, использованием прецедентных текстов, уместных цитат, а не сниженной лексикой, понимание того, что важно не только, ЧТО сказать, а и КАК сказать, отсутствие в речи аргументов типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»; изменение тональности общения в зависимости от коммуникативной ситуации; использование преимущественной формы вы-общения, соблюдение норм употребления ТЫ и ВЫ; речь не содержит общеупотребительных штампов; фиксирование ошибок в речи других – в устной речи, письменных и медийных текстах, в рекламе.

В речи юриста запрещенпросторечно-жаргонный тип, отражающийнизкий уровень общего образования и характеризующийся следующими признаками:

ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения; крайняя категоричность в оценках, в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно; самоуверенность, безапелляционность в общении; абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»; нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее; владение только просторечным стилем устного общения; невладение письменными формами речи: носители этого типа тексты могут писать преимущественно под диктовку, необходимость письменной речи ставит их в тупик, официальные документы могут писать только по образцу, заполняя пустые графы, при этом, как правило, требуют уже заполненный другими образец; отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу, непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика; привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга; привычное использование мата в экспрессивной и связочной функции; доминирует исключительно ты-общение; доминируют обращения типа Димон, Вован, Серый, клички и под.; неспособность к чтению более или менее длинных текстов любого жанра, неспособность синтезировать смысл текста, требование объяснить им смысл устно; неумение пользоваться словарями; непонимание подтекста в художественном тексте, в пословицах и поговорках; предпочтение отдается ситуативному юмору или относящемуся к телесному низу, юмористический подтекст не воспринимается, если нет грубых или нецензурных слов в рифму; лексика и фразеология, новые слова усваиваются исключительно из непосредственного общения с ближайшим окружением; отсутствует рефлексия о языке, проблемы языка не вызывают никакого интереса; в речи (как и в сознании) отсутствуют прецедентные тексты; погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям; неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи; экспрессия речи достигается исключительно использованием категоричных безапелляционных оценок, грубой и нецензурной лексики, повышением громкости или интонационной напряженности артикуляции;