Банковская гарантия.
Банковская гарантия – это новый для Российской Федерации и самостоятельный способ обеспечения обязательств.
В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару), в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства, денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о её уплате (ст. 368 ГК РФ). Таким образом, правоотношения по банковской гарантии, исходя из существа ст. 368 ГК РФ, должны состоять как минимум из четырёх действий. При этом минимум три участника связаны между собой применением норм ГК о банковской гарантии. Если отсутствует хотя бы один из них, то и отсутствует и правоотношение по банковской гарантии.
Участниками правоотношений по банковской гарантии являются: гарант, принципал и бенефициар.
Принципал – должник или будущий должник бенефициара.
Как замечает Б. Завидов: «Гражданский кодекс не говорит об этом абсолютно прямо. Но в статье 368 ГК РФ прямо сказано обратное: «Бенефициар – кредитор принципала». Следовательно, принципал в данном случае будет являться должником бенефициара. При таком понимании схемы правоотношений по банковской гарантии: «принципал - должник», а «бенефициар - кредитор», уяснение правового положения субъектов банковской гарантии заметно упрощается»[215].
Статья 368 ГК РФ называет в качестве лиц, правомочных выдавать банковскую гарантию, банк, иное кредитное учреждение и страховую компанию. Однако ученые-правоведы считают, что перечень субъектов банковской гарантии сильно сужен законодателем, а в правоприменительной практике такие гарантии выдают и иные субъекты гражданского права. Так, гарантии вправе выдавать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства согласно ст. 6 Устава, утверждённого постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года № 424[216]. Имеют место случаи выдачи гарантии от имени Правительства РФ, об особенностях таких гарантий сказано в ст. 126 ГК РФ. Следует считать возможным выдачу гарантии на условиях параграфа 6 главы 23 ГК РФ и другими субъектами гражданского права, поскольку согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ способы обеспечения обязательств могут самостоятельно предусматриваться заинтересованными в том сторонами[217].
Гарантия должна выдаваться в письменной форме. В ГК нет прямых указаний о последствиях нарушения правила о письменной форме гарантии. Но из их содержания со всей очевидностью следует, что такая гарантия будет ничтожной, несмотря на то, что в силу статьи 162 ГК РФ и допускается предоставление письменных и иных доказательств.
В ст. 368 ГК РФ об условиях банковской гарантии не говорится, но в последующих статьях кодекса сказано об основных свойствах и пределах действия банковской гарантии: в соответствии со ст. 377 ГК РФ она ограничивается суммой, которая выдана; в соответствии с п. 2 ст. 374 ГК РФ её условием может быть срок гарантии; в соответствии со ст. 374 ГК РФ обязательность предоставления отдельных документов.
В гарантию могут быть включены и другие условия: о возможности её отзыва (ст. 371 ГК РФ); передачи её бенефициаром другому лицу (ст. 372 ГК РФ); особом порядке вступления гарантии в силу (ст. 373 ГК РФ), ответственность гаранта за невыполнение своего обязательства (ст. 377 ГК РФ).
Правовая природа, такого обязательства, как банковская гарантия, - довольно сложное правоотношение, несмотря на всю кажущуюся простоту, указывает Б. Завидов[218]. Это связано не только с тем, что «банковская гарантия представляет собой новый, ранее не известный отечественному законодательству способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств»[219], но и тем, что он позаимствован из зарубежного законодательства. Так, правила о гарантии, содержащиеся в параграфе 6 главы 23 ГК РФ, сформулированы с учетом международной практики, отраженной в Унифицированных правилах для гарантий по требованию, которые были опубликованы в 1992 году в Париже Международной Торговой палатой (МТП).
В.В. Витрянский указывает, что «несмотря на абсолютную новизну банковской гарантии для российского законодательства, в юридической литературе не прекращаются попытки найти и определить черты банковской гарантии, делающие её похожей на иные способы обеспечения и даже на иные гражданско-правовые институты, не имеющие отношения к способам обеспечения обязательств»[220]. Но главное, в чем сходятся учёные правоведы, это то, что главная идея и смысл банковской гарантии – в её обеспечительном характере, и то, что она являет собой, как было отмечено выше, «самостоятельный способ обеспечения обязательств».
Банковская гарантия представляет собой облекаемое в письменную форму одностороннее обязательство, в соответствии с которым гарант обязуется уплатить бенефициару-кредитору по обеспечиваемую гарантией обязательству определённую денежную сумму.
Право бенефициара в отношении гаранта может быть реализовано только путём предъявления письменного требования, которое должно соответствовать условиям, предусматриваемым самой банковской гарантией.
Гарантия – возмездное обязательство, при этом за выдачу банковской гарантии принципал выплачивает гаранту определенное вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Затем следует собственно выдача банковской гарантии, которая обычно оформляется в виде исходящего от гаранта «гарантийного письма». В том случае, когда размер и срок уплаты банковской гарантии не указан в соглашении между гарантом и принципалом, это не может служить основанием к отказу гаранта в удовлетворении требований бенефициара[221].
В отличие от иных способов обеспечения исполнения обязательства банковская гарантия не зависит от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ). На независимость гарантии не влияет и то, что при представлении требования по гарантии бенефициар согласно п. 1 ст. 374 ГК РФ должен указать, в чём состоит нарушение принципалом основного обязательства.
Содержание банковской гарантии во многом зависит как от предписаний закона, так и от условий, разработанных сторонами и включённых в гарантийное обязательство.
Банковская гарантия, как правило, безотзывная, если в ней не предусмотрено иное.
Принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 372 ГК РФ).
Банковская гарантия в соответствии со статьёй 373 ГК РФ, вступает в силу со дня её выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. Если в гарантии оговорено, что она вступает в силу с «будущей даты», то она приобретает силу сделки с отлагательным условием в соответствии со ст. 157 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 377 ГК РФ банковская гарантия ограничена уплатой определенной денежной суммы, на которую она выдана. При этом, ответственность перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии в соответствии с п. 2 ст. 377 ГК РФ не предусмотрено иное.
Однако гарантия является денежным обязательством, а это означает, что при нарушении гарантом его обязательств должны применятся правила ст. 395 ГК РФ, предусматривающие уплату процентов за просрочку платежа, а сверх того и возможных убытков. В судебной практике это правило сомнений не вызывает[222].
Требования бенефициара должны быть письменными и содержать в себе необходимый перечень (приложения) документов, в которых указывается, в чём состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия (п. 1 ст. 374 ГК РФ). Однако в соответствии с п. 2 ст. 374 ГК РФ такое требование бенефициара должно быть предоставлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана. Как отмечает Б. Завидов «содержание статьи 374 ГК РФ гораздо шире её наименования»[223].
Гарант обязан рассмотреть требования бенефициара, даже если он допустил неполноту информации (представил её не в полном объёме) или указал неправильно – это не влияет на обязательства гаранта произвести платежи в пользу бенефициара (п. 2 ст. 376 ГК РФ). Так, по получение требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Помимо всего, гарант также должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. 1 ст. 375 ГК РФ).
Банковская гарантия прекращает свое действие: фактом уплаты бенефициару суммы, на которую выдана гарантия; окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана; вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения её гаранту; вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путём письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
Правоведы указывают и на такой нюанс банковской гарантии. При уплате суммы гарантии, но с просрочкой платежа, за бенефициаром сохраняется право требования к гаранту, вытекающее из его ответственности за несвоевременный платёж, предусмотренное пунктом 2 статьи 377 ГК РФ, если в самой гарантии не предусмотрено иное[224].
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ). Данное правило касается только взаимоотношений гаранта и принципала. Поэтому его несоблюдение не влияет на правовую силу гарантии, как обеспечительного обязательства.
Законодатель сформулировал положения о регрессных требованиях гаранта к принципалу двумя пунктами статьи 379 ГК РФ.
Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (п. 1 ст. 379 ГК РФ). Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом на предусмотрено иное (п. 2 ст. 379 ГК РФ).